"20 процентов фирм закроются навсегда из-за газа", — говорит глава Экономической палаты

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Газопровод "Северный поток — 1" снова заработал, но радоваться рано, пишет iDNES. Многие чешские фирмы боятся полного отключения газа. Это обернется для них крайне серьезными последствиями.
Сабина Али (Sabina Ali)
Президент Экономической палаты Владимир Длоуги (Vladimír Dlouhý) в интервью iDNES отметил, что профсоюзы, безусловно, будут настаивать на росте зарплат. Но в таком случае, по его словам, в критическом положении окажется еще больше компаний, чем из-за энергетического кризиса. "Необходимо, чтобы профсоюзы это осознали", — говорит Длоуги, который отмечает, что фирмам требуется больше информации от правительства по поводу помощи в условиях удорожания энергии.
iDNES: На прошлой неделе снова заработал газопровод "Северный поток — 1", но тем не менее радоваться рано. Боятся ли компании полного отключения газа?
Владимир Длоуги: Мы проводим опросы среди наших членов. В последний раз это было в конце июня начале июля. Треть респондентов из примерно тысячи компаний ответила, что отключение газа повлекло бы для них крайне серьезные последствия. Даже если они будут знать о нем за полгода. Просто с технологической точки зрения к этому все равно не подготовиться, и, вложив большие деньги, им пришлось бы переходить на другие источники энергии. Во-вторых, им недостает информации. Нас неприятно удивило, что от 63 до 65% компаний утверждают, что сейчас располагают недостаточной информацией о том, как государство планирует регулировать распределение газа.
— Чего конкретно они не знают?
— Например, они не знают, к какому уровню регулирования относится их предприятие. Это вызвано тем, что в истории Чешской Республики еще не случалось ничего подобного. Кроме того, неясно, кто из предпринимателей, наиболее пострадавших от недостатка газа, получит помощь. Из переговоров с Министерством промышленности и торговли понятно, что у некоторых предприятий есть возможность справиться с дефицитом газа. Однако часть компаний просто не может подготовиться. Ранее с такой ситуацией мы не сталкивались, и компаниям требуется больше информации.
— Какие компании пострадают от возможной остановки поставок газа?
— Это коснется двух типов предприятий. Первая группа те, кто по технологическим причинам используют чрезвычайно много газа. Например, это стекольные заводы и пекарни. Второй тип — это фирмы с огромными цехами, которые в холода нужно отапливать. Газ идет на выработку тепла, на работу станков, разогрев печей, газовую сушку. Сильно дефицит или высокая стоимость газа коснутся и сельского хозяйства, прежде всего животноводства.
— Такие компании будут разоряться?
— Из нашего опроса следует, что 29% компаний фатально пострадают от отключения газа. Правда, это не обязательно значит, что они закроются. По нашим данным, наихудший сценарий грозит 18 — 20%. Другие компании понесут финансовые и технологические потери. Кому-то придется, например, срочно останавливать целую печь, а восстанавливать производство будет весьма сложно.
— Это решаемо?
— Есть фирма, которая предлагает решения в области фотоволтаики. Эта фирма способна там, где это возможно, очень быстро установить оборудование, а также предлагает поставки электроэнергии по более низким ценам, чем предлагают крупные дистрибуторские компании. Опасность только в том, что компания берет на себя обязательство выплачивать эту сумму, скажем, 20 лет. За годы цена может снизиться, а потребителю придется платить поставщику все ту же фиксированную сумму.
Немцы получают мало газа. Проблемы могут возникнуть и у ЧехииСокращение поставок газа по "Северному потоку" из России может обернуться проблемами не только для Германии, пишет Seznam zprávy. Велика угроза, что в Европе хранилища не будут заполнены вовремя. Германия ситуацию не контролирует.
Некоторые стекольные заводы пытаются перейти на электричество, но это трудно. Кроме того, это приведет к дальнейшему ускорению инфляции, поскольку бóльшие расходы компаниям придется отражать в конечных ценах для покупателей.
— Могут ли компании себе такое позволить?
— Сколько фирм могут позволить себе подобные меры вопрос. Кроме того, из-за финансовых проблем банки не будут многих из них кредитовать. Поэтому нас не устраивает, что правительство не способно помочь хотя бы определенной группе предпринимателей. Выходом в данной ситуации, безусловно, может стать диверсификация поставок газа. В сложившейся ситуации договариваться с Россией просто нельзя.
— Насколько реально полностью избавиться от зависимости от России в этой сфере?
— Когда все успокоится, и если политика в России изменится к лучшему, то можно ожидать, что мы продолжим покупать у нее газ. Но нельзя быть столь зависимыми от нее. Из России мы импортируем 99,2% газа. Мы должны задуматься о том, как обеспечить себя газом, даже если российский перестанет течь. Если наступит мир, необходимо будет провести некую оптимизацию. Российский газ тоже будет играть роль, но такой зависимости, какая существует сегодня, мы допустить уже не можем.
— О какой оптимизации вы говорите? Можно в цифрах?
— Все будет зависеть от желания России поставлять газ, от политического контекста, уровня цен и так далее.
(…)
— Достаточно ли правительство делает для компаний?
— Мы сделали заявление вместе с Союзом промышленности и другими, в котором выразили определенные опасения по некоторым поводам. Правительства по всей Европе, конечно, в первую очередь думают о социальных последствиях. Это логично, но ведь собственно компании — источник благосостояния для домохозяйств. Там удалось добиться некоторых изменений, таких как снижение сборов на возобновляемые источники энергии, а также выплата компенсации косвенных расходов.
(…)
— Из-за столь значительного роста цен на энергию фирмам приходится экономить. Будут ли увольнения?
— Да, растущие цены на энергию и газ могут повысить безработицу. Ряд компаний, которые кризис затронет несильно, скажет вам, что благодаря этому улучшится ситуация на рынке труда. Мол, люди будут больше стараться найти работу. Однако последствия для государственного бюджета будут негативными, поскольку придется выплачивать больше пособий по безработице.
Пятая часть наших респондентов заявила нам, что полное отключение газа заставит их закрыть бизнес. Разумеется, это приведет к немедленным увольнениям. Однако в работающей экономике одни увольняют, а другие набирают. Поэтому в результате вряд ли возникнут проблемы.
— Предприятия по-прежнему испытывают недостаток в квалифицированных рабочих, прежде всего на производстве. Есть ли вероятность, что увольнять будут с административных должностей?
— Я точно не знаю, как будет выглядеть структура. Но есть фирмы, где от администрации остался важный минимум, в отличие от государства, у которого чиновничий аппарат слишком разросся. Большинство компаний сократили административных работников еще в пандемию. Им пришлось. Поэтому я не думаю, что в этой сфере будут массовые увольнения.
— Как решать вопрос с нехваткой рабочих требуемой квалификации?
— Мы призываем к тому, чтобы соответствующие ведомства разрешили приток работников из других стран, а не только Украины. Известно, что эти страны не представляют никакой террористической угрозы и не угрожают стратегической безопасности нашей страны. Это Монголия, Филиппины или, скажем, балканские страны. Нам следует проявлять в этом отношении больше гибкости и открытости.
Обсудить
Рекомендуем