Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сейчас, когда энергетические связи между Россией и Европой почти полностью разрушены, на первый план выходит новый "судьбоносный" проект, касающийся немецкого порта Гамбург, пишет Advance. Он имеет отношение к китайскому Новому шелковому пути.
Германия отказалась от запуска газопровода "Северный поток — 2", а потом, чтобы она случайно не передумала, на газопроводе была совершена диверсия. До сих пор не установлено, кто за ней стоит, но можно предположить, что спланировали ее, чтобы задуманное укрепление энергетических связей между Германией (и Европой) и Россией не состоялось. Последние данные говорят о том, что на газопроводе образовалось отверстие размером примерно 20 метров. Это не фатальное повреждение, но вопрос, имеет ли смысл в сложившихся обстоятельствах это чинить, ведь вскоре могут образоваться и куда большие отверстия, если нынешние будут залатаны.
Произойти может что угодно уже в самом ближайшем будущем. В Москве может полностью смениться власть, или то же самое может произойти в Берлине, и тогда, возможно, сброшенные карты опять могут появиться на столе. Однако пока мы ждем развязки (или эскалации) данной ситуации, стоит рассмотреть еще один "судьбоносный" проект, касающийся Германии.
На самом деле, когда мы говорим о крупных инфраструктурных проектах, способных повлиять на весь XXI век, Германия часто выступает звеном в этой цепочке. Один из важнейших проектов, конечно, касался укрепления энергетических связей между Россией и Европой, но теперь этот проект разрушается. Второй имеет отношение к китайскому Новому шелковому пути.
Но не важнее ли в этом отношении те европейские государства, которые находятся на востоке, то есть ближе к Китаю? А вот и нет. Важнейшую роль опять-таки играет Германия, а точнее ее порт, самый большой порт в Германии — Гамбург.
Почему именно Гамбург? Да потому что, по прогнозам, именно Гамбург станет главным узлом этого гигантского инфраструктурного проекта, в рамках которого была бы налажена логистика с востока, то есть из Китая, на запад, то есть в Европу, а также в обратном направлении. Для такой крепкой смычки Азии и Европы, в условиях которой Евразия приобрела бы особенное значение, Гамбург играет жизненно важную роль.
О проекте Нового шелкового пути было объявлено в 2013 году, и с тех пор континентальные железные дороги приобрели ключевое значение. Сеть железнодорожных коридоров сейчас простирается от западных берегов Европы до восточного побережья Китая. В 2021 году функционировали около 290 коммерческих еженедельных железнодорожных маршрутов между Гамбургом и 25 китайскими центрами, такими как Гуанчжоу, Шанхай, Ухань, Шэньчжэнь и другие. Почти у трети всех контейнеров, которые проходят через крупнейших немецкий морской порт пунктом назначения значится Китай. На железнодорожных путях в порту Гамбурга каждый день быстро и эффективно разгружаются и загружаются около 200 грузовых составов и 5500 вагонов.
Железнодорожные и морские пути сообщения между Китаем и Гамбургом
Ввиду такой значимости этого порта, а еще потому, что речь идет все же о китайском проекте, Пекин, что ожидаемо, хочет присутствовать на месте, то есть в самом Гамбурге. Так, китайская компания Cosco сообщила, что желает купить долю в портовом терминале, из-за чего внутри Германии разгорелся целый политический скандал. В каком-то смысле повторяется прежняя история с Россией, но в ее роли теперь выступает Китай. При канцлере Ангеле Меркель немецкие власти руководствовались планом долгосрочного развития с опорой на дешевые российские энергоносители. Однако после смены кабинета и, главное, прихода в новую правящую коалицию Зеленых, эта идея канула в Лету. На самом деле от нее отказались еще до начала вооруженного конфликта на Украине, ведь еще до него немецкие власти делали непрозрачные намеки на то, что "Северный поток — 2" обречен. Конечно, боевые действия лишь "помогли".
Каково сейчас соотношение сил, если говорить о китайской инициативе в Гамбурге? Есть Социал-демократическая партия Германии, которая приветствует сотрудничество с Китаем, но проект опять тормозят Зеленые. Пекин призывает Берлин не политизировать проект, поскольку он нацелен, прежде всего, на экономику. Но вряд ли Зеленые прислушаются. Получается какое-то дежавю: Россия годами призывала Берлин к тому же. Москва хотела, чтобы вопрос энергетики оставался вопросом экономическим, но ничего не вышло, и многие уже давно поняли, что все усилия будут безрезультатны, пока Берлин находится под сильнейшим влиянием Вашингтона.
При канцлере Ангеле Меркель Германия, если можно так сказать, балансировала где-то на грани между подчинением американским интересам и планами по укреплению немецкого экономического суверенитета. Сегодня перевесил Вашингтон, и хотя сейчас "врагом номер один" назначена Россия, завтра им может стать Китай.
