https://inosmi.ru/20220721/polsha-255117424.html
Поляки пожаловались на тяжелую жизнь без россиян
Поляки пожаловались на тяжелую жизнь без россиян
Поляки пожаловались на тяжелую жизнь без россиян
Польское правительство известно своей русофобией, но многие жители страны, особенно те, кто живет на границе с Калининградом, не разделяют этой позиции... | 21.07.2022, ИноСМИ
2022-07-21T11:00
2022-07-21T11:00
2022-07-21T12:05
balkan insight
общество
политика
россия
польша
бизнес
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25061/30/250613032_0:0:5345:3007_1920x0_80_0_0_300c8522fb05dc585690a7bf360de874.jpg
Главным преимуществом северного польского городка Бранево всегда была его близость к границе с российским полуанклавом Калининградом. Но вдруг Варшава закрыла границу и ввела эмбарго на российский уголь.Еще не так давно вагоны, до краев заполненные углем, днем и ночью, летом и зимой выстраивались длинными очередями, ожидая, чтобы их выгрузили на мощеные площадки перегрузочных терминалов Бранево.Сейчас площадки стоят полупустые, и лишь небольшие кучи угля ждут, чтобы их забрали последние несколько клиентов. Машины, в том числе гигантская линия сортировки угля, купленная в прошлом году и не успевшая поработать, простаивают. Некоторые из них находятся в огромном цехе, в котором никогда не было так тихо, как сейчас."В истории нашей компании бывали спады. Но никогда еще не было так плохо", — говорит 46-летний Дариуш Левко, генеральный директор Polfrost, одного из шести грузовых терминалов Бранево.До недавнего времени российский уголь, по данным Левко, составлял около 70% объемов всех грузов, переваливаемых через браневские терминалы. В 2020 году Польша, самая зависимая от угля страна в Европейском союзе, получила 72% своего угольного импорта угля из России. Это составляет 15% всего внутреннего потребления страны.Когда в начале апреля Варшава ввела эмбарго на российский уголь и другие товары в ответ на спецоперацию России на Украине, Бранево погрузился в кризис."Мы смогли сохранить около 95% нашей команды, но нам пришлось сократить заработную плату на 30%, — сказал Левко. — Конечно, Украине нужно помочь, — сказал Левко, — но почему бы нам в первую очередь не подумать о себе?"Закрытая границаБывшая коммунистическая Польша, которая провела почти пять десятилетий под властью Кремля, долгое время является одним из самых яростных критиков Владимира Путина. Согласно опросам Pew Research, сегодня 94% поляков считают Россию "серьезной угрозой" по сравнению с 65% в 2018 году.Но в Бранево, расположенном в "хвостовой части" Польши, Россия традиционно ассоциируется с предсказуемостью и прибылью, как шутят многие местные жители.Сегодня, когда цены в магазинах, счета за электроэнергию и ставки по ипотечным кредитам стремительно растут, многие здесь вспоминают времена, когда терминалы, разгружающие российский уголь, давали стабильные, хорошо оплачиваемые рабочие места. Когда россияне ездили за покупками в Бранево, а поляки ездили в Калининград за дешевым бензином. Или когда некоторые из них промышляли контрабандой сигарет, водки и автомобилей."У нас здесь были очереди по 2-3 километра, — рассказывает 45-летний Войцех Петшак, сотрудник пограничной службы, указывая на пустую улицу рядом со своим домом, самую близкую к закрытому теперь пункту пропуска в деревне Гроново. — Тут жизнь била ключом, было два обменных пункта валюты, три кафе, большая парковка".О русских из Калининграда он говорит: "Они такие же европейцы, как и мы. В этом регионе не было такого понятия, как русофобия".Первые признаки неприятностей появились в 2016 году, когда националистическое правительство Польши во главе с партией „Право и справедливость“ (PiS) предприняло неожиданный шаг, приостановив безвизовый транзит между Польшей и Калининградом для местных жителей. В марте 2020 году пандемия COVID-19 полностью закрыла все четыре из имеющихся здесь польско-российских пограничных переходов, и с тех пор вновь открылись только два пункта пропуска для владельцев виз.Некоторые местные предприниматели в Бранево возмущены."Русские тратили столько денег, что уму непостижимо, — сказал один из них на условиях анонимности. — Были товары, были покупатели...""Все здесь буквально бурлило, все были счастливы, люди зарабатывали хорошие деньги, жили нормально и строили новые дома, планировалось строительство новых магазинов... А потом пришел Ярек и все это закрыл", — сказал источник, имея в виду лидера Партия ПиС, Ярослава Качиньского."Благодаря русским браневский филиал нашей крупной сетевой торговой компании Biedronka имел самый высокий товарооборот во всей стране, а сейчас работает еле-еле, — сказал источник, имея в виду польскую сеть дисконтных супермаркетов. — Россияне были известны тем, что вывозили от нас тонны всяких колбас и мясопродуктов, временами даже контрабандой в шинах автомобилей".