Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Предложенный Киевом запрет на выдачу туристических виз россиянам – это возмутительный расизм, пишет The Spectator. Такой шаг не даст результатов, к которым стремится Запад, а только подтвердит то, что Москве противостоят патологические русофобы, считает автор.
Оуэн Мэтьюз (Owen Matthews)
Кого вы все-таки ненавидите, Россию или Путина? Именно к этому вопросу сводится спор о том, стоит ли запретить выдачу туристических виз в ЕС россиянам или нет.
Старт этой дискуссии дал президент Украины Владимир Зеленский, заявив на прошлой неделе в интервью The Washington Post, что главная кара ЕС против России — это "закрыть границы". Он добавил, что россияне должны "жить в собственном мире, пока не поменяют свой подход".
Как бы мы ни восхищались решимостью и лидерством Зеленского, его призыв прекратить выдачу виз абсолютно ошибочен и опасен, тогда как Борис Джонсон еще в самом начале конфликта был совершенно прав, подчеркивая, что российский народ и правительство — это разные вещи.
Не давать человеку беспрепятственно путешествовать по Европе только за то, что у него российский паспорт, — точно такой же возмутительный расизм, как трамповский "запрет на въезд для мусульман". В 2017 году американский президент распорядился закрыть границы для путешественников из ряда якобы "опасных" исламских стран. Аналогичный запрет сейчас будет ошибкой, ведь тогда Путин окажется прав, утверждая, что против него воюют патологические русофобы, одержимые ненавистью ко всему русскому.
"Даст Путину инструмент для мобилизации". К чему приведет запрет на въезд россиян в страны ЗападаПризывы Зеленского прекратить пускать россиян в Европу консолидируют общество вокруг Кремля, пишет "Страна". Кроме того, это будет выгодно и с экономической точки зрения – гораздо больше денег останется внутри страны.
12.08.202200
Запретительная логика — вообще путинистская по своей сути. С точки зрения Кремля, патриотический долг каждого россиянина — поддерживать специальную военную операцию, а всех несогласных Путин во всеуслышание пригласил покинуть страну. Запрет на выдачу виз исходит из того, что якобы все россияне поддерживают Путина и его конфликт (хотя по новому опросу "Коммерсанта" лишь 52% выступают за продолжение боевых действий, а 38% поддерживают мирные переговоры). Этот подход игнорирует как мужественное меньшинство — тех, кто осмелился высказаться против (и серьезно пострадал от новых драконовских законов) — так и несогласных молча, группу более многочисленную.
Во-первых, как сказал Барак Обама, такой запрет "предаст наши самые глубочайшие ценности", ведь мы же "не такие". Так же как и пытки заключенных водой или тюремное заключение без суда и следствия, отказ от надлежащей правовой процедуры в конечном счете унижает нас, коллективный Запад, и стирает нравственные границы между сторонами конфликта на Украине.
Призыв Зеленского поддержала премьер-министр Эстонии Кая Каллас, написав в твиттере, что посещать Европу — это "привилегия, а не право". Ее финская коллега Санна Марин согласилась, заявив общественной телекомпании Yle, что пока Россия участвует в конфликте в Европе, "неправильно, чтобы русские жили нормальной жизнью и путешествовали по ней как туристы".
Но в основе этих аргументов лежит путаница. Верно, что санкции карают всех россиян без разбора, лишая их доступа к интернет-услугам, банковским ресурсам и товарам, которые мы, Запад, воспринимаем как должное. Но в первую очередь ограничения призваны подорвать российскую экономику и истощить военную машину Кремля. Элемент коллективного наказания — это побочный ущерб, а не суть. Запрет же на туристические визы не только не подрывает путинскую военную экономику, а, наоборот, прямо и открыто карает россиян только за то, что они россияне.
Даже самые ярые сторонники Зеленского — например, бывший посол США в Москве Майкл Макфол — сбавили первоначальный пыл. Тот же Макфол предложил своего рода "налог на вину" в виде дополнительного визового сбора на помощь и вооружение Украины. Это вполне может оказаться рабочим компромиссом, особенно если этот сбор будет оформляться как прямой вклад, например, в Красный Крест Украины, а въезжающие будут заноситься в список участников гуманитарной деятельности в поддержку Киева — это поставит российских госслужащих в затруднительное положение. Но лучшим ответом будет вернуться к смелому духу последнего обращения Зеленского к россиянам — на его родном русском — в последний вечер перед началом конфликта. Тогда он призвал россиян вспомнить об общих исторических, культурных и семейных корнях обеих стран и обуздать воинственные замашки своего лидера.
Любые запреты по национальному признаку не только безнравственны и отвратительны по своей природе. Есть веские практические доводы не только отказаться от запрета на поездки, но и решительно свернуть ограничения в принципе. Изо всех свобод, что принес с собой распад СССР, свобода передвижения преобразила российское общество, пожалуй, сильнее всего — многие образованные россияне из среднего класса завязали тесные контакты с окружающим миром и почувствовали себя частью глобального сообщества единомышленников, современных людей.
Неужели Россия — и впрямь спонсор терроризма?Зеленский призвал администрацию Байдена объявить Россию государством-спонсором терроризма, пишет ТАС. Но Москва никакой терроризм не спонсирует, подчеркивает автор статьи. Более того, по существующим критериям в этот список можно включить США.
12.08.202200
Путин хотел бы это изменить. Он уже прямо назвал "иностранное влияние" первопричиной либеральных и демократических идей, которые открыто бросают вызов его режиму, и заклеймил тысячи журналистов и активистов "иностранными агентами". Путин запретил выезд за границу более чем трем миллионам соотечественников, которые работают в засекреченных отраслях или министерствах. В российских соцсетях регулярно курсируют слухи, будто Кремль планирует вернуть выездные визы советского образца, чтобы оставить всех неугодных дома. Ограничение поездок для всех россиян без исключения не только сделает за Путина грязную работу, но и отрежет российское общество от взаимодействия с тем самым миром, куда миллионы россиян жаждут вернуться.
Если бы ЕС действительно захотел подорвать путинский режим и его ценности, ему бы следовало, наоборот, задуматься о том, чтобы отменить для россиян все ограничения на поездки (как Брюссель уже сделал для украинцев), а не вводить новые. Разумеется, исключите всех российских чиновников, военнослужащих и Росгвардию, владельцев служебных паспортов, сотрудников подконтрольных Кремлю СМИ и остальных, кто служит винтиками государственной машины. Или даже введите возрастной ценз для безвизового въезда — например, до 30 лет. Кроме того, ЕС должен создать заточенный специально под Россию аналог программы Erasmus, которая предложит молодым россиянам десятки тысяч мест в университетах и колледжах — вместо того, чтобы исключать россиян с технических специальностей на том лишь основании, что это якобы нарушает условия санкций (как заявила в прошлом месяце замминистра образования Чехии Радка Вильдова).
Разрешить молодым россиянам свободно путешествовать и учиться в ЕС и Великобритании — это огромный шаг к тому, чтобы ослабить мертвую хватку стареющего Путина и его ядовитой геронтократии и пресечь его попытки затащить Россию обратно в советское прошлое. Эта стратегическая инвестиция в нашу собственную безопасность поможет сформировать в России новое, постпутинское общество на общих демократических принципах. Но самое главное, открытая и творческая политика в отношении путешествий и образования, докажет, что мир борется не с русским народом, а с политикой Кремля, и что Путин лжет, утверждая, что Запад презирает его страну как таковую. Запретом же на выдачу виз мы добьемся прямо противоположного.