Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Из-за санкций в России задумались о пересмотре резервов, сообщает Bloomberg. Правительство намерено снизить долю доллара и евро и уже приступило к обсуждению закупок валют "дружественных стран", в частности, юаня. Это поможет сдержать рост рубля.
Россия задумалась о покупке в этом году 70 миллиардов долларов в юанях и других "дружественных" валютах, чтобы замедлить рост рубля, после чего рассчитывает перейти к долгосрочной стратегии продажи активов в китайской валюте для финансирования инвестиций.
Это предложение — последнее в ряду мер, подведших черту под десятилетней экономической политикой, основанной на накоплениях в долларах и евро. Таким образом Кремль пересматривает свою стратегию на фоне масштабных санкций со стороны США и их союзников в связи со спецоперацией Владимира Путина на Украине.
План получил поддержку на стратегическом совещании 30 августа с участием высших должностных лиц правительства и Центрального банка, включая его главу Эльвиру Набиуллину.
На фоне этой новости офшорный юань ненадолго вырос по отношению к доллару, поднявшись до внутрисессионного максимума. Турецкая лира выросла на 1%, однако ход торгов в Стамбуле практически не изменился. Индийская рупия также ненадолго выросла.
Россия наращивает долю юаня в своих резервах
Этот подход показывает, как санкции изменили экономическую стратегию России. С началом спецоперации около половины ее валютных резервов в размере 640 миллиардов долларов были заморожены. Таким образом, Кремль лишился средств, которые годами копил "на черный день". При этом показательно, что все попытки диверсификации накоплений в долларах и евро возымели лишь ограниченный эффект.
"В новой ситуации накапливать ликвидные валютные резервы на случай будущих кризисов крайне сложно и нецелесообразно", — говорится в презентации к совещанию. Долгие годы Кремль сдерживал расходы и пополнял "подушку безопасности" из сотен миллиардов долларов, евро и другой иностранной валюты, дабы оградить экономику от взлетов и падений нефтяных цен.
"Замороженные 300 миллиардов долларов не помогли России. Напротив, они стали уязвимостью и символом упущенных возможностей", — говорится в презентации, ставшей редким официальным признанием истинного охвата санкций. Bloomberg ознакомился с копией документа, и участники совещания подтвердили его подлинность. Ни правительство, ни Центральный банк на просьбу дать комментарий не откликнулись.
Попытка сэкономить эти средства привела к "прямому сокращению инвестиций в России в пользу других стран", говорится в документе.
"Дружественные" валюты
Однако даже покупка валют "дружественных" стран проблематична, отмечается в заявлении. Так, даже продажа активов в юанях "потребует отдельного соглашения с Китаем, которого будет трудно добиться в условиях кризиса". Другие валюты — например, дирхам ОАЭ — сопряжены с "высоким политическим риском", поскольку правительства их стран могут изменить свой политический курс. Турецкой же лире грозит серьезный риск девальвации, говорится в документе.
Однако в краткосрочной перспективе — ожидается, что в этом году высокие доходы от экспорта нефти и газа доведут профицит текущего счета до рекордного уровня, а рубль укрепится, — предлагается выделить 4,4 триллиона рублей (70 миллиардов долларов) на покупку валют "дружественных" стран, в основном юаней.
"Эти закупки помогут России ограничить беспрецедентный рост реального обменного курса, который вредит экспортерам и подрывает бюджетные доходы от сырьевых товаров. Кроме того, эти покупки поддержат валюту нейтральных стран, помогут решить проблемы с текущими счетами и профинансируют сырьевой импорт", — прокомментировал экономист Александр Исаков.
На сегодняшний день, отмечается в плане, банки наводнены "мягкой" валютой, потому что попытки перевести торговлю с долларов и евро доселе имели половинчатый результат, а торговые партнеры России не в восторге от приема платежей в собственной валюте.
"Я не уверена, что Центральный банк найдет на рынке столько юаней или других "дружественных" валют, — отозвалась Татьяна Орлова из Oxford Economics. — Даже торговля с "дружественными" странами в основном идет в "недружественных" валютах".
Главный экономист финансовой группы BSC в Москве Наталья Лаврова предположила, что покупка валюты на сумму 70 миллиардов долларов приведет к росту рубля до 75-80 за доллар с текущего уровня около 60.
"Правительство не может себе позволить столь высокого уровня, а ослабление рубля к доллару всего на 10 позиций даст бюджету до 1,2 трлн", — сказала она.
Впервые о покупке "дружественных" валют в расчете замедлить рост рубля чиновники заговорили в июне. Однако тогда министр экономики Максим Решетников эту идею раскритиковал, заявив, что круто изменить курс рубля недостаточно, поскольку правительству придется резко сократить расходы.
Экономист Citigroup Иван Чакаров назвал план покупки валюты на 70 млрд долларов до конца года "весьма амбициозным", отметив, что прошлые закупки были куда скромнее. "Как бы то ни было, — добавил он, — похоже, правительство все же намерено ослабить рубль к концу года".
В документе не упоминается снижение курса юаня по отношению к доллару в этом году, подорвавшее стоимость российских резервов, исчисляемых в американской валюте. В последнее время Китай принимает меры по защите юаня.
До начала боевых действий Россия неуклонно наращивала инвестиции в юанях в рамках мер по диверсификации, став одним из крупнейших держателей китайской валюты в мире. И хотя эти активы не были заморожены американскими и европейскими санкциями, доступ России к ним по-прежнему ограничен.
В документе отмечается, что запасы юаней могут достичь 180 миллиардов долларов, включая неуказанные дополнительные покупки, сделанные в этом году. После введения санкций Центральный банк России перестал сообщать о распределении резервов по видам валют. По состоянию на 1 января на юань приходилось 17,1% активов ЦБ — или чуть более 100 миллиардов долларов.
Эти средства — все 180 миллиардов долларов — предлагается потратить в течение следующих трех-пяти лет, чтобы покрыть огромные затраты на импортозамещение иностранных технологий и переориентировать транспортную инфраструктуру на новые рынки в Азии.
Как будет осуществляться продажа за рубли, в документе не уточняется. Отмечается лишь, что эта мера укрепит сам рубль и поможет компенсировать инфляционное воздействие инвестиционных расходов.
Статья написана при участии Бенджамина Харви (Benjamin Harvey)