Канцлер Германии предложил Украине "очень многое". Кроме танков

NYT: канцлер Германии Шольц раздраженно отреагировал на вопрос о танках для Украины

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Олаф Шольц рассердился из-за вопроса о твите главы МИД Украины Дмитрия Кулебы, сообщает New York Times. Тот раскритиковал в микроблоге канцлера за отказ поставлять Киеву танки.
Катрин Беннхольд (Katrin Bennhold)
Военная помощь Киеву стала своего рода лакмусовой бумажкой — сможет ли Олаф Шольц вывести Европу из серьезнейшего кризиса безопасности со времен Второй мировой.

Нью-Йорк — В ответ на вопрос, почему его страна не отправит Украине танки, канцлер Германии Олаф Шольц сразу же перешел к самой сути: "Это очень опасный военный конфликт", — сказал он.
Недавно Украина добилась успехов в борьбе с Россией и запросила у Запада подкрепления. Однако возглавить поддержку Киева Германия отказалась.
"Мы поддерживаем Украину, — сказал Шольц на прошлой неделе в часовом интервью The New York Times. — Но так, чтобы не довести ситуацию до войны между Россией и НАТО, потому что это было бы катастрофой".
Для социал-демократа Шольца, который всего неполный год назад сменил на посту канцлера казавшуюся бессменной Ангелу Меркель, помощь Украине стала чем-то вроде лакмусовой бумажки — сможет Германия под его началом провести Европу через серьезнейший кризис безопасности со времен Второй мировой.
Шольц не единственный, кого беспокоит риск эскалации. После того, как президент Владимир Путин на прошлой неделе объявил о мобилизации примерно 300 тысяч резервистов и о планах аннексировать занятые части восточной Украины, а также косвенно пригрозил пригрозил применить тактическое ядерное оружие, западные союзники Киева заволновались насчет прямого столкновения России и НАТО. Дальнейшая военная помощь Украине чревата конфронтацией.
В первые дни российской спецоперации Шольц, бывший министр финансов со скромным опытом во внешней или оборонной политике, сорвал всеобщие аплодисменты. Он объявил о программе перевооружения на сумму около 100 миллиардов долларов и отменил запрет на экспорт оружия в зоны боевых действий, порвав с многолетним немецким пацифизмом.
Это была поистине революция в крупнейшей демократии Европы, ранее довольствовавшейся скромным военным бюджетом из-за нацистского прошлого. Шольц без тени стеснения записал это в свои заслуги.
"Мы изменили сложившийся порядок и с тех пор поставили украинцам огромную массу крайне эффективного оружия", — сказал он. Германия, подчеркнул он, сделала для Украины "очень многое".
Шольц однозначно прошел долгий путь: накануне российской спецоперации его правительство предложило Украине лишь пять тысяч касок и полевой госпиталь. Однако потребовалось целых несколько месяцев, чтобы он одобрил поставки тяжелого вооружения — и то лишь на фоне угрозы, что этот вопрос будет вынесен на голосование в парламенте.
Доллар и время – две главных противостоящих силы на УкраинеОптимистичные настроения Запада, связанные с контрнаступлением ВСУ, беспочвенны, пишет Javan. Отступление российских войск от Харькова свидетельствует лишь о том, что Москва меняет стратегию проводимой спецоперации, отмечает автор, время будет работать в ее пользу.
За семь месяцев боевых действий Берлин посулил Украине военной помощи на сумму свыше 700 миллионов евро (или около 678 миллионов долларов), включая современную систему ПВО. Он направил ей реактивные системы залпового огня, современную артиллерию и десятки зенитных орудий, приблизив ее ошеломляющие успехи на поле боя, когда за шесть дней ВСУ вернули себе территорию бóльшую, чем Россия захватила за шесть месяцев.
Но давать Украине танки "Леопард" и боевые машины пехоты "Мардер", которые не раз просили украинские чиновники, Шольц отказался. С переходом на юге от обороны к наступлению украинским силам понадобились танки, чтобы прорвать оборонительные рубежи противника и отвоевать новые территории до наступления зимы — как выразился министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, чтобы "освободить граждан и спасти их от геноцида".
Отказ Шольца, который даже пошел наперекор соратникам по правящей коалиции, встретил резкую и почти единогласную критику восточноевропейских соседей Германии — в том числе самой Украины. Фронтовые командиры считают, что нежелание немцев предоставить ВСУ танки говорит об их намерении урегулировать кризис путем переговоров, а не помочь Украине вытеснить русских.
"Ни одного рационального аргумента, почему эти вооружения поставить нельзя, не прозвучало — лишь абстрактные опасения и оправдания, — твитнул недавно Кулеба, — Чего же такого боится Берлин, чего не боится Киев?"