Наш сайт связался с компанией Biedronka и рядом других фирм розничной торговли в Бранево, чтобы получить комментарии. Но многие просто ничего не ответили, а некоторые отказались.Солидарность с Украиной?Город Бранево с населением около 17 000 человек, с военной частью, которая, наверное, является крупнейшим работодателем, и несколькими туристическими достопримечательностями, расположенными вдоль известного велосипедного маршрута, а также немногими неоготическими зданиями, всегда привлекал внимание своей близостью к границе с Калининградом."Старо как мир — везде, где есть граница, там всегда есть торговля", — говорит мэр города Томаш Селицкий."Терминалы предоставляли рабочие места субподрядчикам, которые оказывали услуги по уборке, транспортировке или кейтерингу, — сказал он BIRN в своем офисе в Бранево. — Они также способствовали динамичному развитию города, о чем свидетельствует растущий спрос на новое жилье. Вместе с эмбарго на уголь вся эта цепочка оказалась разорванной".Однако не все в Бранево считают, что дела должны вернуться в прежнее русло."Стыдно жаловаться, что русских здесь нет, когда Украину уничтожают", — сказал 55-летний владелец магазина рыболовных принадлежностей на главном рынке Бранево, назвавшийся Дариушем.Дариуша не беспокоит бедственное положение перевалочных угольных терминалов, которые, по его словам, только загрязняют воздух."Здесь все черное, в Бранево никогда не увидишь белого снега, — сказал он и высказался за то, чтобы граница с Россией оставалась закрытой. — Ведь владельцы всех здешних супермаркетов — сплошь иностранные компании, и нам от того, что здесь оставляют русские, не достается ни гроша... Что же касается терминалов, то ведь когда-то их здесь не было, и мы как-то жили, разве не так?"Такие высказывания отражают мнение некоторых здешних жителей о том, что зависимость региона от России была слишком велика, и что здешний бизнес не заботился о том, чтобы найти альтернативные источники дохода."Во-первых, после приостановки местного приграничного движения было достаточно времени, чтобы подготовиться к жизни без России, — сказал Войцех Андреарчик, бывший журналист. — Во-вторых, делать бизнес зависимым от такой страны, как Россия, очень рискованно"."Мы бьемся об стену"В отличие от многих браневских предпринимателей, Андреарчик вернулся в свой родной город после окончания университета в другой части Польши.Он напомнил о крахе многих крупных местных работодателей во время болезненного перехода от коммунизма к капитализму в 1990-е годы. Предприятия, которые процветали в условиях контролируемой государством экономики, включая кожевенные заводы, молочные заводы, конные заводы и строительные предприятия, были закрыты, а безработица резко возросла. Такой опыт имеется почти у всех городов и поселков по всей Польше."Именно тогда политики забыли об этом регионе, — сказал Андреарчик. — Неудивительно, что граница стала отличным выходом из положения для многих сразу же с момента ее открытия. Проблема в том, что с годами ничего не изменилось. Граница сделала людей ленивыми, и ей существует сейчас мало альтернатив".Анджей Демко, 52-летний украинец, родившийся в Бранево, нашел другой путь. Основатель мебельной компании Okmed Демко в начале 2000-х разорвал деловые связи с Калининградом и занялся рынками на Балканах и в Западной Европе."Другой спрос, другой клиент, другие потребности рынка, другой уровень безопасности, — сказал он BIRN. — Если бы у меня были такие же хорошие деловые отношения с русскими, как у терминалов, я бы, наверное, говорил по-другому. Но я всегда знал, что эти терминалы не обеспечивают достаточной стабильности".Это слабое утешение для тех, кто борется за свои рабочие места. И так же, как и в 1990-х годах, они жалуются, что политики в Варшаве игнорируют их бедственное положение.Владельцы терминалов предложили создать в Бранево "сухой порт": уголь, доставляемый на кораблях из Австралии и Южной Америки в Гданьск и другие портовые города, будет перегружаться на автомобильные фуры и транспортироваться в Бранево, где будет проходить дополнительную переработку и сортироваться.Но мэр Селицкий сказал, что правительство PiS не проявляет к этому заинтересованности."Мы бьемся об стену, — сказал он, описывая, как представлял этот план парламентскому комитету по энергетике в Варшаве. — Председатель играл со своим смартфоном и постоянно выходил из зала, а в конце концов вообще отнял у меня слово. Мы вернулись ни с чем..."Председатель комитета, депутат от PiS и близкий соратник Качиньского Марек Суски на просьбу об интервью не ответил.
/20220430/energetika-254030508.html
/20220215/granitsa-253009988.html
/20211124/250979431.html
россия
польша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25061/30/250613032_598:0:4925:3245_1920x0_80_0_0_748afe7d4190610d3683e2d50a84490c.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
balkan insight, общество, политика, россия, польша, бизнес