Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ограничения ЕС на сырую нефть и нефтепродукты из России стимулируют их поставки в другие регионы, сообщает Bloomberg. В связи с этим возможен сдвиг в сторону перемаркировки сырья и его перевалки с судна на судно.
Элизабет Лоу (Elizabeth Low)
В ближайшие месяцы Россия наверняка будет поставлять больше топлива в Азию и на Ближний Восток, поскольку Европа ужесточает санкции в ответ на конфликт на Украине.
По данным отдела S&P по морской доставке грузов, на эти два региона уже приходится основная часть российского экспорта с начала конфликта — и это свидетельство продолжающегося переформатирования мировых энергетических потоков. С 5 декабря Европейский союз намерен запретить бóльшую часть импорта российской нефти, а в феврале вступит в силу запрет на нефтепродукты. Таким образом давление на Москву усилится, и ей придется искать новых клиентов.
По данным банка Morgan Stanley, в прошлом месяце Индия и Китай потребляли в общей сложности 2,7 миллиона баррелей российской нефти и нефтепродуктов в день — на 54% больше, чем год назад. Страны поменьше, попавшие в категорию "остальной мир", нарастили импорт с 561 000 до 926 000 баррелей в день, говорится в недавней аналитической записке.
И если некоторые страны вроде Мьянмы или Шри-Ланки открыто признали, что покупают российские грузы на фоне украинского конфликта, то другие ведут себя осмотрительнее. Однако торговля ширится, и российские продавцы прибегают к различным уловкам для развития имеющихся рынков сбыта и поиска новых, включая реэкспорт и перевалку с судна на судно. Увеличение потоков грозит подстегнуть конкуренцию, ударить по ценам и подорвать прибыли нефтепереработки.
Вот оценка происходящего в нефтеторговле и анализ перспектив.
1. Перемаркировка грузов
Российские нефтепродукты попадают в Азию через основные распределительные центры региона. Как правило они имеют крупные сухопутные или плавучие хранилища и могут смешивать российские поставки с топливом из других стран и перед дальнейшей отгрузкой указывать другую страну происхождения.
"Подсанкционные товары долгое время находились вне поля зрения и беспрепятственно поступали на торгово-перевалочные узлы, однако с введением санкций этот процесс лишь ускорится, — отозвался директор сингапурской компании JTD Energy Services Джон Дрисколл (John Driscoll). — Могут появиться новые сорта и поставщики. Верный признак — это когда экспорт страны намного превышает собственную добычу".
Данные отслеживания судов от компании Vortexa зафиксировали значительный рост отгрузки российского мазута на Ближний Восток и в Азию. Грузопоток в Аль-Фуджайру в Объединенных Арабских Эмиратах вырос в прошлом месяце по сравнению с прошлым годом почти впятеро, а в Сингапур — на 25%. Поставки в Египет, Китай, Саудовскую Аравию и Малайзию также резко выросли.
2. Перевалка с судно на судно
Когда новые санкции ЕС вступят в силу, некоторые покупатели не захотят, чтобы их засекли за покупкой российского топлива, поэтому объемы морской перевалки наверняка вырастут. Популярный метод замести следы таков: судно с грузом из России перегружает его на другое, которое затем отправляется в пункт назначения.
По словам Серены Хуан (Serena Huang), ведущего аналитика компании Vortexa по Азии, до 20-23% сырой нефти, дизельного топлива и мазута из западных портов России в июне-августе было отгружено именно этим методом.
Недавний пример, о котором сообщали Vortexa и Bloomberg, произошел в конце августа: среднетоннажный танкер Sea Pride загрузил высокосернистый мазут в Туапсе, а затем перегрузил его на более крупное судно Suezmax Kriti Breeze в греческом порту Каламата. Пунктом же назначения значится китайский порт Чжоушань.
3. Развивающиеся страны
Поскольку государства ЕС уже избегают российской нефти и нефтепродуктов и ограничения постепенно ужесточаются, попытки Москвы найти альтернативы наверняка активизируются, а потенциальными рынками сбыта станут Шри-Ланка, Пакистан, Мьянма и Индонезия. Страны победнее уже едва находят средства на оплату дорожающего импортного топлива, поэтому соблазн дешевых поставок из России велик.
В Индонезии, крупнейшей экономике Юго-Восточной Азии, государственная нефтяная компанией Pertamina провела в этом месяце переговоры и Россией на предмет увеличения потоков. "Намерение есть, остается проработать детали", — заявила в начале сентября посол России Людмила Воробьева.
При этом принимать готовые нефтепродукты Pertamina не планирует, а собирается перерабатывать российскую нефть на заводе в Балонгане, который модернизируется под любой тип сырья, сообщил изданию The Jakarta Globe директор Нике Видьявати.
4. Хранение в море
Хотя поток российского топлива должен увеличиться, есть вероятность, что полностью "переварить" все излишки Азия не сможет, что, в свою очередь, собьет цены и приведет к увеличению объемов, хранящихся в море, — особенно с учетом того, что замедляющийся экономический рост может подорвать дальнейший спрос.
Местные рынки сырой нефти и высокосернистого мазута уже перенасыщены — отчасти из-за притока российских товаров. На рынке мазута сложилась "медвежья" позиция: товар с отложенной доставкой стоит дороже, чем с немедленной. Таким образом у продавцов возникает стимул придержать топливо для последующей продажи.
По данным компании Kpler, объем российской нефти и нефтепродуктов, хранящихся в море по всему миру, по состоянию на 11 сентября вырос до 5,67 миллиона баррелей по сравнению с 2,9 миллиона баррелей в начале года.
"Мы ожидаем дальнейшего роста морского хранения российского сырья", — заключил Рахул Капур (Rahul Kapoor), глава отдела аналитики и исследований S&P Global.