На самой окраине Польши. Приграничный город жалуется на потерю российского бизнеса

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Польское правительство известно своей русофобией, но многие жители страны, особенно те, кто живет на границе с Калининградом, не разделяют этой позиции. Напротив, они не скрывают, что без россиян и их денег им приходится тяжело.
Главным преимуществом северного польского городка Бранево всегда была его близость к границе с российским полуанклавом Калининградом. Но вдруг Варшава закрыла границу и ввела эмбарго на российский уголь.
Еще не так давно вагоны, до краев заполненные углем, днем и ночью, летом и зимой выстраивались длинными очередями, ожидая, чтобы их выгрузили на мощеные площадки перегрузочных терминалов Бранево.
Сейчас площадки стоят полупустые, и лишь небольшие кучи угля ждут, чтобы их забрали последние несколько клиентов. Машины, в том числе гигантская линия сортировки угля, купленная в прошлом году и не успевшая поработать, простаивают. Некоторые из них находятся в огромном цехе, в котором никогда не было так тихо, как сейчас.
"В истории нашей компании бывали спады. Но никогда еще не было так плохо", — говорит 46-летний Дариуш Левко, генеральный директор Polfrost, одного из шести грузовых терминалов Бранево.
До недавнего времени российский уголь, по данным Левко, составлял около 70% объемов всех грузов, переваливаемых через браневские терминалы. В 2020 году Польша, самая зависимая от угля страна в Европейском союзе, получила 72% своего угольного импорта угля из России. Это составляет 15% всего внутреннего потребления страны.
Когда в начале апреля Варшава ввела эмбарго на российский уголь и другие товары в ответ на спецоперацию России на Украине, Бранево погрузился в кризис.
"Мы смогли сохранить около 95% нашей команды, но нам пришлось сократить заработную плату на 30%, — сказал Левко. — Конечно, Украине нужно помочь, — сказал Левко, — но почему бы нам в первую очередь не подумать о себе?"
Польша и Болгария лишены российского газа: реакция Европы Россия потребовала оплаты газа в рублях, а Польша и Болгария это условие демонстративно не выполнили. Газпром их наказал, что, как пишет "Уэст-Франс", является нормальной ситуацией. Но Евросоюз принял целую программу наказания за нее: REpowerEU.

Закрытая граница

Бывшая коммунистическая Польша, которая провела почти пять десятилетий под властью Кремля, долгое время является одним из самых яростных критиков Владимира Путина. Согласно опросам Pew Research, сегодня 94% поляков считают Россию "серьезной угрозой" по сравнению с 65% в 2018 году.
Но в Бранево, расположенном в "хвостовой части" Польши, Россия традиционно ассоциируется с предсказуемостью и прибылью, как шутят многие местные жители.
Сегодня, когда цены в магазинах, счета за электроэнергию и ставки по ипотечным кредитам стремительно растут, многие здесь вспоминают времена, когда терминалы, разгружающие российский уголь, давали стабильные, хорошо оплачиваемые рабочие места. Когда россияне ездили за покупками в Бранево, а поляки ездили в Калининград за дешевым бензином. Или когда некоторые из них промышляли контрабандой сигарет, водки и автомобилей.
"У нас здесь были очереди по 2-3 километра, — рассказывает 45-летний Войцех Петшак, сотрудник пограничной службы, указывая на пустую улицу рядом со своим домом, самую близкую к закрытому теперь пункту пропуска в деревне Гроново. — Тут жизнь била ключом, было два обменных пункта валюты, три кафе, большая парковка".
О русских из Калининграда он говорит: "Они такие же европейцы, как и мы. В этом регионе не было такого понятия, как русофобия".
Первые признаки неприятностей появились в 2016 году, когда националистическое правительство Польши во главе с партией „Право и справедливость“ (PiS) предприняло неожиданный шаг, приостановив безвизовый транзит между Польшей и Калининградом для местных жителей. В марте 2020 году пандемия COVID-19 полностью закрыла все четыре из имеющихся здесь польско-российских пограничных переходов, и с тех пор вновь открылись только два пункта пропуска для владельцев виз.
Некоторые местные предприниматели в Бранево возмущены.
Gazeta Wyborcza (Польша): границы Калининградской области закрыты вот уже два года, жители проявляют невероятное терпениеКалининградская область стала "островом", пишет Gazeta Wyborcza. Официально границы закрыты из-за коронавируса, но ситуация имеет второе, политическое дно - обострение отношений между Москвой и Европой и НАТО, отмечает автор статьи. Перспектив изменения ситуации она не видит и считает, что калининградцы устали от такой ситуации. По её мнению, они мечтают ездить на выходные в Польшу или Германию.
"Русские тратили столько денег, что уму непостижимо, — сказал один из них на условиях анонимности. — Были товары, были покупатели..."
"Все здесь буквально бурлило, все были счастливы, люди зарабатывали хорошие деньги, жили нормально и строили новые дома, планировалось строительство новых магазинов... А потом пришел Ярек и все это закрыл", — сказал источник, имея в виду лидера Партия ПиС, Ярослава Качиньского.
"Благодаря русским браневский филиал нашей крупной сетевой торговой компании Biedronka имел самый высокий товарооборот во всей стране, а сейчас работает еле-еле, — сказал источник, имея в виду польскую сеть дисконтных супермаркетов. — Россияне были известны тем, что вывозили от нас тонны всяких колбас и мясопродуктов, временами даже контрабандой в шинах автомобилей".
Наш сайт связался с компанией Biedronka и рядом других фирм розничной торговли в Бранево, чтобы получить комментарии. Но многие просто ничего не ответили, а некоторые отказались.

