Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США и Великобритания сделали все, чтобы сорвать заключение мирного соглашения между Москвой и Киевом, заявил в интервью The Grayzone бывший офицер швейцарской разведки и советник НАТО Жак Бо. Цель Запада — не победа Украины, которую США использовали в своих интересах, а разгром России, подчеркнул он.
Итоги референдумов будут, вероятно, признаны. И на то есть две причины. Во-первых, летом украинское правительство попросило — или точнее, приказало — населению покинуть данные области. То есть люди, которые в настоящее время проживают на этих территориях, настроены в основном пророссийски и, скорее всего, признают присоединение к России. Во-вторых, с 2014 года целые части Украины считают себя оккупированными, если можно так выразиться. Важную роль здесь сыграли законы, запрещающие использование русского языка, но есть и ряд других, о которых на Западе практически не говорят. Я имею ввиду, среди прочего, знаменитый закон о правах коренного населения, который приняли в июле 2021 года. В нем описаны различные права коренного населения Украины, среди которого русские не числятся. Он имеет некоторое сходство с печально известными нюрнбергскими законами 1935 года применительно к нацистской Германии, хотя различия, конечно же, есть.
Суть в том, что права граждан зависят от этнического происхождения. Поэтому начиная с 2014 года и особенно в последние пару лет русскоязычная часть Украины превратилась во второсортных людей, назовем это так. Это одна из причин, почему мы не наблюдали никаких движений сопротивления на территориях, занятых российскими войсками. Там их присутствие, наоборот, приветствовали. Так что можно ожидать, что по этим двум причинам — есть, конечно, и другие, но основных две — итоги референдумов будут признаны. То есть вполне вероятно, что РФ реально присоединит южную часть Украины.
Теперь к вопросу о ядерном оружии. Все западные СМИ заявили, что Путин угрожает его применить, но это не так. Если обратиться к его исходной формулировке и хорошенько в нее вдуматься, то об использовании ядерного оружия как такового речи не шло. Однако президент упомянул, что о подобном шаге в отношении России не раз говорили сами западные лидеры, прежде всего нынешний премьер-министр Великобритании Лиз Трасс.
Джон Пиенаар: Одна из первых вещей, которая произойдет, когда и если вы станете премьер-министром, вас проведут в комнату, очень уединенную комнату в доме под номером 10, и перед вами будет разложено то, что называется решениями последней инстанции. Это Ваши приказы капитану нашей субмарины "Трайдент". Отдаете ли вы, премьер-министр Лиз Трасс, приказ о применении ядерного оружия? Это означало бы глобальное уничтожение. Я не буду спрашивать вас, нажмете ли вы на кнопку, вы скажете "да", но столкнувшись с такой задачей, я бы почувствовал себя физически больным. Что вы чувствуете при этой мысли?
Лиз Трасс: Я думаю, что это важная обязанность премьер-министра, и я готова это сделать. [аплодисменты]
Джон Пиенаар: И как вы будете себя при этом чувствовать?
Лиз Трасс: Я готова это сделать.
Если я не ошибаюсь, она заявила об этом в конце августа, числа 24-го или около того. Заявила о готовности применить ядерное оружие против России и о том, что этот шаг будет более чем оправдан. Разумеется, у русских это вызывает беспокойство. Сами они в данном вопросе придерживаются принципа ненанесения первого удара. Ничто не указывает на возможность его попрания.
Между делом хотелось бы напомнить, что вплоть до апреля этого года США тоже придерживались подобной политики. Но в начале апреля Джо Байден ее отменил, наделив США правом нанести ядерный удар первыми. Для американской стратегии подобное в новинку, никто об этом с тех пор ни разу не упомянул, но данное обстоятельство как нельзя лучше объясняет слова Владимира Путина о риске ядерной войны.
Что касается конкретных видов вооружения, он упомянул не ядерное, а совсем другое. Не прямо, разумеется, но мы вполне способны догадаться, что речь шла о гиперзвуковых ракетах, способных уничтожить бóльшую часть имеющихся в распоряжении Запада систем ПРО, если не все. Вот о чем он говорил, вот чем угрожал. Я просто хочу вам напомнить, что совсем недавно, буквально на днях, русские обнародовали информацию о своей новой ракете "Сармат", которая по праву считается мощнейшей в мире, способна нести сразу несколько самонаводящихся боеголовок и достигать любой точки поверхности Земли. Поэтому Путин, вероятно, неслучайно сказал именно так, как сказал. Потому что он хочет донести до Запада следующую мысль: если они применят ядерное оружие, у него есть, чем ответить, причем это необязательно будет ответный ядерный удар — в его распоряжении и без него немало вариантов.
