Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа стала третьим миром среди экономик Запада, пишет Forbes. По мнению автора статьи, главная причина — санкции против российских энергоносителей, которые повлекли за собой резкий скачок цен. И Европа от этого пострадала сильнее всего.
Сегодня европейскому фондовому рынку тяжелее всего в западном мире. С начала года он упал на 22% и отстает от американского почти на 10 базисных пунктов. Даже развивающиеся рынки и те чувствуют себя лучше. Это логично. Инфляция в Европе хуже, чем в Мексике — даже в Великобритании и Германии.
Почему так? Главная причина — санкции против российских энергоносителей в наказание за боевые действия на Украине. Это главная помеха. Санкции повлекли за собой резкий скачок цен на сырьевые товары, и европейская экономика пострадала сильнее всех.
Некоторые считают, что это даже к лучшему, ведь, отказавшись от российских нефти и газа, лидеры Европейского союза докажут всем государствам-членам и их народам, что уводят экономику прочь от ископаемого топлива. Ведь им только того и надо. Президент ЕС Урсула фон дер Ляйен сравнила уход от ископаемого топлива с высадкой на Луну. (Активисты даже приклеивают себя к транспарантам, посвященным борьбе с парниковыми газами. А некоторые — например, Грета Тунберг, и вовсе снискали высокие награды как властители дум и кумиры молодежи).
Однако ни эти шаги, ни риторика не отвадят Европу от ископаемого топлива. Наоборот, они бесконечно далеки от правды. Ради отказа от российского газа им даже пришлось вернуться к углю, и они жгут его все больше, лишь бы свет не потух окончательно. И даже завозят саудовскую нефть, покуда саудовцы для собственного использования перешли на российскую.
В озабоченную экологией Европу вернулся уголь. Кто бы мог себе такое вообразить?
Перемена климата: тот уголь планете вредит, а этот нет
Немецкие "Зеленые", младшие партнеры в правящей коалиции после социал-демократов, охотно жгут уголь. Российский они покупать перестали, но на доле ископаемого топлива это никак не скажется. Хотя именно под этим соусом всё и подается: лидеры уже заявили, что это верный знак, что Европа откажется от ископаемого топлива как такового. Но в действительности запрет на российский уголь означает лишь то, что Германия будет получать его из других источников.
Так, сегодня ЕС начал завозить уголь из Южной Африки.
И американские экспортеры тоже почуяли прибыли.
В мае экспорт угля из США в Европу вырос более чем на 140% по сравнению с предыдущим годом — и сохраняется на повышенном уровне, ведь Европе кровь из носу нужно сырье для выработки электроэнергии, чтобы заменить российский газ. К октябрю поставки американского угля из США вырастут еще больше, иначе Европе будет нечем топить грядущей зимой, говорит Американская коалиция по экспорту угля при в Национальной горнодобывающей ассоциации.
Из-за необъявленной войны американского правительства с российским природным газом на европейский рынок хлынул ненужный Вашингтону уголь. И если до начала украинского конфликта российской уголь был Брюсселю ни к чему, то сейчас он бы точно пригодился. Экспорт только российского угля в энергетическом выражении равен 165 миллиардам кубометров и равен суммарному экспорту трубопроводного газа в Европу (в ЕС и не только), однако по сравнению с "Газпромом" налоговые поступления от угольной промышленности гораздо ниже.
Американская коалиция по экспорту угля предупредила, что этой зимой всей Европе грозит "риск перебоев с электроэнергией".
США — четвертый по величине производитель угля в мире. Причем как для производства энергии, так и для нужд металлургической промышленности и производства стали (к слову, господствует на этом рынке Австралия). По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2021 году в США было добыто 539 млн тонн угля, — лишь немногим меньше, чем у занимающей второе место Индонезии, но больше, чем у России (397 млн тонн).
По данным МЭА, в ближайшие три года мир сможет заменить лишь 80 млн тонн российского экспорта (или около 30%), даже если на европейский рынок придут США и Индонезия.
Российский уголь Европе не годится.
Но Индия, Китай и Турция ничего против не имеют. Поэтому Россия просто перенаправит свои европейские поставки туда. Удастся ли при этом целиком компенсировать потери, пока неясно — время покажет. К середине осени ситуация прояснится. Пока что уже известно, что импорт российского угля в Китай подскочил до пятилетнего максимума.
И несмотря на все разговоры о перемене климата и повторном заключении Парижского соглашения крупнейшие загрязнители мира администрацию Байдена не слушают. На прошлой неделе Индия заявила, что отложит закрытие угольных электростанций, чтобы электричество не дорожало. Ведь доля электроэнергии в расходах индийской семьи намного выше, чем у европейской.
Bloomberg назвал это "ударом по экологии", но одного взгляда на Европу хватит, чтобы понять, где опасность сильнее всего. Верная "зеленой" экономике Европа провалилась по всем фронтам.
Между тем России совсем не так плохо, как всем казалось. Ее экономика сократилась во втором квартале всего на 4%. А ведь до этого рынок — точнее, то, что от него осталось — предрекал двузначное падение. Вопреки масштабным финансовым санкциям сказался рост цен на сырьевые товары.
Цены на энергетический уголь выросли во втором квартале в годовом исчислении на 306%. Природный газ за тот же период подорожал на нидерландской бирже TFF на 276%.
Согласно докладу Goldman Sachs, в 2021 году на долю газа и угля приходилось 74% потребляемой первичной энергии без учета нефти.
Российскому углю не рады
Антироссийские санкции стали катастрофой для европейских сырьевых товаров и золотым дождем для трейдеров, судоходных компаний и нефтегазовых инвесторов.