После этого вопроса в интервью Шольц рассердился.
"Быть лидером не значит беспрекословно исполнять все то, о чем вас просят, — заметил он, — Быть лидером — значит принимать правильные решения и быть сильным. Именно этим я и занимаюсь".
"Мы сотрудничаем с союзниками и ничего не делаем в одиночку, — добавил Шольц, — Вот наш отклик на крайне опасный военный конфликт".
"Мудрый подход заключается в том, чтобы не быть единоличником", — сказал он.
Мысль, что США на самом деле будут рады, если Германия активизируется и возьмет отправку танков на себя, потому что везти их из-за океана обременительно, Шольц отверг.
Однако после успешного контрнаступления Украины посольство США в Берлине опубликовало в твиттере, как многим показалось, завуалированное воззвание в адрес Германии: "Мы призываем всех союзников и партнеров оказать Украине максимальную поддержку в ее борьбе за демократический суверенитет, — говорится в сообщении, — Однако решение о масштабах помощи каждая страна принимает сама".
Успехи украинских войск на поле боя в этом месяце лишь усилили давление на Шольца, чье правительство приводило разные доводы в пользу своего отказа отправлять танки.
После того как назначенная Шольцем министр обороны Кристин Ламбрехт заявила в сентябре, что танки нужны Германии самой для выполнения обязательств перед НАТО, генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг подчеркнул, что военная поддержка Украины важнее.
"Гарантировав, что ни Россия, ни президент Путин на Украине не победит, мы укрепим собственную безопасность и упрочим наш альянс", — сказал Столтенберг.
Нетерпение нарастает даже в самой Германии.
"Вся Европа ждет, когда уже Германия сделает первый шаг", — считает глава парламентского комитета по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерманн (Marie-Agnes Strack-Zimmermann) из союзных Шольцу "Свободных демократов"
Осторожность Шольца проявилась еще и в нежелании подробно изложить свой взгляд на то, чем закончится конфликт. Вместо этого он лишь процитировал майскую статью президента Байдена.
В ней Байден привел слова президента Украины Владимира Зеленского о том, что окончательно закончить конфликт удастся лишь "дипломатическим путем". Байден подчеркнул, что Запад не стремится к войне между НАТО и Россией, а военная поддержка Украине призвана укрепить позицию Киева, когда придет время дипломатии.
"Я очень уважаю мнение президента Байдена, — сказал Шольц, — Если хотите, я даже под ней подпишусь. Под каждым предложением".
Заявление Путина на прошлой неделе о призыве 300 тысяч резервистов и аннексии части восточной Украины доказывает, что он "в отчаянии", считает канцлер. По его мнению, Путин явно недооценил как силу Украины и ее возможность дать отпор, так и единство Запада в поддержке Киева.
Три пути к завершению путинской операцииАмериканский журналист Томас Фридман в статье для New York Times пытается оценить, как может закончиться вооруженный конфликт на Украине. По его мнению, вероятных исхода четыре, причем под последним он подразумевает развитие событий, предсказать которое невозможно.
"Путин явно не представляет, как из этого выпутаться, — сказал Шольц, — Очевидно, что ни ему, ни России в этом конфликте не выиграть".
Однако слова "победа" он так и не произнес, поэтому что он в это вкладывает, неизвестно.
Как он себе представляет победу Украины? "Россия не должна победить" — вот и все, что он сказал.
Для канцлера с повадками робота, уже давно снискавшими ему прозвище "Шольцомат", в ходе напряженного интервью он на редкость эмоционально реагировал на каверзные вопросы. Несколько раз даже отчитал журналистов.
На вопрос, почему Германия несмотря на все обещания до сих пор не тратит на военные нужды 2% валового внутреннего продукта, Шольц отрезал: "Честно говоря, задавать такие вопросы несерьезно".
Канцлер Германии — не единственный, кто медлит с отправкой современных вооружений на Украину.
Просьбы президента Зеленского об американских управляемых ракетах большой дальности тоже остались без ответа.
Однако завуалированную угрозу Путина нанести тактический ядерный удар, прозвучавшая в объявлении о наращивании сил вместе с обещанием довести начатое до конца, в Берлине услышали.
"Увы, ядерный шантаж в Германии, похоже, работает", — отозвалась Клаудия Майор (Claudia Major) из Немецкого института международных отношений и безопасности в Берлине.
"Если канцлер всерьез нацелен на роль лидера, ему придется проявить инициативу — и, да, активизироваться, — сказала Майор. — Сделать многое и руководить — все-таки не одно и то же".
Статья написана при участии Эндрю Крамера (Andrew Kramer)
Обсудить
Рекомендуем