Солидарность с Украиной?

Город Бранево с населением около 17 000 человек, с военной частью, которая, наверное, является крупнейшим работодателем, и несколькими туристическими достопримечательностями, расположенными вдоль известного велосипедного маршрута, а также немногими неоготическими зданиями, всегда привлекал внимание своей близостью к границе с Калининградом.
"Старо как мир — везде, где есть граница, там всегда есть торговля", — говорит мэр города Томаш Селицкий.
"Терминалы предоставляли рабочие места субподрядчикам, которые оказывали услуги по уборке, транспортировке или кейтерингу, — сказал он BIRN в своем офисе в Бранево. — Они также способствовали динамичному развитию города, о чем свидетельствует растущий спрос на новое жилье. Вместе с эмбарго на уголь вся эта цепочка оказалась разорванной".
Однако не все в Бранево считают, что дела должны вернуться в прежнее русло.
"Стыдно жаловаться, что русских здесь нет, когда Украину уничтожают", — сказал 55-летний владелец магазина рыболовных принадлежностей на главном рынке Бранево, назвавшийся Дариушем.
Дариуша не беспокоит бедственное положение перевалочных угольных терминалов, которые, по его словам, только загрязняют воздух.
"Здесь все черное, в Бранево никогда не увидишь белого снега, — сказал он и высказался за то, чтобы граница с Россией оставалась закрытой. — Ведь владельцы всех здешних супермаркетов — сплошь иностранные компании, и нам от того, что здесь оставляют русские, не достается ни гроша... Что же касается терминалов, то ведь когда-то их здесь не было, и мы как-то жили, разве не так?"
Такие высказывания отражают мнение некоторых здешних жителей о том, что зависимость региона от России была слишком велика, и что здешний бизнес не заботился о том, чтобы найти альтернативные источники дохода.
"Во-первых, после приостановки местного приграничного движения было достаточно времени, чтобы подготовиться к жизни без России, — сказал Войцех Андреарчик, бывший журналист. — Во-вторых, делать бизнес зависимым от такой страны, как Россия, очень рискованно".
Gazeta Wyborcza (Польша): России аукнулась атака Лукашенко на Польшу. Заторы на границах подстегивают рост ценИз-за кризиса на польско-белорусской границе у России возникли проблемы, пишет Gazeta Wyborcza. Польша закрыла один из погранпереходов, а на других образовались огромные очереди. Теперь сетям розничной торговли грозят перебои в поставках. Читатели издания ехидно предлагают Москве построить подводный туннель для транспортировки грузов в Германию.

"Мы бьемся об стену"

В отличие от многих браневских предпринимателей, Андреарчик вернулся в свой родной город после окончания университета в другой части Польши.
Он напомнил о крахе многих крупных местных работодателей во время болезненного перехода от коммунизма к капитализму в 1990-е годы. Предприятия, которые процветали в условиях контролируемой государством экономики, включая кожевенные заводы, молочные заводы, конные заводы и строительные предприятия, были закрыты, а безработица резко возросла. Такой опыт имеется почти у всех городов и поселков по всей Польше.
"Именно тогда политики забыли об этом регионе, — сказал Андреарчик. — Неудивительно, что граница стала отличным выходом из положения для многих сразу же с момента ее открытия. Проблема в том, что с годами ничего не изменилось. Граница сделала людей ленивыми, и ей существует сейчас мало альтернатив".
Анджей Демко, 52-летний украинец, родившийся в Бранево, нашел другой путь. Основатель мебельной компании Okmed Демко в начале 2000-х разорвал деловые связи с Калининградом и занялся рынками на Балканах и в Западной Европе.
"Другой спрос, другой клиент, другие потребности рынка, другой уровень безопасности, — сказал он BIRN. — Если бы у меня были такие же хорошие деловые отношения с русскими, как у терминалов, я бы, наверное, говорил по-другому. Но я всегда знал, что эти терминалы не обеспечивают достаточной стабильности".
Это слабое утешение для тех, кто борется за свои рабочие места. И так же, как и в 1990-х годах, они жалуются, что политики в Варшаве игнорируют их бедственное положение.
Владельцы терминалов предложили создать в Бранево "сухой порт": уголь, доставляемый на кораблях из Австралии и Южной Америки в Гданьск и другие портовые города, будет перегружаться на автомобильные фуры и транспортироваться в Бранево, где будет проходить дополнительную переработку и сортироваться.
Но мэр Селицкий сказал, что правительство PiS не проявляет к этому заинтересованности.
"Мы бьемся об стену, — сказал он, описывая, как представлял этот план парламентскому комитету по энергетике в Варшаве. — Председатель играл со своим смартфоном и постоянно выходил из зала, а в конце концов вообще отнял у меня слово. Мы вернулись ни с чем..."
Председатель комитета, депутат от PiS и близкий соратник Качиньского Марек Суски на просьбу об интервью не ответил.
Обсудить
Рекомендуем