Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкое правительство передало дочерние предприятия "Роснефти" национальному регулятору, сообщает FT. В Германии заявили, что это решение было "неизбежным", так как зависимость от российских энергоресурсов "зашла слишком далеко".
Гай Хазан (Guy Chazan)
В мае 2017 года глава "Роснефти" Игорь Сечин посетил Берлин и наметил план удвоить за пять лет российские инвестиции в нефтепереработку Германии до 600 млн евро.
В 2022 году активы "Роснефти" перешли к правительству Германии. Мечта Сечина выйти на крупнейший в Европе рынок нефтепродуктов рухнула из-за эскалации энергетической войны между Россией и Западом.
В пятницу правительство Германии заявило, что берет под контроль долю "Роснефти" в трех немецких нефтеперерабатывающих заводах — PCK в Шведте к северо-востоку от Берлина, MiRo в Карлсруэ и Bayernoil в баварском Фобурге.
Канцлер Олаф Шольц назвал это решение "неизбежным". "Мы давно знаем, что Россия перестала быть надежным поставщиком энергии, — сказал он. — Вот почему сейчас важно сделать все возможное, чтобы защитить энергоснабжение Германии".
"В конечном счете дело в том, что Германия заново открывает для себя энергетическую безопасность, — сказала аналитик Energy Aspects Амрита Сен (Amrita Sen). — Германия признала, что ее зависимость от России зашла слишком далеко, и теперь, с введением эмбарго, у нее практически не осталось выбора".
Толчком к поглощению стал грядущий запрет ЕС на импорт российской нефти, который вступит в силу 1 января и непременно скажется на нефтеперерабатывающей промышленности Германии. Поставки природного газа Россия уже прекратила, и этой зимой Германии грозит глубокая рецессия.
В поиске альтернатив российской нефти Берлин немало преуспел, однако завод в Шведте был проблемой: он не только расположен прямо на 4 000-километровом российском трубопроводе "Дружба", но и на 54 % принадлежит "Роснефти", которая в переработке нероссийской нефти отнюдь не заинтересована.
Передав акции "Роснефти" под опеку федерального энергетического регулятора, правительство пояснило, что российские доли в Шведте и двух других нефтеперерабатывающих заводах ставит под угрозу их дальнейшую работу.
"Ключевые поставщики важных услуг — операторы, страховщики, банки, ИТ-компании — а также клиенты больше не были готовы работать с "Роснефтью"", — заявили в минэкономики.
Все это мало напоминает пресс-конференцию Сечина в 2017 году, ознаменовавшей открытие берлинского офиса "Роснефти". Это было время, когда немецко-российские отношения развивались гладко, и многие немцы по-прежнему считали Кремль надежным партнером.
Оптимистов олицетворял глава Восточного комитета Михаэль Хармс (Michael Harms) — это главное лобби немецких инвесторов в Россию. Стоя рядом с Сечиным, одним из приближенных президента Путина, он назвал новое представительство "Роснефти" в Берлине "доказательством непоколебимой приверженности России европейскому рынку".
Он добавил, что за первые два месяца 2017 года немецко-российская торговля резко выросла, и ожидается, что в том году она вырастет "на 10%, если не больше".
Ему вторил и Сечин: объем торговли между Россией и Германией за период с 2000 по 2013 год вырос вчетверо до 56 миллиардов евро, при этом немецкий импорт из России утроился до 27 миллиардов евро, а экспорт вырос в семь раз до 29 миллиардов евро. "И это не только поставки нефти и нефтепереработка, но и технологическое сотрудничество", — сказал он, имея в виду, что Россия стала огромным рынком для немецких производителей.
Однако теплые слова, которыми обменялись Сечин и Хармс, шли вразрез с настроениями, воцарившимися тогда в западных столицах. Всего за три года до этого Россия нарушила международное право и аннексировала Крым, после чего отношения между Востоком и Западом достигли самой низкой точки со времен холодной войны. Европа и США ответили санкциями, в том числе против "Роснефти".
