Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ученая комиссия журнала Lancet подготовила большой доклад о COVID-19. В одном из его фрагментов специалисты утверждают, что лабораторное происхождение охватившего всю планету вируса исключать не стоит. Кроме того, отмечается, что американские лаборатории не выдают необходимую для расследования информацию.
В материале приведены отрывки из научного доклада Lancet
Были определены два основных возможных пути появления вируса. Первый состоит в том, что SARS-CoV-2 возник в результате естественного распространения, посредством не связанной с исследованиями, зоонозной — то есть, от животного к человеку — передачи вируса, а затем — от человека к человеку. Второй — вирус появился в результате деятельности, связанной с исследованиями, и здесь, в свою очередь, возможны еще три пути:
- 1заражение исследователя "в полевых условиях" при сборе образцов;
- 2заражение исследователя в лаборатории при изучении вирусов, собранных в их естественной среде обитания;
- 3заражение исследователя в лаборатории при изучении вирусов, подвергшихся генетическим манипуляциям.
Развитие биотехнологий за последние два десятилетия позволило создать новые, очень опасные патогены посредством генетических манипуляций — например, путем создания химерных вирусов при объединении генетического материала более чем одного вирусного патогена или мутантных вирусов путем преднамеренной вставки участка расщепления фурина.
Биоинженерия SARS-CoV-подобных вирусов для изучения и тестирования потенциальных лекарств и вакцин значительно продвинулась после вспышки тяжелого острого респираторного синдрома в 2000-х годах.
Лабораторные эксперименты включали создание новых вирусов (например, так называемых консенсусных вирусов, которые усредняют генетический код ряда природных вирусов), мутацию вирусов (например, путем вставки участка расщепления фурина), создание химерных вирусов и серийное пропускание вирусов через клеточные культуры для проверки их трансмиссивности, вирулентности, иммуногенности и тропизма к хозяину. Исследования, которые могут повысить трансмиссивность и вирулентность патогенов, называются исследованиями по усилению функции, хотя вопрос о том, какие именно эксперименты следует отнести к этой категории, вызывает споры среди ученых. Поскольку лабораторные технологии быстро развиваются, многие ученые предупреждают о растущих рисках недостаточного контроля и нерегулируемого генетического манипулирования вирусами, подобными SARS-CoV, и другими потенциальными пандемическими патогенами. В настоящее время не существует системы глобального мониторинга и регулирования исследований, вызывающих беспокойство.
На момент публикации доклада все три гипотезы, связанные с исследованиями, остаются вероятными: заражение "в полевых условиях"; заражение природным вирусом в лаборатории; и заражение вирусом, подвергшимся генетическим манипуляциям, также в лаборатории. До вспышки COVID-19 не было проведено ни одного независимого, прозрачного и научно обоснованного расследования относительно биоинженерии атипичных вирусов. Лабораторные журналы, базы данных, архивы электронных писем и образцы от организаций, участвующих в таких исследованиях, не были предоставлены независимым исследователям. Независимые исследователи до сих пор не провели расследование в лабораториях США, занимавшихся манипуляциями с вирусами, подобными SARS-CoV, и не изучили подробности лабораторных исследований, проводившихся в Ухане. Более того, Национальные институты здравоохранения США (NIH) (учреждения, входящие в структуру американского Минздрава — прим. ИноСМИ) сопротивляются раскрытию деталей исследований вирусов, связанных с SARS-CoV. Они предоставляют сильно отредактированные данные и только в соответствии с требованиями в рамках исков по Закону о свободе информации.
Вкратце можно сказать, что существует много потенциальных вариантов происхождения вируса SARS-CoV-2, но все еще не хватает независимой, совместной научной работы по этому вопросу. Поиск происхождения требует непредвзятой, независимой, прозрачной и тщательной работы международных групп специалистов в области вирусологии, эпидемиологии, биоинформатики и других смежных областях при поддержке правительств всех стран.
Анализ реакции на COVID-19 на мировом, региональном и национальном уровнях
Мир заплатил высокую цену за недостаточную подготовленность и неспособность сотрудничать в борьбе с COVID-19. Повсеместные провалы в области профилактики заболеваемости, обеспечения прозрачности, рационального использования ресурсов, осуществлении базовых мер по охране общественного здоровья, оперативного сотрудничества и международной солидарности обернулись, по расчетам, гибелью 17,2 миллиона человек. Это шокирующие показатели смертности и свидетельство масштабного глобального провала на множестве уровней. Слишком многие правительства оказались не в состоянии придерживаться базовых норм институционной рациональности и прозрачности, и слишком много людей, зачастую подверженных влиянию дезинформации, игнорировали или открыто протестовали против базовых мер по охране здоровья. Кроме того, крупные мировые державы не сумели наладить эффективное сотрудничество, чтобы контролировать пандемию.
Пандемия продемонстрировала основные слабые места международной системы на базе ООН, источником которых являются чрезмерный национализм, напряженность в отношениях между крупными государствами, хроническая нехватка финансирования глобальных общественных благ, включая саму ООН, отсутствие гибкости в режимах защиты интеллектуальной собственности, которая могла бы гарантировать доступность глобальных общественных благ для всех без исключения, отсутствие адекватного финансирования устойчивого развития стран с низким и средним уровнем доходов, а также ослабление политической поддержки многосторонних решений, принимаемых крупными государствами.
