Инфляция страха и безнадежности

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По мере роста цен на энергоресурсы в европейское общество вселяется страх и ощущение безнадежности, пишет "Печат". "Государства благосостояния" столкнулись с кризисом, которого не видели с конца Второй мировой войны.

Европа и санкции против России

Параллельно с тревожными данными об инфляции, которая бушует по всему Старому континенту, протекает еще один важный социально-психологический процесс. Тихо и коварно, по мере того как падают индексы на биржах, а цены на энергоресурсы растут, в европейское общество вселяется страх и ощущение безнадежности. "Государства благосостояния" столкнулись с кризисом, которого не видывали с конца Второй мировой войны, и граждане Европы мало-помалу начинают сомневаться в основах Вавилонской башни, в которой жили до сих пор. Многие говорят, что под вопрос ставится даже само существование Европейского Союза.
Современная Европа умирает, и это самый явный результат шпенглеровской сравнительной морфологии культур. Мы живем в эпоху критицизма и рационализации, и творческие силы иссякли уже давно. Сегодня у Европы больше нет ни своей философии, ни религии, ни искусства. Империализм и шаблонная индустриализация — вот основные маркеры перехода западноевропейской культуры в цивилизации, а это выльется в закостенелость и смерть. Нынешняя планетарная унификация по образу европейской цивилизации — всего лишь форма без содержания и тело без души. Что будет после краха Запада? Новые культуры и новые расы. Какие и откуда? Шпенглер считал, что где-нибудь на азиатском Востоке появится новая созидательная культура, которая сменит истощенную Европу. Так в 1936 году в "Политике" писал Владимир Дворникович, один из наиболее видных философов и этнопсихологов в межвоенной Европе. Когда-то ведущие европейские политики, вроде Тони Блэра, заявляли, что "XXI век будет веком евроцентричности, и что Европейский Союз станет сообществом, которое станет лидером в этом веке". Но сегодня, после 24 февраля, все очевиднее, что прогноз Шпенглера оправдается. Европа стоит на перепутье, и весь порядок и система ценностей, созданные после Второй мировой войны, поставлены на карту. Прежде всего, это заслуга европейских политических элит.
"Выстрелив себе в легкие", как выразился Виктор Орбан о введении санкций против России, Европа довела собственных граждан до самого тяжелого положения за последние 70 лет. В июле, по официально подтвержденной информации, инфляция в странах Европейского Союза побила рекорд, достигнув 8,6%, что на 0,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем. В Бельгии, Эстонии, Греции, Испании, на Кипре, в Литве, Латвии, Нидерландах и Словакии инфляция вообще достигла двузначных значений. Что парадоксально, страны-"ястребы" и сторонники антироссийской истерии, вроде Литвы, Эстонии и Латвии, фиксируют инфляцию свыше 20%, расплачиваясь таким образом за иррациональную и открытую конфронтацию с Россией.
Сомнительная "геополитика голодовки", сублимированная в призыве польского президента Анджея Дуды к странам Запада "изменить свою политику в отношении России и демонтировать "Северный поток — 2" (правда, против демонтажа газопровода "Ямал", который проходит по территории Польши, он не выступал), преобладает в Европейском Союзе. Но его граждане расплачиваются за это, оплачивая огромные счета за электроэнергию, горячую воду, газ, отопление и еду. В Бельгии около миллиона человек столкнулись с проблемами при оплате счетов за энергию, а в Литве счета за отопления выросли на 140% по сравнению с прошлым годом. В Италии они выросли на 40%. Головокружительный скачок цен на энергию грозит уничтожить часть европейских производственных мощностей в разных секторах, начиная с металлургии и заканчивая кондитерским производством. Все это, помимо роста расходов на жизнь, приводит к усугублению неопределенности, неравенства, обострению страхов, а также недоверия к правящей политической элите.
Согласно опросу консалтинговой компании "Макинси", главная причина, вызывающая беспокойство у немцев, — это резкий рост цен почти во всех сферах. "Инфляция — основная причина обеспокоенности 40% немцев", — говорится в сообщении, где также отмечается, что каждый третий немец боится, что нынешний кризис будет иметь последствия для экономического развития и может привести к рецессии. Стало понятно, что люди видят — в конце месяца в их кошельках остается все меньше денег, и в этом, вероятно, одна из главных причин рекордно низкой популярности нынешнего немецкого канцлера Олафа Шольца. Две трети немцев считают, что он ведет страну в неправильном направлении. То же касается и других политиков, которые тоже столкнулись с кризисом недоверия. Согласно опросу "Морнинг консалт", компании, которая специализируется на сборе и анализе данных в сфере политики и экономики, популярность Эммануэля Макрона составляет 34%, как и испанского премьера Педро Санчеса. Рейтинг польского лидера Матеуша Моравецкого не превышает и 26%.
Европа переживает худшие дни: Россия снова перекрывает подачу газа в преддверии зимыРоссия активно использует "газовое оружие" против Европы, пишет El Balad. Она объявила о временном прекращении работы "Северного потока – 1", однако в странах ЕС опасаются, что Москва не возобновит подачу газа. Европейцам предрекли большие потери.
Сейчас инфляция, скачок цен на энергоносители и расходов на жизнь — приоритет для европейских лидеров, поскольку эти факторы напрямую влияют на карманы избирателей. В результате возникла очень острая политическая проблема, которую европейские лидеры должны решить. Так считает и Гунтрам Волф, директор европейского аналитического центра "Бройгел", который говорит следующее: "На самом деле перед нами стоит серьезная политическая проблема, и появится большая проблема в виде социального неравенства, если мы не повысим зарплаты". В Бельгии эти процессы уже привели к напряженности между работодателями и профсоюзами. В этой стране зарплаты автоматически согласуются с ростом инфляции, и это приводит к неконкурентности бельгийской продукции на международном рынке. Многие другие страны Европейского Союза были вынуждены, реагируя на растущее социальное неравенство, ввести кризисные меры, такие как снижение НДС на газ и бензин, дотации и скидки на оплату счетов за газ и электричество, ограничение цен на продукты питания и так далее.

