Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европейские владельцы танкеров стараются в сжатые сроки отгрузить максимальный объем нефти, пишет Wall Street Journal. Они опасаются лишиться права на перевозки в связи с западными санкциями против Москвы, отмечает автор.
Костас Парис (Costas Paris), Бенуа Фокон (Benoit Faucon)
В условиях иссякающего европейского нефтяного рынка греческие танкеры перевозят рекордные объемы российской нефти в Китай и Индию
Владельцы танкеров в Европе отгружают максимально возможное количество российской нефти, стараясь успеть до того, как в декабре вступят в силу энергетические санкции в отношении Москвы.
После того, как в феврале Москва начала военную операцию на Украине, западные страны пообещали отказаться от закупок сырой нефти из России, а надвигающиеся санкции вызывают у европейских переработчиков и судовладельцев опасения по поводу того, что за грузовые и технологические операции с этим топливом они могут попасть в черный список.
При этом резко увеличились объемы поставок в Азию. По данным аналитической компании Vortexa, представляющей информацию в сфере энергетики, по сравнению с февралем в июне Китай почти удвоил объемы ввоза российской нефти с 670 до 1,13 миллиона баррелей в сутки в среднем. В прошлом месяце Индия завозила примерно один миллион баррелей в сутки. В первые два месяца этого года она практически ничего не закупала.
"Учитывая эту тенденцию, представляется возможным, что Россия могла бы экспортировать всю имеющуюся у нее нефть без участия покупателей из Америки или Европейского союза", — говорит главный экономист Vortexa Дэвид Вех (David Wech).
По данным брокеров, в мае и июне греческие владельцы танкеров, которые контролируют почти треть мирового флота, перевезли около половины объемов российской нефти. По оценкам специализированной службы Lloyd's List Intelligence, предоставляющей бизнес-информацию о морском, страховом и юридическом рынках, за эти два месяца число заходов греческих судов в российские порты в Черном и Балтийском морях увеличилось по сравнению с аналогичным периодом годом ранее с 89 до 151.
Греческие танкеры также заходят в порты, расположенные в Сибири, где традиционно работают китайские и российские судовладельцы. По данным компании MarineTraffic, предоставляющей информацию о перемещении судов, судно Kriti Legend, владельцем и оператором которого является компания Avin International, 12 июля, после загрузки российской нефтью в порту Козьмино в российской Сибири, прибыло в китайский порт Лайчжоу. На запрос о комментариях в компании Avin International не ответили.
Санкции ЕС предусматривают запрет поставок российской нефти в Европу и вступят в силу пятого декабря. Перевозки за пределы континента запрещены не будут, но суда не смогут получить страховое покрытие, в результате чего, в соответствии с международным морским правом, все их рейсы будут незаконными.
По словам чиновников из ЕС, длительный период до введения запрета на поставки подразумевает, что у правительств будет достаточно времени для перехода на альтернативные источники энергии за пределами России.
По информации брокеров по фрахтованию судов, из-за высокого спроса, возникшего после начала СВО на Украине, с января грузовые тарифы для танкеров среднего размера класса Aframax выросли с десяти до примерно 40 тысяч долларов в сутки.
Крупные европейские владельцы танкеров говорят, что из-за санкций они могут временно приостановить рейсы примерно трети своего флота. Но, по их словам, благодаря высокому мировому спросу на нефть эти суда вновь начнут выходить в плавание.
"Никто не может сказать, что будет с рынком танкеров после вступления в силу санкций. Но не исключено, что в итоге ситуация сложится положительно, поскольку спрос на нефть по-прежнему высок, и суда, скорее всего, будут отправляться для доставки нефти из других стран, таких как США и Ближний Восток, — сказал глава одной из греческих судоходных компаний, который попросил не называть его имени. — Они будут ходить на большие расстояния, а значит, зарабатывать больше денег".
Два европейских судовладельца заявили, что к ним обратились китайские операторы, чтобы купить в общей сложности шесть танкеров из опасений, что после вступления санкций в силу пятого декабря им не хватит судоходных мощностей для транспортировки российской нефти. А по словам брокеров, китайские конкуренты хотели купить как минимум восемь суден.
До начала спецоперации на Украине около 80% российского нефтяного экспорта шли в ряд экономически развитых стран, таких как государства-члены ЕС, США, Япония и Южная Корея. По данным компании Kpler, за период с конца февраля по май российские поставки в Западную Европу сократились на две трети — до 400 тысяч баррелей в сутки. Но сейчас значительную часть этого объема Москва отправляет лишь в несколько стран.
По словам нефтетрейдеров, Россия предлагает этим импортерам большие скидки — в зависимости от покупателя на целых 40 долларов дешевле за баррель по сравнению с нефтью, поставляемой с Ближнего Востока, из США и Африки.
При этом нефтеперерабатывающие заводы получают огромную прибыль, покупая российскую нефть со значительными скидками и превращая ее в продукты, которые продаются по более высоким ценам. Скидки особенно привлекательны для НПЗ Китая, крупнейшего в мире импортера нефти. Цена на нефть марки Brent (мировой эталон сырой нефти) на прошлой неделе опустилась ниже 95 долларов за баррель на ожиданиях того, что Саудовская Аравия увеличит добычу. Но в пятницу, когда этого не произошло, она вернулась к уровню в 101 доллар.
Готовность западных властей блокировать поставки российской нефти была продемонстрирована в прошлом месяце, когда таможенники США задержали судно, оператором которого является еще одна греческая компания, TMS Tankers, и которое направлялось из России в Луизиану с грузом мазута и газойля. А судно, следовавшее из российского порта в Черном море в Новый Орлеан, было освобождено после того, как власти установили, что груз был из Казахстана.
Ранее в этом месяце президент Украины Владимир Зеленский призвал владельцев греческих танкеров прекратить перевозку российской нефти.
"Мы видим, как греческие компании предоставляют едва ли не самый большой танкерный флот для транспортировки российской нефти, — заявил Зеленский, выступая по видеосвязи из Киева перед участниками конференции в Афинах. — Я уверен, что это не отвечает интересам Европы, Греции или Украины".
Другой метод, которым европейские танкеры пользуются для перевозки российской нефти — перекачка с судна на судно. Это обычная практика, используемая при ограниченном пространстве для погрузки грузов в портах. Но это практикуют и при операциях с судами, отключающими транспондеры, чтобы скрыть свое местоположение и пункт назначения груза.
По данным брокеров, аналитиков и компаний, предоставляющих информацию для отслеживания судов, в последние месяцы у южного греческого порта Каламата произошли десятки случаев перекачки нефти с судна на судно. Руководители судоходных компаний заявили, что некоторые из этих судов отключают свои транспондеры, чтобы скрыть свое местоположение, отметив, что подобная деятельность может активизироваться по мере приближения даты вступления санкций в силу.
"Проводятся темные операции с перекачкой нефти с судна на судно и осуществляются очень ловкие и неблаговидные действия с целью сокрытия происхождения груза", — говорит Мари Бейтс (Marie Bates) из компании Lloyd's List Intelligence, менеджер по анализу грузопотоков.