Однако энергетическое партнерство России и Германии не только не пострадало от карательных мер Запада, но и активизировалось. Россия построила новый газопровод по дну Балтийского моря "Северный поток — 2", который удвоил бы объемы газового экспорта в Европу в обход Украины. Германия проект поддержала, несмотря на предостережения США и восточноевропейских союзников, что он лишь усугубит зависимость континента от России.
Тесные энергетические отношения уходят корнями в историческое соглашение между тогдашней Западной Германией и Советским Союзом от 1970 года, по которому немцы платили за советский газ стальными трубами.
Сделка стала продолжением так называемой "Восточной политики" взаимодействия с советским блоком, которую в конце 1960-х и 1970-х проводил канцлер Вилли Брандт (Willy Brandt).
Но, по словам энергетического аналитика Томаса О'Доннелла (Thomas O’Donnell), отчасти она диктовалась и стремлением Германии к стратегическому равновесию: для нее это был способ освободиться от зависимости от США.
Часть немецкой элиты, объясняет он, возмущает господство США в вопросах энергетики, им не нравится "идея глобального взаимозаменяемого рынка нефти за доллары и под защитой ВМФ США". Это недовольство, считает он, — одна из причин, почему Германия не поддержала войну в Ираке в 2003 году. И именно поэтому Германию вполне устраивал прямой доступ к российской нефти и газу.
Десятилетиями система работала без сбоев, а долгосрочные вложения, в том числе в нефтеперерабатывающие заводы и трубопроводы, цементировали сложившиеся отношения, считает аналитик Eurasia Group Хеннинг Глойштейн (Henning Gloystein).
Российские углеводороды исправно текли в Европу даже несмотря на напряженность времен холодной войны, и Германия могла не строить дорогостоящие терминалы для сжиженного природного газа и другую инфраструктуру для альтернативных энергоресурсов.
"Но когда ваш крупнейший поставщик проявляет враждебность, все ломается — и очень быстро, — сказал Глойштейн. — Энергетическая система, которую Германия выстраивала целых 40 лет, по сути лежит в руинах, и они больше не могут себе позволить, чтобы стратегические активы оставались в руках России".
Комментарии читателей:
Julian Apostata
Германия слишком долго "торчала" на дешевом российском газе. Теперь пришлось разом бросить, и её "ломает".
AntiRaci
Заберите у русских всё и отдайте Украине!
On the beach
Представьте себе, что полгода "страданий" перевешивают 50 лет дешевых и надежных поставок газа, на которых строилась и процветала вся немецкая экономика. Вот каково быть марионеткой США. Ведь с точки зрения американских повелителей, членство Украины в НАТО гораздо важнее экономического благополучия ЕС. Вот вам и "общее благо".
Tumaco745
А ведь Меркель в Западной Европе изображали чуть ли не святой. И безгрешной. Хотя она снюхалась с русскими, и сделки продолжились даже после оккупации Крыма. Ей и ее предшественнику Шредеру самое место в тюрьме.
Alka
Германии давно пора извиниться перед Европой. В очередной раз.
WhatIsMoney
Не понимаю, почему Россия применяет в Европе силу. Из этого никогда ничего не выходило.
Jose Marques
Почему же, разбила же она нацистскую Германию.
Bohemian
А потом русские превратили пол-Европы в огромную тюрьму. И при первой же возможности от них все разбежались, дорогой товарищ.
UserJP1976
Какое еще верховенство закона? А если другие страны начнут отнимать заводы и яхты уже у немцев, что тогда?
Mmm
Меркель замахала бы белым флагом заодно с Макроном и заставила бы Украину подписать еще одно Минское соглашение — как когда Россия захватила Крым. Она — худший канцлер Германии со времен сами знаете кого (и чтобы вы знали, я вовсе не сравниваю ее сами знаете с кем).
Superhero
Хотя рано или поздно этому суждено было случиться, а в сложившихся обстоятельствах и вовсе неизбежно, немцы ужасно лицемерят: говорят, что русские шантажируют газом, а сами вытворяют такое. Еще и средства центробанка замораживают.
Я не говорю, что согласен с Путиным. Он поступает бесчеловечно.
Но давайте называть вещи своими именами. Мы опустились до их уровня — и глазом не моргнули.