Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Израиль долгие годы умудрялся сохранять баланс между США и Россией, но "пляска на двух свадьбах" закончилась, пишет Haaretz. По мнению автора статьи, Тель-Авив не вправе читать морали Москве из-за Украины, когда у него "на заднем дворе" процветает военная диктатура.
Гидеон Леви (Gideon Levy)
Иногда вечеринка заканчивается, хотя казалось, что она может длиться вечно. То же самое можно сказать про Израиль, который поднял искусство плутовства до невиданных доселе высот. Он отплясывает не просто на двух свадьбах — он пляшет на всех, причем одновременно, умудряясь не упасть. Но иногда все же падает.
Именно так Израиль на протяжении десятилетий исполняет танец демократии и свободного мира, хотя на заднем дворе у него живет и действует жестокая военная диктатура. Именно так он последние несколько месяцев балансирует между Россией и Соединенными Штатами. Но теперь выясняется, что невозможно вечно быть в двойном выигрыше. Иногда веселые вечеринки заканчиваются — и может быть, это к лучшему.
Да, Соединенные Штаты готовы терпеть от Израиля все что угодно. Но не Россия. Вашингтон прощает Тель-Авиву буквально все и даже поворачивается спиной к Западу во время кризиса. Все плевки, которыми Израиль награждает США в ответ на их просьбы, в Белом доме воспринимают как благословенный дождь. Невразумительное мычание Израиля и его нейтральная позиция по поводу конфликта на Украине не вызвали у США никакого недоумения. Европа его тоже простила. Но тут возвысил свой голос господин Всемирная Нравственность — Яир Лапид. Будучи министром иностранных дел, он издавал другие звуки, которые были намного приятнее для американских ушей. Россия проснулась — она не могла не проснуться от его шума, и теперь Иерусалим боится ее ярости.
На самом деле, российские угрозы похожи на обещания. Закрытие Еврейского агентства в России и прекращение бомбардировок в Сирии вполне могут стать положительными событиями, даже для Израиля. О закрытии агентства уже все сказано: пора покончить с его подрывной деятельностью и поощрением ненужной иммиграции. Однако беспрепятственные бомбежки в Сирии, как будто она вассальное государство под израильским суверенитетом, также могли закончиться очень плохо.
Когда "Хезболлах" запускает ракету, Тель-Авив на весь мир вопит о нарушении своего священного суверенитета. Но никто не смеет и рта раскрыть по поводу наглых бомбежек в Сирии и полетов израильской авиации в небе над Ливаном. Возможно, Россия положит этому конец. Вряд ли это навредит безопасности Израиля, как утверждают паникеры, потому что когда-нибудь такие атаки могли вызвать ответные действия. Это может привести к ухудшению ситуации, конца которому не будет видно. Если Россия настоит на закрытии неба над Сирией, лучшим летчикам в мире придется немного побездельничать, к их величайшему сожалению. Но в Израиле будет спокойнее и безопаснее.
Теперь в стране появились люди, призывающие правительство проводить более высоконравственный политический курс в отношении конфликта на Украине, поскольку Россия для нас, похоже, уже потеряна. Но это тоже проблематично. Вправе ли Израиль читать мораль стране, не соблюдающей нормы международного права и игнорирующей призывы мирового сообщества? Дозволительно ли вообще Израилю открывать рот и высказываться против военных преступлений и оккупации? Какое он имеет на это моральное право?
Дозволительно ли Израилю участвовать в санкциях против России, когда он сам является оккупантом и любой призыв к ограничениям против него называет антисемитизмом? В конце концов, Лапид, изменивший позицию Тель-Авива в отношении украинского конфликта, является одним из приверженцев доктрины о том, что Израиль может поступать как ему заблагорассудится, а другие страны не смеют его критиковать, так как любая подобная критика есть проявление ненависти к евреям. Станет ли он теперь читать нотации России? О чем? Об оккупации и военных преступлениях?
Мы стоим на краю пропасти, и это должно заставить нас крепко задуматься. Израиль пытался получать выгоду от всех миров, но умудрился потерять почти их все. Украина и Россия возмущаются действиями Израиля в равной степени. Пока Европа и США показывали свои лучшие стороны, Тель-Авив стоял в стороне. А Москва, надеявшаяся, что Израиль отплатит ей добром за открытое небо в Сирии и за предоставленную Еврейскому агентству возможность мутить в России воду, очень сильно разочаровалась.
Но у нее есть одно утешение. Любимый Западом Израиль по манере своих действий гораздо больше похож на Россию, чем на своих западных почитателей. Россия сильнее и грубее, а у Владимира Путина больше диктаторских наклонностей; но Тель-Авив прекрасно понимал, почему ему не стоит выступать против России. Она для него почти как сестра-близнец.
Гидеон Леви — обозреватель и член редакционной коллегии Haaretz