Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Влияние доллара – мировой резервной валюты – подрывают технологии, пишет The Economist. Набирают обороты новые государственные цифровые валюты и платежные системы. Вдобавок постоянно совершенствуются технологии децентрализованных финансов.
Важнейшая мировая валюта на подъеме. За последний год доллар вырос относительно мировой валютной корзины примерно на 20% и достиг двадцатилетнего пика. Евро упал ниже доллара, а другие претенденты на звание мировой резервной валюты — иена, юань или даже криптовалюта — резко упали. Америка воспользовалась своим финансовым влиянием и надавила на Россию, а другие устремились к долларовой финансовой системе в поисках убежища. На первый взгляд именно циклическая сила доллара определяет мировой финансовый ландшафт. Но если присмотреться, то набирают обороты технологические сдвиги, которые в конечном счете могут бросить ему вызов.
Бурный рост доллара отражает несколько факторов. Несмотря на экономический спад в Европе и Китае, экономика Америки оказалась удивительно устойчивой, демонстрируя высокий рост рабочих мест и прибылей. Но высока и инфляция, поэтому Федеральная резервная система повышает ставки быстрее и выше других крупных центробанков. Энергетический кризис — это торговый шок, который на руку экспортерам и, наоборот, подрывает валютные курсы импортеров. Благодаря сланцевой революции в 2019 году Америка впервые с 1952 года стала нетто-экспортером энергии. Ни одна из этих тенденций в ближайшее время ослабевать не думает.
Америке сильный доллар дает целый ряд преимуществ. В частности, это поможет снизить инфляцию, пусть даже за счет долгосрочных проблем с конкурентоспособностью. Однако для основной части мира это дурная весть. Доллар по-прежнему занимает лидирующие позиции в торговых счетах и трансграничных долговых обязательствах. В итоге ФРС повышает ставки и переводит капитал в Америку, а финансы развивающихся рынков съеживаются. Пока что крупные экономики вроде Индии держатся неплохо, но у стран поменьше с крупными долгами — вроде Шри-Ланки и Пакистана — возникли большие трудности.
Стойкость глобальной долларовой системы вопреки всеобщему недовольству — свидетельство выносливости Америки. А ведь за последние 15 лет она пережила трудные времена: финансовый кризис, запущенную пандемию, растущий дефицит бюджета и конституционный кризис 2021 года. Однако даже несмотря на взлет доллара, пристального внимания заслуживают два технологических фактора.
Во-первых, набирают обороты новые государственные цифровые валюты и платежные системы. У китайского электронного юаня на сегодняшний день 260 миллионов пользователей, и эта технология в конечном итоге позволит Пекину выстроить собственную глобальную платежную сеть, сохранив при этом тот уровень контроля над капиталом, который он сочтет необходимым для поддержания стабильности. Благодаря этому он может сделаться неуязвимым к американским санкциям. Государственные платежные системы в других странах тоже дали мощный сетевой эффект: индийская Upi ширится, а бразильской Pix уже пользуются 126 миллионов человек. Сегодня они обслуживают внутренний рынок, но завтра вполне смогут упростить трансграничные сделки и стать альтернативой долларовой системе.
Во-вторых, если закрыть глаза на мошенничество и криптовалютные пузыри, технологии децентрализованных финансов постоянно совершенствуются. Разработчики продвигают обновление блокчейна Ethereum, на котором основано большинство приложений DeFi. 15 сентября он перейдет на новый механизм принятия коллективных решений с защитой по методу "подтверждение доли". Он гораздо менее энергозатратен и позволит сэкономить объем энергии, сопоставимый с расходом целой страны размером с Чили. Таким образом, Ethereum станет эффективнее обрабатывать большие объемы сделок и станет более надежным конкурентом традиционным финансам по всему миру.
В ХХ веке доллар обошел фунт стерлингов в качестве мировой резервной валюты и стал широко использоваться для расчетов, накоплений и платежей. Следующий же сдвиг валютной системы будет уже не столь заметным, поскольку новые технологии позволяют перенять некоторые функции резервной валюты — в частности, страны смогут добиться платежной автономии, не оспаривая при этом роли доллара в других областях. Таким образом, статус доллара как резервной валюты пока не меняется. Но технология изменит смысл и предназначение резервной валюты.