Если говорить о Донецке и Луганске, технически они уже независимы. То есть референдумы там нужны не для того, чтобы объявить независимость, а для принятия решения о присоединении к России. Две другие области — Херсонская и Запорожская — формально все еще принадлежат Украине, то есть вопросы населению задаются другие. Первый: хотите ли вы выйти из состава Украины, да/нет? Второй: хотите ли вы независимости, да/нет? И третий: хотите ли вы присоединиться к Российской Федерации, да/нет?
Когда я слушал речь Владимира Путина, мне показалось, что он готов согласиться с идеей о принятии новых территорий. Но опять же, это тактическая позиция, и они могут использовать это в ходе переговоров. Я не уверен, что Запорожская и Херсонская области когда-либо вернутся в состав Украины, поэтому вопрос лишь о том, останутся они независимыми или присоединяться к РФ. Полагаю, на данном этапе нет никаких сомнений в том, что обратно они не вернутся точно. Люди этого не хотят, в последнее время все, что мы видели, — это страх местного населения перед потенциальными репрессиями и местью украинского правительства за сотрудничество с русскими. То есть те районы, которые в настоящее время заняты силами российской коалиции, в состав Украины не вернутся ни в каком виде. Они либо останутся независимыми, либо присоединятся к России, таково мое мнение.
Первая попытка заключить мирное соглашение имела место 25-го февраля, на следующий день после начала российской спецоперации, и ее инициатором выступил Зеленский. Он запросил переговоры с российской стороной, и первый раунд состоялся на границе с Белоруссией. Евросоюз, по сути, все это прекратил. Спустя два дня после просьбы Зеленского ЕС объявил о первом пакете военной помощи на 450 миллионов евро, заявил о невозможности ведения переговоров с Путиным и подчеркнул необходимость дальнейшей с ним борьбы.
В марте ситуация повторилась: Зеленский снова обратился к русским с данным предложением, и через пару дней — в точности как в первый раз — Евросоюз объявил о следующем пакете на 500 миллионов евро. Вдобавок Борис Джонсон позвонил Зеленскому и велел отозвать предложение о переговорах, пригрозив остановить поддержку. Через несколько дней он лично приехал в Киев, чтобы озвучить мысль повторно: "Никаких переговоров, или мы перестаем слать вам оружие". При этом британец тут же предложил новый пакет помощи на 50 миллионов. Я могу ошибаться, но мне кажется, что речь шла именно о такой сумме. И об этом написали все украинские СМИ. Я в своих интервью ссылался только на украинские источники, а они прямо заявляли, что мирное соглашение не дали заключить Борис Джонсон и Запад в целом. Так что это не выдумка каких-то путинских переговорщиков, а точка зрения самих украинцев.
И был еще третий подобный случай, а именно августовская встреча между Эрдоганом и Зеленским во Львове. Первый тогда предложил свои услуги в качестве посредника на переговорах с российской стороной. Всего через несколько дней Борис Джонсон неожиданно заявился в Киев и на пресс-конференции однозначно заявил, что ни о каких переговорах с русскими не может быть и речи, и нужно продолжать сражаться на поле боя.
Иными словами, Запад трижды срывал переговоры украинской и российской сторон. В апреле Зеленский сделал максимально проработанное и всеобъемлющее предложение, куда входило согласие на нейтралитет Украины и многие другие пункты. Вообще, соглашение должно было стать довольно масштабным, и русские, кстати, отнеслись к нему вполне положительно. Но опять же, все было пресечено на корню и дальше не пошло. Сенатор Линдси Грэм на одной из пресс-конференций сказал, что борьба будет идти до последнего украинца.
Линдси Грэм: Прошло 4 месяца с тех пор, как это все началось. Мне нравится путь, по которому мы идем. Пока мы помогаем Украине оружием, в котором она нуждается, и экономически, она будет бороться до последнего человека.
Настал такой момент, когда нашему правительству важна уже не столько победа Украины, сколько поражение России. Вот к чему в действительности стремится Запад.
***
Жак Бо (Jacques Baud) – бывший офицер Швейцарской службы стратегической разведки, занимал ряд руководящих должностей в сфере безопасности и консультирования в НАТО, Организации Объединенных Наций и в швейцарских вооруженных силах.