Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Санкции привели к тому, что Лондон больше не получает сырье напрямую из России, пишет The Spectator. Однако есть основания полагать, что ее нефть все же поступает в Британию окольными путями.
Рост цен на электроэнергию дает представление о том, во что нам обходятся санкции, введённые против России. О том, с чем, наверное, стоит смириться, если это поможет противодействовать Москве, – это плата за санкции. Но насколько полными и эффективными они являются? Согласно показателям в сфере торговли, опубликованным сегодня Управлением национальной статистики (ONS), Великобритания (во всяком случае, на данный момент) достигла одной из своих главных целей — она преодолела зависимость от российских энергоносителей. В июне закупок топлива из России не было. В отличие от этого, за 12 месяцев по состоянию на февраль 5,9% британского импорта сырой нефти, 24,1% наших закупок переработанной нефти и 4,9% ввозимого в страну газа приходилось на Россию.
В июне из России импортировано товаров на 33 миллиона фунтов стерлингов, что на 96,6% меньше, чем среднемесячный показатель за 12 месяцев по состоянию на февраль. Среди товаров, которые по-прежнему поступают из России — техника и оборудование, железо и сталь, полезные ископаемые, бумага и изделия из нее. Экспорт в Россию сократился в значительно меньшей степени — на 66,9% и составил 83 миллионов фунтов стерлингов. Экспорт химической продукции за последние 12 месяцев вырос. В основном это объясняется тем, что в эту категорию товаров входят фармацевтические препараты, на которые санкции не распространяются.
Таким образом, режим санкций Великобритании на первый взгляд оказался успешным. Российская экономика, безусловно, пострадала от международных попыток (во всяком случае, со стороны западных стран) изолировать страну от значительного количества торговых операций. Но здесь необходима оговорка. Может, Великобритания больше и не получает газ напрямую из России (раньше мы ввозили сжиженный природный газ (СПГ) морским транспортом), но это не означает, что мы ограждены от проблем с поставками газа, с которыми сталкиваются Германия и другие европейские страны. Хотя мы импортируем больше СПГ из США и Катара и, более того, в последние месяцы реэкспортируем его часть в континентальную Европу, мы остаемся в конце европейского трубопровода, на восточной оконечности которого голубое топливо подает Россия. Когда наступит зима, нехватка российского газа скажется на наших собственных запасах.
Ни Великобритания, ни западные страны коллективно не могут изолировать Россию. Хотя Москва экспортирует меньше нефти и газа на Запад, она увеличила объемы поставок в Индию и Китай. Можем ли мы быть уверены в том, что какое-то количество этих энергоносителей не попадет опять в Великобританию? Как я писал в июне, существуют признаки того, что российская нефть поступает в Европу через Индию. И сегодняшняя публикация ONS это только подтверждает.
Одной из сенсаций в сегодняшней публикации статистических данных следует назвать информацию о том, что взамен импорта нефти из России Великобритания увеличила объемы закупок из Бельгии. Но у Бельгии нет нефтяных ресурсов. У нее есть только заводы, на которые поступает сырая нефть, импортируемая из других стран. Это не означает, что переработанная нефть, которую мы закупаем в Бельгии, в любом случае является российской. Но по приведенным данным по экспорту и импорту невозможно понять истинное происхождение товаров. В них лишь указана страна, из которой они поступили в Великобританию.
Российская экономика могла серьезно пострадать от западных санкций. Однако справедливо предположить, что они не столь идеальны, как нас пытаются убедить, и что существует определенная утечка российского экспорта на Запад.