Всемирная организация здравоохранения, являющаяся центральным органом, обеспечивающим глобальное сотрудничество в сфере здравоохранения, действовала недостаточно быстро после получения данных о первоначальной вспышке COVID-19. Есть пять аспектов, в которых ВОЗ проявила медлительность:
- —Признание факта бессимптомной передачи вируса от человека к человеку;
- —Объявление чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение;
- —Рекомендации касательно необходимости принимать меры предосторожности при перемещениях внутри стран и за их пределы;
- —Рекомендации касательно необходимости носить защитные маски;
- —Признание факта воздушно-капельного пути передачи вируса SARS-CoV-2 и внедрение соответствующих мер по снижению риска, таких как улучшение вентиляции и повышение качества фильтрации воздуха, которые позволили бы замедлить распространение вируса.
Многочисленные неудачи и провалы в области сотрудничества на международном уровне включают:
- —Отсутствие своевременного уведомления о первоначальной вспышке COVID-19;
- —Запоздалое признание того, что SARS-CoV-2 передается воздушно-капельным путем, и несвоевременное принятие на национальном и глобальном уровнях соответствующих мер, призванных замедлить распространение вируса;
- —Отсутствие координации действий между странами в вопросах стратегий сдерживания распространения вируса;
- —Неспособность правительств изучить и воспользоваться исчерпывающими научными данными, чтобы контролировать ход пандемии и справляться с ее негативными экономическими и социальными последствиями;
- —Нехватка глобального финансирования для стран с низким и средним уровнем дохода;
- —Неспособность обеспечить адекватные глобальные поставки и справедливое распределение ключевых товаров, включая средства индивидуальной защиты, средства диагностики, лекарства, медицинское оборудование и вакцины;
- —Отсутствие своевременных, точных и систематизированных данных касательно заболеваемости, смертности, штаммов и мер, принимаемых органами здравоохранения различных стран;
- —Недостаточно эффективное обеспечение выполнения требований биологической безопасности в преддверии пандемии, что указывает на возможность утечки вируса из лаборатории;
- —Неспособность или нежелание противостоять систематической дезинформации;
- —Отсутствие глобальных и национальных систем социальной защиты, которые могли бы оградить наиболее уязвимые группы населения.
Одним из наиболее шокирующих явлений периода пандемии стала безответственность некоторых влиятельных мировых лидеров. Политики национального и местного уровней могут руководствоваться самыми разными мотивами, включая сроки полномочий и избирательных циклов, страх перед негативной реакцией общественности, узкие экономические интересы, а также отсутствие необходимых знаний и профессионализма. Поскольку пандемия стала для большинства политических лидеров абсолютно новым опытом, человечество оказалось жертвой их кривых обучаемости, невежества и смешанных мотивов. Реализация мер по борьбе с распространением вируса на национальном уровне зачастую носила характер импровизации, время от времени граничившей с абсурдом. В первые месяцы после вспышки некоторые национальные лидеры выступали с безответственными заявлениями, игнорируя научные данные и рискуя жизнями людей ради того, чтобы их экономики продолжали работать.
Проблемы в реализации мер по борьбе с пандемией COVID-19 усугублялись широким распространением ложной информации в социальных сетях. Скорость, с которой передаются новости, сознательное распространение ложной информации политическими лидерами, невозможность узнать правду и отсутствие надлежащего контроля создают такую атмосферу, которая подпитывает недоверие к чиновникам органов здравоохранения и подкрепляет идею о том, что мнения отдельных людей имеют такой же вес, как и убедительные научные данные. Все страны оказались излишне подвержены влиянию ложной информации касательно пандемии, что часто оборачивалось отказом граждан от вакцинации. По некоторым данным, около 100–200 тысяч американцев скончались из-за того, что они отказались вакцинироваться и упорствовали в этом своем решении. Это антинаучное движение приобрело глобальные масштабы, что привело к трагическим последствиям.
Поведение людей играет центральную роль в процессе распространения заболеваний и борьбы с пандемией. Отношение общества к этой теме определяется множеством факторов, включая особенности национальной культуры, уровень образования населения, действия и заявления национальных лидеров и так далее. Соцсети играют ключевую роль в том, как общественность воспринимает действия государственных органов здравоохранения, а также вводимые требования и ограничения. Огромное количество комментариев и броских заголовков, заполонивших соцсети, оказывало поляризующее влияние на жителей множества стран. Одним из индикаторов общественного отношения к вводимым мерам, призванным замедлить распространение вируса, стали общественные протесты против антиковидных ограничений. Такие протесты проходили в основном в Северной и Южной Америках, а также в Европе. Жители отвергали требования носить защитные маски и делать прививки, утверждая, что это нарушает их личную свободу.
Крайне тревожным аспектом такой негативной реакции общественности во многих странах стало широко распространенное недоверие к вакцинам. Его разжигало агрессивное, скоординированное движение противников прививок, которое распространяло опасную ложную информацию касательно опасности вакцин для здоровья.
Повсеместные, глобальные провалы в принятии мер по борьбе с распространением COVID-19 на самых разных уровнях обернулись гибелью миллионов людей во всех уголках планеты и обратили вспять тот прогресс, который был достигнут в реализации Целей в области устойчивого развития. В этой связи главной рекомендацией комиссии является укрепление мультилатерализма во всех ключевых аспектах – политическом, культурном, институционном и финансовом. Комиссия также призывает все страны, в первую очередь самые влиятельные и богатые, укреплять и поддерживать работу системы ООН.