Никто не спорит: Россию надо наказать за боевые действия на Украине. Однако санкции должны быть адресными. Карать надо не частные компании, которые экспортируют ключевые для мировой экономики товары и не имеют особых связей ни с российским правительством, ни с военной машиной, а высших руководителей, военные и силовые структуры, оборонных подрядчиков и финансовый сектор. А Запад взял и сам прострелил себе ногу, подорвал свою энергетическую безопасность и нарушил борьбу с переменой климата. Кроме того, цены на продовольствие грозят взлететь из-за сокращения производства удобрений — опять же из-за санкций против российских поставщиков и скачка цен на энергоносители.
Российская Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) — четвертый по величине экспортер угля в мире. Принадлежит она не государству, но все равно попала под санкции. На СУЭК приходится почти 18% российского угольного экспорта. И она единственная в своем роде, на кого Великобритания наложила точечные санкции. Они же касаются и основателя СУЭК, миллиардера из списка Forbes Андрея Мельниченко.
Российский уголь оказался под полным запретом.
Экспорт СУЭК снижался весь год: в январе падение по сравнению с прошлым годом составило 18%, а в марте, с введением санкций, — 27%. Та же динамика продолжилась и в апреле. В мае наметился небольшой рост из-за поставок на другие развивающиеся рынки, но в июне объем экспорта российского угольного гиганта опять снизился на 9% по сравнению с прошлым годом.
Другие известные игроки тоже ушли с некогда прибыльного европейского рынка. Группа "Сибантрацит" не числится ни в одном санкционном списке ЕС, однако под запрет попал металлургический уголь. В феврале, до начала боевых действий, примерно когда президенты Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились о долгосрочных обязательствах по обеспечению экономической и политической безопасности, компания заявила, что только в этом году ждет роста экспорта в Китай более чем на 30%.
"Мечел", чьи акции когда-то торговались на Нью-Йоркской фондовой бирже, сообщил в недавнем докладе, что во втором квартале суммарные продажи угля сократились. Убытки компания объяснила ситуацией в российской экономике.
Угледобывающая компания и экспортер энергетического угля "Распадская" попыталась было разорвать соглашение о слиянии с зарегистрированным в Великобритании производителем стали Evraz, но из-за санкций расторгнуть сделку оказалось невозможно по финансовым причинам, говорится в отчете компании от 11 августа.
Поговаривают, "Распадская" скоро насчет увольнять работников. Компания меняет каналы экспорта и рассчитывает на клиентов из Индии. Кроме того, компания "переориентирует европейские экспортные потоки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, переключится на внутренних поставщиков, а также ищет иные альтернативы за рубежом", говорится в сообщении "Распадской". Это говорит о том, что европейские санкции не прошли бесследно.
Но в России хотя бы топят батареи, работают кондиционеры, а электричество стоит подъемных денег.
Конфликт на Украине начался как раз когда Европа и Запад вообще оправлялись от пандемии коронавируса и выходили с карантина. Предприятия постепенно отменяли введенные ранее ограничения, и спрос на энергию резко рос как на дрожжах: заводы заработали на всю катушку.
Счета за электроэнергию стремительно растут по всему миру, и целым отраслям грозит нормирование энергии. Европейские потребители переходят на добровольную экономию, а в некоторых странах их об этом любезно просят правительства. По частным оценкам одной компании, у большей части Европы в 2022 году на энергию уйдет 13% ВВП.
Будут ли эти запреты сняты, неизвестно. Однако иностранные инвесторы, связанные с компаниями вроде той же СУЭК, оказались в бедственном положении. Попадут ли их инвестиции под санкции? Смогут ли они невозбранно предоставлять займы? Как дальше поступят Вашингтон или Брюссель? Что должна сделать Россия, чтобы последовала новая череда западных санкций?
В общем, западные инвестиции в России сильно пострадали.
Европа: стоит ли рисковать?
Сегодня макротрейдеры ждут двух сигналов для Европы и всей мировой экономики. Либо на Украине будет заключено прекращение огня, либо Европа впадает этой зимой в такое отчаяние, а цепочки поставок настолько растянутся, что у нее попросту не останется выбора, кроме как ослабить санкции или убедить партнеров из стран за пределами ЕС завозить российские товары с "перебитой" маркировкой. На бумаге все будет по правилам, но на деле это лишь обходной маневр. А дальше рынок разберется.
И как только они это сделают, Европа снова станет привлекательной для портфельных инвестиций. Дотоле, как недавно сообщил мне один инвестор, она остается "третьим миром среди экономик Запада".
"Вот если бы я прознал, что Киев и Москва ведут тайные переговоры, и что в них участвуют Германия и Китай, — говорит глава Бреттон-Вудского исследовательского центра в Лонг-Вэлли, штат Нью-Джерси, Владимир Синьорелли (Vladimir Signorelli), — тогда я бы глядел на Европу с превеликим оптимизмом".
От мысли, что Европа — третий мир среди экономик Запада, Синьорелли лишь усмехнулся.
"Они явно движутся в этом направлении. К тому же немецкие "Зеленые" до сих пор выступают против ядерной энергии. Я их просто не понимаю. Они стремглав несутся в третий мир", — говорит он.
По сути, с начала года хуже для инвестиций лишь Китай. Пекину предстоит ожесточенная политическая борьба с США и внутриполитические распри в преддверии ХХ съезда Коммунистической партии этой осенью. Его политика "ковидного нуля" крайне непопулярна среди инвесторов, но индекс MSCI China упал всего на 2% ниже, чем FTSE Europe.
Если только Европа не сможет полностью заменить российские энергоносители (к тому же без потерь в цене), то ее сырьевые проблемы испортят настроение инвесторам до самого конца 2022 года.