Почему по сравнению с бензином дизель стоит дороже, чем когда-либо

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для владельцев дизельных автомобилей в Европе каждая заправка стоит огромных денег, пишет El País. Как отмечает автор статьи, причин для этого множество. Однако нельзя игнорировать влияние дефицита топлива: российский дизель занимал важное место на европейском рынке.
Приближающийся запрет Европы на поставки из России, от которых она сама зависит в значительной степени, а также повышение цен на природный газ привели к разрыву в стоимости видов топлива.
Игнасио Фариса (IgnacioFariza)
После нескольких месяцев бесконечных повышений цен, водители автомобилей на бензине наконец смогли немного вздохнуть с облегчением, чего пока не скажешь о тех, кто использует дизель. Пока для них каждая заправка стоит бешеных денег. Такой взрыв цен на топливо после пандемии связан с подорожанием основного сырья, а именно нефти. Однако на стоимость дизеля и бензина влияют и другие факторы, и тут их пути расходятся.
Европа – чистый экспортер бензина, но при этом дизеля ей нужно больше, чем она может произвести. Значительная часть этого топлива (более трети) до сих пор поступает из России, но его насильственное вытеснение ведёт к тому, что цены на протяжении нескольких месяцев продолжают расти. В феврале ЕС запретит ввоз российских нефтепродуктов, в том числе и дизельного топлива. Но в росте цен виноват не только дефицит, спровоцированный конфликтом. Тут замешан ещё и структурный фактор: в последние годы в Старом Свете ускорилось закрытие нефтеперерабатывающих заводов, многие из которых как раз производили дизель. Закрытия в связи с сокращением прибыли — по крайней мере, до кризиса, сейчас она резко возросла — и рост популярности электромобилей произошли в критический момент — именно тогда, когда дизель оказался очень нужен.
Рынок нефти сопротивляется "медвежьим сигналам". Опасения по поводу рецессии отражаются в колебании цен на нефть Колебания цен отражают опасения по поводу рецессии крупнейших экономик Европы и стагнации в США, сообщает Al-Eqtisadiya. Россия сможет компенсировать убытки, которые понесет ее финансовая система из-за эмбарго ЕС. А Западу остается надеяться на восстановление спроса и возвращение нормальной экономической активности.
"Из всех российских нефтепродуктов дизель сложнее всего заместить", — указал ведущий экономист аналитической компании Vortexa Дэвид Уэч (David Wech), напомнив, что половина этого топлива, закупаемого за пределами ЕС, поступала от евразийского гиганта. По словам эксперта, разрыв между спросом и предложением особенно касается средиземноморских стран, которые "поглощают объёмы испанской нефтеперерабатывающей промышленности".

Запрет на российские поставки не за горами

"Когда эмбарго вступит в силу, Европе нужно будет заместить большое количество баррелей дизеля, поступающего сейчас из России, с помощью наращивания собственного производства, увеличения импорта из Саудовской Аравии, Индии или же США, или же придется сделать и то, и другое одновременно", — отмечает Эстебан Морено (Esteban Moreno) из компании Kpler, специализирующейся на энергетике и сырье. В случае с бензином произошло следующее: в США сезон высокого спроса закончился, что привело к сокращению европейского экспорта и увеличению доступных объёмов в регионе. В результате цены в какой-то степени снизились.
В случае с ценами на дизель замешано немало внешних негативных факторов. За последние два года газ подорожал в десять раз. Повышение цен на природный газ повлияло как на предложение, так и на спрос. Во-первых, потому что в процессе перегонки ключевую роль играет водород, а что бы получить этот газ для промышленного производства опять же необходим метан. Во-вторых, из-за резкого роста цен в последние месяцы и необходимости сохранить запасы природного газа на зиму, электростанции, промышленность и даже сельское хозяйство перешли на дизель. А, как известно, больше спроса — выше цены.
Бьет по карманам потребителей и тот факт, что по сравнению с Америкой и Азией в странах ЕС больше дизельных автомобилей. Дизельное топливо также используют и в грузовых перевозках, что также оказывает давление на цепочку поставок и усугубляет инфляцию. Происходит эффект домино: если дорожает дизель, дорожает всё.

Много дизельных автомобилей

Масштабы потребления дизельного топлива особенно заметны по автомобилям в Испании. Если в Италии доля таких машин составляет 45%, в Великобритании — 40%, то в Испании, по данным Kpler, их почти 55%, и это несмотря на то, что в последнее время потребители отдают предпочтение автомобилям на бензине, гибридам и электромобилям. Но несмотря на весьма значительные перерабатывающие мощности, более высокие, чем у большинства европейских соседей, спрос на дизельное топливо в Испании намного превышает предложение: 630 тысяч баррелей в сутки против менее 500 тысяч. "Поэтому цены здесь выросли быстрее, чем в других странах ЕС", — заключает Морено. И всё это несмотря на более низкую налоговую нагрузку на дизель. Правительство неоднократно пыталось исправить эту аномалию, но безуспешно.
Почему американские сланцевые производители не спешат на помощь, несмотря на дефицит предложения нефтиАмериканские сланцевики не смогут спасти Европу, если поставки нефти из России будут еще больше ограничены, пишет автор статьи в Forbes. Добыча черного золота в США сталкивается с рядом проблем инвестиционного и политического характера, утверждает он.
Вернуться к исходным ценам или, по крайней мере, сделать их более доступными для семей в условиях неслыханной доселе для нескольких поколений европейцев инфляции, будет непросто, особенно в случае с дизелем. В прошлую среду Международное энергетическое агентство уже предупредило о риске ухудшения мирового дефицита этого топлива в 2023 году.

Новые НПЗ

"Существует большая неопределенность в отношении того, что произойдет, когда запрет на импорт из России вступит в силу", — ответил нашему изданию по электронной почте Марк Уильямс (Mark Williams) из британской консалтинговой компании WoodMacKenzie. Эксперт ожидает длительный разрыв в цене на оба топлива. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. При этом он надеется на то, что перерабатывающие мощности увеличатся. В таких разных странах, как Нигерия, Мексика или Кувейт, есть несколько предприятий нового типа, благодаря которым сроки появления топлива на рынке могут ускориться. Многие другие в данный момент сосредоточились на дизеле, который сейчас гораздо прибыльнее. Делают они это в ущерб другим продуктам перегонки нефти. Таким образом страны пытаются заполнить пробел, который появится после бойкота Москвы.
Естественная переориентация мировых поставок тоже должна помочь: российское топливо в конечном итоге отправится на более далёкие рынки, в Китай и Индию, и освободит место в Европе для продукции из Северной Америки и Персидского залива. А если этого не случится, говорит Уильямс, автомобилистам придётся столкнуться с очередным рекордом цен на дизель.
Обсудить
Рекомендуем