Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российская программа по продаже Су-57 превратилась в "символ задержек", пишет MWM. Москве пришлось скорректировать планы их поставок в другие страны. Тем не менее Россия по-прежнему опережает Европу в переходе от истребителей четвертого поколения к пятому.
Программа истребителей пятого поколения Су-57 стала символом задержек в попытках Москвы отказаться от разработок советской эпохи в оборонном секторе. Ожидается, что первая полная эскадрилья будет развернута лишь в 2024 году — на сегодняшний день поставлено лишь шесть самолетов. Разработку истребителя пятого поколения Советский Союз начал более 40 лет назад, еще в конце 1970-х. Ожидалось, что опытный образец взлетит к 1995 году, а действующий истребитель — в 2000–2005 годах, однако распад государства, крах вооруженных сил и развал целых секторов промышленности привели к значительным задержкам. В результате многообещающую программу МиГ 1.42 пришлось свернуть (как и Су-47, менее совершенную, зато финансируемую из частных источников), а работа над новым Су-57, который впервые поднялся в воздух в 2010 году и должен был поступить на вооружение в 2015 году, серьезно задержалась. Изначально предполагалось, что к 2020 году в строю будет 50 самолетов, а к 2025 году — все 200, при этом реальные объемы производства будут еще выше, поскольку часть самолетов отправятся иностранным клиентам. Инфографика "Сухого" раскрывает, как компания представляла себе дальнейшее развитие программы, кого прочила в покупатели и когда рассчитывала запустить в строй новые варианты.
Изначально планировалось, что первым зарубежным заказчиком Су-57 станут ВВС Индии и по программе FGFA получат специальную версию при участии собственного ВПК. Поставки начнутся примерно в 2017 году, а последние из запланированных 144 единиц пополнят индийский парк примерно в 2023 году. Ожидалось, что вторым покупателем Су-57 станет Южная Корея и в 2018-2020 годах приобретет 20 истребителей с авионикой местной разработки. После распада СССР в 1990-х страна проявляла значительный интерес к российским истребителям, в первую очередь к МиГ-29 и Су-37, а также приобретала российские танки, системы ПВО, баллистические ракеты и другие технологии. Однако под давлением США оборонные связи с Россией Сеул в итоге ограничил, хотя и продолжил приобретать российские технологии через лизинговые соглашения — эти сделки привлекали меньше внимания, чем открытые закупки. Интерес Южной Кореи к Су-57 в начале десятилетия не был чем-то немыслимым: тогда казалось, что влияние США ослабевает, а по товарообороту Китай превзошел США.
Третьим экспортным клиентом предполагался Иран с 20 единицами, начиная с 2020 года. Ранее Тегеран интересовался высокопроизводительными российскими перехватчиками и имеет на вооружении истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-24М, закупленные еще у Советского Союза. Отложенная дата иранских закупок, возможно, отражала опасения, связанные с эмбарго ООН на поставки оружия в страну, — его срок действия истекал лишь в 2020 году. Помимо этого, "Сухой" рассчитывал поставить с 2020 по 2022 год 40 доработанных истребителей пятого поколения на основе Су-57 с двухместной компоновкой в ВВС Индии и еще 20 единиц в российские ВВС с 2021 по 2023 год. Эта производная могла стать тем же, что и Су-30 на основе Су-27 предыдущего поколения, получив увеличенную дальность полета и бóльший упор на систему управления огнем.
Однако задержки с программой Су-57 означают, что даже российские ВВС в ближайшей перспективе приобретут значительно меньше самолетов, а взамен Су-27 времен холодной войны они приобрели как минимум 128 Су-35 и останавливаться на этом не намерены. Эти истребители представляют собой глубоко модернизированную модификацию Су-27 с двигателями нового поколения, современными датчиками, композитными материалами и улучшенной авионикой. Однако даже несмотря на расширенные возможности они все же намного уступают Су-57.
Сегодня Россия по-прежнему рассчитывает наладить экспорт Су-57, хотя ее клиентская база претерпела значительные изменения. Первоначальные надежды на Китай не оправдались: он стремительно разработал собственный истребитель пятого поколения J-20, который также представляет собой тяжеловесную двухмоторную конструкцию. Китайский истребитель уже не только превзошел российский аналог как минимум в 20 раз по объемам производства, но и продемонстрировал превосходные характеристики. Индия тем временем вышла из программы FGFA, хотя по-прежнему считается ведущим потенциальным клиентом и может рассчитывать как на готовые закупки, так и на производство по лицензии. При этом ее военные руководители выразили заинтересованность в обоих вариантах. Иран также остается возможным заказчиком, хотя недавно проявил интерес к Су-35 — их поставку можно наладить гораздо быстрее.
Южная Корея за время задержки с Су-57 разработала собственный истребитель пятого поколения — KF-21. Он впервые поднялся в воздух в 2022 году и, как ожидается, поступит на вооружение примерно в 2027 году. Хотя он намного легче российского аналога и не столь амбициозен, предполагается, что с ним необходимость в дальнейших приобретениях пятого поколения все же отпадет, несмотря на крепнущие связи Сеула и Москвы в других областях. Однако возможность передачи технологий Су-57 для улучшения KF-21 остается значительной — тому есть ряд прецедентов в других корейских программах вооружений.
Из других потенциальных клиентов Северная Корея, несмотря на потенциальный интерес и имеющиеся средства, остается под эмбарго ООН, нарушить которое столь вызывающе, как с передачей тяжелых истребителей, Россия едва ли дерзнет. С другой стороны, ведущим клиентом российского оружия в 2010-х стал Алжир, приобретя, помимо прочего, свыше 70 истребителей Су-30МКА. Из североафриканского государства поступают многочисленные сообщения, что оно может стать одним из первых клиентов Су-57.
Во Вьетнаме местные газеты также неоднократно подчеркивали высокую вероятность покупки в 2030-х годах. Российские источники подтвердили, что двухместный вариант Су-57, как и предполагалось изначально, разрабатывается в основном на экспорт. Таким образом Су-57 вполне может добиться успеха и получить широкое распространение, пусть и как минимум на десятилетие позже, чем планировалось изначально.
При этом в переходе от истребителей четвертого поколения Россия по-прежнему намного опережает своих европейских соперников, но сильно отстает от Китая или США, которые развернули свои первые полноценные эскадрильи пятого поколения в 2017 и 2005 годах соответственно. Программа Су-57 высвечивает трудности России с созданием истребителя с чистого листа: темпы разработки значительно уступают советским, а риск серьезных задержек грозит как подорвать возможности ее собственных ВВС, так и сократить долю зарубежного рынка. Программа, тем не менее, сохраняет ряд сильных сторон, включая ее статус единственного истребителя-супертяжеловеса пятого поколения, предлагаемого на экспорт, и единственного, который использовал возможности нанесения высокоточного удара в бою.