Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сегодня мировые лидеры радуются снижению цен на нефть, но эта тенденция может оказаться временной, пишет FT. Черное золото дешевеет не из-за изобилия предложений, а из-за страха перед рецессией, особенно в Европе.
Дерек Броуэр (Derek Brower)
Сейчас, когда Европу поглощает энергетический кризис, глобальные нефтяные рынки становятся источником некоторого облегчения, поскольку цены на нефть постепенно снижаются на фоне беспокойства трейдеров по поводу состояния мировой экономики. Однако этот поворот может оказаться временным.
Сегодня мировые лидеры радуются снижению цен на нефть, поскольку им приходится противостоять рекордно высокой инфляции. Президент США Джо Байден, чей рейтинг резко упал несколько месяцев назад из-за того, что цены на бензин взлетели до максимума, не упустил возможности сообщить американцам, что теперь поездки на личном автомобиле обойдутся им дешевле.
Нефтяным рынкам удалось избежать тех апокалиптических сценариев, о которых предупреждали энергетические аналитики всего шесть месяцев назад. Тогда шок в духе 70-х казался совершенно неизбежным, поскольку на фоне безудержно растущего постпандемийного спроса возникла вероятность нового перебоя в поставках.
Россия видит в Иране лазейку для экспорта нефти в обход санкцийРоссия намерена использовать Иран в качестве лазейки для обхода западных санкций, пишет Politico. Если ядерная сделка Тегерана с мировыми державами вступит в силу, это станет для Путина идеальным планом Б по поставкам нефти на мировые рынки.
25.08.202200
Банк JPMorgan даже предупреждал, что нефть марки Brent может подорожать до 300 долларов за баррель, если западные санкции в отношении России приведут к приостановке работы её нефтяного сектора. Но в среду этот сорт торговался на уровне 99,72 доллара за баррель, что более чем на 28% ниже максимума этого года, который составил около 140 долларов и который был зафиксирован сразу после начала военной спецоперации России на Украине.
Нынешняя цена на нефть все равно очень высокая – почти в два раза выше средних показателей, на уровне которых она долгое время держалась. Этого более чем достаточно, чтобы производители от Техаса до Москвы могли получать весомую прибыль. Но ценовым шоком это назвать нельзя.
Тем не менее, не стоит относиться к удешевлению на нефтяных рынках излишне оптимистично. Такое падение может объясняться как позитивными причинами, – технологический прорыв, который сокращает рост и повышает предложение, – так и негативными, например, рецессией. И сейчас состояние нефтяного рынка нельзя назвать хорошим.
Сегодня цены снижаются не из-за изобилия предложений, а потому что стремительный рост инфляции и повышение процентных ставок порождают страх перед рецессией, особенно в Европе.
Слабеющий спрос на нефть в Китае тоже оказывает давление на рынок, который привык полагаться на неутолимую жажду нефти в этой стране.
Тем временем предложений предостаточно там, где этого никто не ожидал, – к примеру, в России, где западные санкции не нанесли почти никакого вреда нефтяному сектору, – и где это кажется неестественным, как в Соединенных Штатах, где Байден распорядился распечатать стратегический резерв, чтобы успокоить внутренний рынок. Этот шаг помог добиться снижения цен на заправках, однако решение правительства задействовать исторические объемы нефтяных запасов, предназначенных на случай чрезвычайных обстоятельств, вряд ли можно назвать естественным положением вещей.
Некоторые из факторов, способствующих снижению цен, носят временный характер. Программа по использованию стратегических нефтяных резервов Америки заканчивается в ноябре, после чего запасы нужно будет пополнить. В декабре Европа и Великобритания должны будут ввести запрет на страхование судов, перевозящих российскую нефть, – этот шаг резко сократит российский экспорт.
Между тем экономические опасения еще не отразились в полной мере на спросе. Глубокая рецессия может разрушить все основы товарных рынков, как это случилось в 80-х годах, когда дефицит сменился почти десятилетним изобилием. Но короткие рецессии как правило лишь ненадолго снижают спрос на нефть: как только экономика приходит в норму, восстанавливается и потребление.
Между тем фундаментальные показатели спроса и предложения, которые так сильно пугали аналитиков несколько месяцев назад, никуда не исчезли. Дополнительные производственные мощности ОПЕК – источник ее господства на рынке на протяжении десятилетий – уменьшаются. В настоящее время добыча картеля намного ниже его собственных квот, поскольку некоторые его члены перешли в фазу неизбежного спада.
Иран и Россия готовят почву для создания глобального газового картеляИран и Россия готовят почву для создания глобального газового картеля по типу ОПЕК, пишет Oil Price. Меморандум о взаимопонимании между "Газпромом" и Национальной иранской нефтяной компанией является важной вехой на пути к этой цели, считает автор статьи.
25.08.202200
Ведущий производитель ОПЕК Саудовская Аравия, в распоряжении которой действительно есть значительные резервные производственные мощности, уже обсуждает возможность дальнейшего сокращения добычи, чтобы поддержать цены. Эта перспектива сильно встревожит потребителей нефти. Этот шаг способен запросто нейтрализовать любые дополнительные объемы, которые может поставить Иран, если введенные против него санкции будут смягчены.
Инвестиции в новые производственные мощности за пределами ОПЕК остаются достаточно вялыми. Уолл-Стрит не хочет вкладывать средства в новые проекты по добыче горючих ископаемых, которые могут быстро утратить актуальность из-за текущей климатической политики властей. Нефтяные гиганты вкладывают меньше средств в разведку и добычу, чем до начала пандемии.
Инвесторы вынуждают американских сланцевых операторов тратить доходы от более высоких цен в этом году на дивиденды, а не на дорогостоящее новое бурение. Времена, когда они могли бурить столько скважины, сколько необходимо, чтобы удовлетворять весь дополнительный мировой спрос, прошли.
Сокращение поставок ископаемого топлива от производителей может показаться хорошей новостью с точки зрения борьбы с изменением климата. Но только если это не вызовет ценовой шок, подобный тому, который сейчас переживает Европа с газом и который вынуждает правительства субсидировать потребление. Кроме того, потребители не собираются отказываться от нефти в краткосрочной перспективе. Согласно прогнозам, в этом году мировой спрос достигнет допандемийного уровня, а затем снова вырастет в 2023 году.
Предложению придется догонять спрос. Спад в экономике и задействование дополнительных стратегических резервов могут на время скрыть реальное положение дел. Однако это лишь сделает следующий подъем более тяжелым.