Солидарность под вопросом

Подобное поразительное и паническое состояние обусловлено, прежде всего, энергетическим кризисом и вытеснением российских энергоносителей с европейского рынка. По данным "Голдман сакс", если поставки российского газа будут полностью остановлены, расходы европейских домохозяйств на энергию вырастут примерно на 65%, то есть в среднем примерно до 500 евро в месяц, а экономические субъекты, вроде химических предприятий и производителей цемента, в Германии и Италии будут вынуждены сократить потребление газа на 80%. По этим данным, в таком случае Европе придется сэкономить 12 миллиардов кубометров газа, что эквивалентно 12 танкерам СПГ, чтобы заполнить свои хранилища на зиму.
Франция призывает к солидарности в Европейском Союзе и взывает к остальным странам-членам, чтобы они составили план на случай остановки импорта газа с прицелом на экономию минимум на 15%. Тем временем энергетический дефицит постепенно подтачивает "монолитную", "последовательную" и "справедливую" позицию многих европейских государств, явно не осознающих фактические последствия своей санкционной политики. Петер Сийярто откровенно признает, что российские энергоносители нечем заменить в обозримом будущем и заявляет о нежелании Венгрии участвовать в каких бы то ни было переговорах о дальнейших ограничениях поставок российских энергоносителей.
Почти трагикомично звучит новость о том, что недавно нидерландский город Гаага потребовал временно исключить его из санкций Европейского Союза против России. Как говорится в сообщении городских властей, "в соответствии с ограничительными мерами, которые Европейский Союз ввел против России" после начала специальной военной операции на Украине правительство и другие государственные органы должны были расторгнуть текущие контракты с российскими компаниями к десятому октября. Город Гаага должен был найти нового поставщика газа, который заменил бы российский "Газпром". Город объявлял тендеры в течение двух предыдущих месяцев, но потенциальные альтернативные поставщики так и не обнаружились, поскольку их не существует.
На восточном крыле Европейского Союза точно так же происходит столкновение с реальностью. Чешский министр юстиции Павел Блажек отметил, что Европейскому Союзу грозит революция из-за энергетического кризиса. "Невероятный рост цен на энергоносители в Европе угрожает существованию Европейского Союза, а также политической системе Чешской Республики". Он добавил, что, по его мнению, в общественно-политической сфере сложилась самая напряженная ситуация с 1989 года. "Если правительство не займется решением энергетического кризиса, долго у власти оно не останется. Если выход из кризиса не будет найден на европейском уровне, то Европейский Союз как таковой окажется под угрозой.
Энергетический кризис в Европе: приближается зима, цены растут, а число бедных удваиваетсяЕвропа не сможет без серьезных потерь компенсировать дефицит поставок российского газа, пишет Asharq Al-Awsat. Цены на газ резко подскочили, и теперь весь континент опасается прихода зимы.

"Шкура"

Европа, которая до недавнего времени считала свою историю и цивилизацию образцом для мира, теперь осознает, насколько она мала. Ее граждане погрузились в экзистенциальный кризис. Потребительская и конформистская цивилизация и несколько поколений европейцев, воспитанных на ценностях "благосостояния", впервые в своей жизни столкнулись с суровой реальностью. В их домах и квартирах будет чуть теплее, чем на улице. Их автомобили "сожрут" их зарплаты быстрее, чем они тратили на морях и лыжных курортах. Горячая ванная остается теплым воспоминанием о временах однополярного мира, а ограничения на потребление электроэнергии заменят "световые шоу" знаменитых летних фестивалей.
В ближайшее время Европа предстанет перед судом богини Немезиды — богини, воплощающей возмездие, награждающей за добро и наказывающей за зло, особенно за наглую ложь и насилие. Придется расплачиваться за десятилетия нигилистической, расистской, грабительской, лицемерной, распущенной и паразитической жизни.
Перефразируя Курцио Малапарте, можно сказать, что европейская идея свободы превращается в синоним отчаяния. "Чума", которую после Неаполя 1943 года в Европу снова принесут американцы, и которая распространится по Европе, поразит не тело, а душу, и сведет весь смысл жизни европейского человека к борьбе за элементарное выживание. В своем великом историческом прошлом народы Европы боролись за то, чтобы не умереть, чтобы спасти собственную душу. Теперь европейцы вынуждены бороться за то, чтобы выжить и спасти собственную шкуру. А как сетует Малапарте, "когда люди борются за выживание, даже пустая посуда, окурок, апельсиновая шкурка, кусочек черствого хлеба, подобранный на помойке, обглоданная кость — все имеет огромную ценность. Решающую. Мне нравилась больше война, чем "чума". К сожалению многих европейцев, "чума", извините, зима грядет.
Обсудить
Рекомендуем