США удалось разрушить сотрудничество России и Европы, чего они добивались многие годы. Им в итоге "подсобила" сама Россия, начав спецоперацию на Украине 24 февраля. Поэтому в ближайшем будущем США попытаются скопировать эту модель и устранить еще одного, последнего из оставшихся, конкурента.
Сегодня ситуация такова. В прошлом году китайский логистический гигант Coscoпредложил купить 35-процентную долю в одном из трех терминалов на территории крупнейшего немецкого порта Гамбург.
Германия еще не дала окончательного ответа, и в зависимости от того, каким он будет, можно будет судить о текущей ситуации. То есть станет понятно, насколько Германия готова в дальнейшем развивать это сотрудничество. Нужно подчеркнуть, что Китай — крупнейший немецкий торговый партнер. Кому-то покажется, что уже сам по себе этот факт ставит их отношения на максимально высокий уровень, но на самом деле это не так.
Тут опять очень много будет зависеть от одного человека, которому доверено важнейшее ведомство. Речь идет об одном из лидеров партии Зеленых Роберте Хабеке, который сейчас занимает пост министра экономики Германии и очень критично относится к Китаю. В недавнем интервью информационному агентству "Рейтер" Роберт Хабек сказал, что ему не нравится проект, и что он против вхождения китайцев в структуру собственности порта Гамбурга.
Frankfurter Allgemeine Zeitung (Германия): лидер «зеленых» Хабек — воинственный полководец?Что происходит с немецкими «зелеными»? Мало того, что эта партия стала главным борцом с «Северным потоком — 2», в последнее время она продвигает и все более воинственную оборонную повестку дня. Роберт Хабек, второй человек в партии, нагородил глупостей про то, как Зеленский и Порошенко «защищают безопасность Европы». И предложил подбросить им немецкого оружия.
28.05.202100
Однако по иерархии Роберту Хабеку никогда не позволят принять окончательное решение в одиночку, хотя порой и кажется, что Зеленые — главная партия в нынешней коалиции, несмотря на то, что они миноритарный партнер! Какую позицию в данном вопросе займет канцлер Олаф Шольц? Его мнение может отличаться. Во-первых, стоит напомнить, что именно Олаф Шольц, в прошлом занимая пост мэра Гамбурга (с 2011 по 2018 год), курировал массовый приток китайских инвестиций в этот северо-немецкий порт.
Канцлер Германии Олаф Шольц предостерег от размолвок с Китаем и от деглобализации вообще и в то же время отметил, насколько Германия нуждается в диверсификации своей азиатской торговли с учетом стратегических аспектов. "Нам нужна культура, в которой вопросы безопасности и независимости принимаются во внимание, чтобы мы понимали цену того, что нам необходимо", — заявил Олаф Шольц в минувшие выходные.
В ожидании решения Берлина Пекин ясно дает понять, чего хочет. Пресс-секретарь китайского Министерства иностранных дел Мао Нинг заявила, что надеется — Германия "рассмотрит китайские вложения через призму объективности и рациональности и предложит уважительные, открытые и недискриминационные условия китайским компаниям, отказавшись от политизации торгово-экономического сотрудничества, а тем более не станет заниматься протекционизмом во имя национальной безопасности".
Экономический эксперт из Торговой палаты Германии Фолькер Трейер сказал, что обеспокоен сложившейся ситуацией, так как если Германия откажется от китайского предложения без ясных причин, то это негативно повлияет на возможности Германии привлекать других иностранных инвесторов.
Можно было бы сказать, что так оно и есть, но тут опять все зависит от угла зрения. Да, отказ от предложения без причины или со слабой аргументацией возмутит других инвесторов, но это только если смотреть на ситуацию через призму свободного рынка. Но не исключено, что в ближайшем будущем инвесторов просто поделят на приемлемых с (гео)политической точки зрения и неприемлемых. Многие согласятся, что нынешний кризис — начало серьезных изменений в мировом порядке, что может стать одним из важнейших факторов.
Нет сомнений в том, что стремительное распространение китайских инвестиций во многом простимулировало экономический рост в крупнейшей экономике Европы, и до половины своих прибылей немецкие автопроизводители сейчас зарабатывают на китайском рынке!
Директор по маркетингу порта Гамбурга Аксел Маттерн предостерег от необдуманного отказа. "Китайские вложения стали бы большой победой для порта, а не угрозой. Не только потому что Cosco вскоре станет крупнейшей транспортной компанией в мире. Отказ китайцам обернулся бы катастрофой не только для порта, но и для всей Германии", — уверен Аксел Маттерн.