Время демонтировать камни

Укрiнформ: снос венгерского памятника на Украине вызвал гнев Будапешта

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине нередко стараются саботировать процессы "декоммунизации" и "дерусификации", пишет "Укрiнформ". Однако вооруженные "активисты" вынуждают сносить памятники прошлого. В Закарпатье очередь дошла до венгерских символов. Это вызвало бурю негодования не только у местных жителей, но и у Будапешта.
Татьяна Когутич
Как проходит процесс очистки от имперских "меток территории" в Закарпатье и почему порой "рикошетит" по соседям.
Сейчас в области готовятся снести самый крупный советский памятник – 20-тонный гигант на границе со Словакией, монумент "Украина – освободителям". Два месяца назад активисты потребовали его демонтировать, а местные чиновники никак не могли между собой решить, кто этим будет заниматься. В конце концов, комиссия при ОВА обследовала монумент и признала его аварийным и угрожающим жизни граждан. Закарпатцы по этому поводу усмотрели политическое решение, и теперь демонтаж памятника советскому солдату, который стоит с оружием на границе с ЕС, – вопрос недель.
Политическую волю к очищению от имперских символов продемонстрировали и в Мукачевском горсовете: недавно демонтировали венгерского орла-турула, установленного на одном из бастионов замка Паланок. Это вызвало бурю эмоций не только у местных жителей, которые разделились на два лагеря, и у венгерских дипломатов и политиков. По этому поводу в МИД Венгрии даже вызвали временного украинского поверенного. В информационном пространстве данный случай начали раскручивать как историю о нетерпимости закарпатцев к национальным символам этно-меньшинств. На фоне тотального молчания по этому поводу со стороны городской власти и ОВА, многие подчеркивали, что это совсем не нетерпимость к меньшинствам, а местные политические "разборки".
В свете этих скандальных событий "Укринформ" выслушал мнение закарпатских экспертов относительно процесса избавления от имперских "меток". Мы поинтересовались, почему процесс декоммунизации, особенно на приграничных территориях, иногда также нуждается в "красных линиях", где они проходят на Закарпатье и стоит ли ожидать в крае вслед за ленино– и пушкинопадом венгерского турулопада.

Не знаешь, как делать, делай по закону

По поводу политического решения относительно советского солдата на границе беседуем с его автором – председателем Закарпатской ОВА Виктором Микитой.
– Монумент "Украина – освободителям" региональной комиссией ТЭБ и ЧС признан аварийным. Там действительно есть повреждение стены, на которой установлен одиннадцати метровый тяжелый монумент. Он может упасть на людей, не дай Бог, поэтому, сегодня этот вопрос решается для того, чтобы убрать памятник, находящийся в аварийном состоянии. Будет ли он возвращен впоследствии, как устранят причины аварийности? Ну кто его знает, у нас происходит декоммунизация и поэтому, возможно, не будет. Хотя я слышал разные предложения по нему. Среди них – изменить монумент визуально под казацкий стиль, или пусть будет украинский воин.
Относительно демонтажа этого монумента – он будет осуществлен за счет областного бюджета. Это небольшая сумма, речь идет о десятках тысяч гривен на демонтаж и транспортировку. Поверьте, если он упадет, это принесет гораздо больше затрат. Это дорогостоящее сооружение, оно однозначно будет храниться и охраняться, – отмечает глава обладминистрации.
Конечно, интересуемся у председателя ОВА мнением по поводу демонтированного по решению Мукачевского горсовета турула (напоминающая сокола птица, часто упоминаемая в венгерской мифологии. – Прим. ИноСМИ.) из Мукачевского замка. Почти неделю, пока в области бушевали страсти, никаких официальных комментариев по этому поводу не давали ни местные чиновники из Мукачево, ни ОВА.
– Насчет демонтированного турула скажу так: когда не знаешь, как правильно сделать, – сделай по закону. Поэтому, прежде всего: вопрос демонтажа венгерской птицы из замка и замена его на украинский трезубец – это вопрос к органам местного самоуправления и представителям общины. Оно должно было решаться представителями общины на сессии, с обсуждением, здоровой дискуссией – я так это вижу. Они сделали это по-своему. Но юридически в действиях исполкома Мукачевского городского совета (который принял решение демонтировать венгерского турула по обращению директора замка. – Прим. авт.) нет признаков правонарушения. Впрочем, во всем должен быть здравый смысл. Трезубец – наш символ, но это не значит, что нам сейчас нужно его устанавливать на каждом свободном месте, к этому надо подходить как-то мудрее. Если не соблюдать правила здравого смысла, такие вещи будут работать против нас, и спецслужбы других стран это используют, как, в частности, ситуацию с турулом. Информация об этом сразу появилась на российских сайтах. Поэтому каждый политик должен понимать, что сегодня это – закрытая тема. Свою политическую волю нужно направлять в другое русло, нам важно сейчас держать тыл спокойным и крепким.
Будет ли какая-то моя другая реакция на случай с турулом? Нет. Я не должен допускать никаких действий – ни в ту, ни в другую сторону. Мы должны показать международному сообществу, что мы адекватные люди, что у нас в самый западный области существует демократия. Да, в области проходят разные политические процессы – но закон не нарушен, мы все выясним и разберемся, – обещает Микита.
Интересуюсь у председателя ОВА, ожидает ли власть в области, что процесс ленинопадов и пушкинопадов перейдет в следующую стадию, то есть, можем ли ждать турулопад в Закарпатье и можем ли мы себе такое сейчас позволить.
– Если это задумали иностранные спецслужбы, то да, мы можем этого ожидать, и этому должны будут дать оценку правоохранительные органы. А что касается внутреннего процесса, то здесь ситуация следующая: если это была чья-то плохая идея и он это понял – то на этом все и остановится, – отметил Виктор Микита.

