Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа дошла до сжигания мостов с Россией, которая является ее важнейшим поставщиком энергии, пишет Sabah. Теперь Турция становится единственным путем соединения альтернативных газовых центров с Европой. И европейским странам придется с этим считаться.
Хасан Басри Ялчин (Hasan Basri Yalçin)
Практически во всех дискуссиях по внешней политике "проактивность" и "динамизм" рассматриваются в позитивном ключе. На самом деле это лучше, чем пассивность. Однако нельзя сказать, что это полезно в любой ситуации. Более того, в некоторых случаях излишняя динамичность может даже доставить вам неприятности. Особенно если есть структурные условия, которые вы не можете изменить внешнеполитическими решениями, в таком случае слишком сильное давление не даст хороших результатов. Иногда эти структурные условия меняются сами по себе, и вы можете добиться значительных успехов, особенно если тщательно подготовитесь к такому периоду. Это никому не мозолит глаза и не стоит лишних потерь энергии.
Сейчас у нас появилась надежда увидеть похожий ход событий и в энергетической сфере. Турция как в силу внезапной трансформации международной конъюнктуры, так и благодаря инвестициям, которые вкладывала в энергетику в течение некоторого времени, может стать в ближайшие десятилетия энергетическим коридором или даже энергетическим узлом. И тому есть несколько основных причин.
Турция в последние годы осуществляла устойчивые инвестиции в энергетическую сферу. Создала гигантский разведывательный и буровой флот. Проводила крайне успешную политику в Восточном Средиземноморье. Сорвала планы греков. Более того, Турция вот-вот получит шанс стать единственным энергетическим коридором для Европы, сохранив нейтралитет после начала украинской авантюры России.
Украинский конфликт в силу его причин и последствий – это событие, в котором Турция может принимать активное участие, но которое не может полностью изменить. Поэтому Турция старательно сохраняет сбалансированную позицию. Однако Европа не может поддерживать похожий баланс. И дошла до сжигания мостов с Россией, которая является ее важнейшим поставщиком энергии. Россия потирает руки от возможности в скором времени, по мере приближения к зиме, пойти на отключение газа. Учитывая, что украинский кризис не завершится за короткое время, можно понять, что Турция становится единственным путем соединения альтернативных газовых центров с Европой.
Эта ситуация в то же время оказывает влияние и на проблему Восточного Средиземноморья. Раньше подход европейских стран был построен на отторжении Турции. Однако Турция при своем оборонительном настрое, который не исключает контратаки, расчистила себе обширнейшее пространство в Восточном Средиземноморье. По крайней мере, европейские страны осознали теперь, что они больше не смогут обходить Турцию стороной. По мере сохранения такого хладнокровного отношения Европа так или иначе будет ощущать необходимость сближения с Турцией.
Географические и дипломатические условия сложились таким образом, что перед Турцией, которая готовилась к сегодняшнему дню, построив флот, возникла большая возможность. Турция, создавшая один из крупнейших в мире поисково-разведывательных флотов (на днях к разведке приступило новое судно "Абдулхамид хан"), может стать одним из важных игроков энергетических рынков на ближайшие десятилетия, если сможет продолжать проводить такую же стабильную политику.