Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После инцидента с приостановкой Россией экспорта казахстанской нефти Нур-Султан занялся поиском альтернативных маршрутов, пишет Haqqin. Автор статьи сомневается, что Азербайджан станет одним из путей транспортировки "черного золота".
Фархад Мамедов
В начале июля, когда экспорт казахстанской нефти через Россию был остановлен в третий раз, Казахстан мобилизовал все ресурсы в поисках альтернативных путей транспортировки нефти. С тех пор над этим вопросом по поручению президента Касыма-Жомарта Токаева в правительстве Казахстана ломают голову ведущие специалисты. Одним из возможных маршрутов является Азербайджан.
Напомним, в начале июля городской суд Новороссийска приостановил на 30 дней "в связи с нанесением ущерба окружающей среде" работу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому транспортируется 78,5 процента всей казахстанской нефти. Свое решение Россия изменила лишь в тот момент, когда Казахстан, сочтя причины остановки КТК "неправдоподобными" и "подозрительными", начал лихорадочный поиск альтернативных маршрутов. Даже несмотря на то, что транспортировка казахстанской нефти через Новороссийск была вскоре возобновлена.
Отметим, что магистральный трубопровод протяженностью полторы тысячи километров соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря, где нефть отгружается на танкеры через морской терминал. Крупнейшими акционерами КТК являются российская компания "Транснефть" (24 процента) и казахская "КазМунайГаз" (19 процентов).
"Транснефть" – нефтепроводная компания, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, контролируемый правительством РФ. Владельцами консорциума являются также профильные компании США, Великобритании и Италии.
Сегодня одна из самых обсуждаемых тем на рынке углеводородов связана с поисками Казахстаном альтернативных маршрутов экспорта своей нефти. На днях отраслевые эксперты Казахстана и России обсуждали этот вопрос в ходе дискуссии на тему "Диверсификация экспорта казахской нефти. Есть ли альтернатива КТК?", которая была организована на онлайн-платформе российского Института развития технологий ТЭК. В частности, на платформе широко обсуждалась возможность транспортировки казахстанской нефти через Азербайджан.
Казахстанский эксперт Олжас Байдильдинов рассказал, что в прошлом маршрутом через Азербайджан, который называли "Казахстанской каспийской системой транспортировки", предполагалось, в первую очередь, экспортировать нефть с месторождения Тенгиз. Причем реализация этого проекта включала в себя несколько сегментов – строительство нефтепровода Ескене – Курык, транскаспийскую ветку от Курыка до Баку, инфраструктуру в Баку для обеспечения поставок казахстанской нефти в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), а также создание специального танкерного флота и двух специализированных терминалов в Казахстане и Азербайджане, способных переваливать от 25 до 38 миллионов тонн нефти в год.
Система, в которую предполагалось инвестировать до 1,4 миллиарда долларов, должна была заработать к 2014 году. В конце 2008 года, не дожидаясь реализации проекта, оператор Тенгиза – компания "Тенгизшевройл" (ТШО) наладила поставки нефти по этому маршруту, однако уже через несколько месяцев отказалась от экспорта.
"Было много вопросов по качеству нефти, – напомнил Байдильдинов. – Азербайджан не хотел смешивать свой Azeri Light (эта марка добывается в рамках контракта по разработке месторождений Азери – Чираг – Гюнешли и прокачивается через БТД. – Прим. авт.) с казахстанской нефтью. Поскольку Azeri Light торгуется сейчас с премией Brent. Если российский Urals и наша нефть торгуются минус 20-30 долларов, то азербайджанская – плюс 5-7, иногда даже больше. Они также не смогли договориться по тарифам на транспортировку – для Тенгиза БТД выходил дороже, в чем признавались акционеры "Тенгизшевройл", принявшие в итоге решение в пользу КТК".
В свою очередь, Дмитрий Коптев, руководитель медиацентра ИРТТЭК, считает, что есть реальные варианты увеличения транспортировки нефти через Каспий без ощутимых капитальных расходов. В частности, он указал на то, что мощности БТД, а также нефтепровода Баку – Супса, приостановившего работу в этом году, в последнее время не использовались на 100 процентов – при ежегодной проектной мощности БТД в 50 миллионов тонн прокачка в 2021 году была зафиксирована на уровне 26,5 миллиона, а через нефтепровод Баку – Супса с годовой мощностью в 7,2 миллиона тонн – на уровне всего 4,2 миллиона тонн нефти.
"То есть, если использовать свободные мощности этих трубопроводов, можно обойтись и без строительства новых труб, – отметил Коптев. – Но тут есть две существенные проблемы: качество нефти, о котором высказывались другие эксперты, а также строительство танкерного флота и вопросы его использования в условиях мелководья".
В Казахстане считают, что хотя направление по Каспийскому трубопроводному консорциуму наиболее эффективно экономически для страны, для отгрузки растущих объемов казахстанской нефти нужно использовать и другие маршруты
Олжас Байдильдинов также выразил опасение, что при транспортировке больших объемов нефти через Каспий из портов Актау и Курык можно столкнуться с проблемами, связанными с неразвитой инфраструктурой и отсутствием необходимого для этих целей танкерного флота. Понижение уровня Каспийского моря, по его словам, создает проблему использования крупнотоннажных танкеров и требует проведения дноуглубительных работ и создания 80-километрового канала. По подсчетам экспертов, эти работы оцениваются порядка в 100 миллионов долларов.
У других альтернативных маршрутов, в том числе иранского, также есть недостатки. Однако правительство Казахстана считает, что поиск альтернативных направлений транспортировки нефти остается актуальным.
"Казахстану неизбежно придется решать вопросы по диверсификации поставок нефти из-за роста ее добычи, – считает министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков. – Рассматриваются маршруты в Китай, через Каспий и морским путем в Иран".
По его словам, к середине 2024 года в Казахстане ожидается ежегодный рост добычи нефти до 100 миллионов тонн.
"Поэтому нам неизбежно придется решать вопросы наращивания наших транспортных возможностей, – подчеркнул Акчулаков. – Хотя направление по Каспийскому трубопроводному консорциуму наиболее эффективно экономически, для отгрузки растущих объемов казахстанской нефти нужно диверсифицировать и использовать другие маршруты. У нас есть два основных направления: на восток (Китай) и через Каспий в случае, если наши партнеры согласятся покупать такие объемы нефти. Есть также возможности поставки морским путем в Иран, но здесь речь идет о небольших объемах – порядка пяти миллионов тонн в год".