Темпы декоммунизации стихают на Закарпатье и по всей стране

Беседую также с общественным активистом Вадимом Поздняковым, председателем ОО "Декоммунизация. Украина", которого называют главным декоммунизатором Украины. Этот харьковчанин уже долгое время живет в Закарпатье и координирует процессы демонтажа советских памятников, а также переименование улиц, носящих названия в честь советских или российских деятелей.
С Вадимом мы разговаривали о новом витке декоммунизации на Украине в целом и в Закарпатье в частности, летом. Он тогда говорил, что Закарпатье было регионом, избавлявшимся от советско-имперского наследия активнее остальных. Интересуюсь, сохранились ли темпы процесса.
– Могу сказать, что сейчас темпы декоммунизации затихают – и это касается не только Закарпатья, но и в целом страны. Сейчас процесс идет в основном за счет того, что мы его двигаем, то есть все, что демонтируется или переименовывается, происходит по нашей инициативе. Снизу, со стороны общества, инициативы фактически нет. Даже наоборот, есть торможение – мы пишем обращение в органы местного самоуправления с просьбой собрать сессию и переименовать улицу или снести памятник, а нам отписываются отказом. Выглядит так, что те общины, которые хотели декоммунизироваться, уже это сделали, или завершают процесс. А остальные – просто не хотят.
Относительно переименования улиц, то в Закарпатье осталось еще порядка четырехсот советских и русских названий в топонимах, сейчас продолжается общественное обсуждение по этому поводу в Виноградовский, Иршавской общинах и в Ужгороде, – говорит Поздняков.
"Мы живем в Болгарии, а не в России": жители Бургаса требуют убрать из центра памятник Советской армииОрганизация защиты болгарских граждан считает необходимым убрать из центра Бургаса памятник Советской армии, который, как и многие подобные монументы в стране, называют "Алешей", сообщает Bulgaria ON AIR. Городской совет ответил отказом, сославшись на неправильное оформление заявки.
Интересуюсь мнением Вадима относительно последних скандалов вокруг памятников, которые демонтировали или собираются снести на Закарпатье.
– Это замечательно, что нашли решение относительно монумента советскому солдату на границе, потому что долгое время дело не двигалось. А его нужно демонтировать в рамках закона о декоммунизации. Каких-то провокаций по этому поводу не ожидаем. Во-первых, это граница и там всегда есть достаточное количество силовиков, которые могут прекратить любые провокации, а во-вторых, в Закарпатье нет какой-либо активной пророссийской организации, которая бы защищала советские памятники, как это было, скажем, в Николаеве с ветеранами МВД. В Закарпатье такое могут активно обсуждать в соцсетях, но до действий это, как правило, не доходит. Действие закарпатцев в этом плане рассматривается разве как проявление саботажа – люди просто не хотят этого делать и не делают, – говорит Вадим.
Насчет турула – тут вопрос очень сложный, считает Поздняков.
– Я, конечно, за демонтаж турула обеими руками. Это также имперский венгерский символ, их несколько в области. Что касается в частности мукачевского – то, что он был частью местных политических и других игрищ, знают все. Я прекрасно осознаю предпосылки как монтажа, так и демонтажа этого турула: его как установили по политическому указанию, так и демонтировали. Но в нашем случае, в контексте деколонизации, эти игрища нам на руку, – отмечает активист.
Обсудить
Рекомендуем