Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Евросоюз в целом зависит от российского ядерного топлива на 20%, а страны Восточной Европы в частности – на все 100%, пишет Handelsblatt. Автора статьи печалит такое положение дел. Он настаивает: нужно ввести санкции против Росатома. А безопасность с климатом могут подождать.
Несмотря на политическую вражду с Россией, Франция продолжает тесно сотрудничать с Росатомом. Немецкое министерство окружающей среды впервые требует введения санкций против Росатома. И это решение запоздало.
Атомная энергия кажется некоторой альтернативой русскому газу. Однако делая ставку на атомную энергетику, мы попадем из огня в полымя. Согласно одному из исследований австрийского Ведомства защиты окружающей среды "использование ядерной энергии не привело к энергетической безопасности, а поставило государства, эксплуатирующие АЭС, в зависимость от России".
Однако есть нечто, что отличает атомную энергетику от других: на нее не распространяются санкции ЕС. "По настоянию Франции", — говорят в правительстве Германии.
Все дороги ведут в Москву, когда речь идет об эксплуатации и строительстве атомных электростанций. Росатом и 300 его дочерних фирм эксплуатируют и строят по всему миру больше АЭС, чем любая другая страна.
Согласно исследованию венских ученых, от российского урана "Болгария, Венгрия, Словакия и Чехия зависят на 100 процентов, а ЕС в целом — на 20 процентов". Дальше венцы делают пугающий вывод: "Это больше, чем доля России в газоснабжении Европы. Около половины обогащенного Росатомом урана поступает в страны ЕС и Великобританию".
Своим успехом Росатом обязан умело выстроенным международным связям, в первую очередь с Францией. Там у России, к сожалению, накоплен опыт сотрудничества с государственной электроснабжающей монополией EDF (Electricite de France), топливной компанией Orano и фирмой Framatom, занимающейся производством оборудования для АЭС. Эта фирма участвует в производстве атомного оружия для французской армии, а Росатом между тем заключил с ней в последние годы бесчисленные соглашения.
Один из управляющих компании Rosatom Western Europe даже закончил принадлежащую французской армии Высшую политехническую школу.
Fennovoima подала в суд на "Росатом" и потребовала у российской компании почти два миллиарда евроИз-за срыва проекта АЭС финская Fennovoima потребовала от "Росатома" вернуть авансовый платеж, сообщает Helsingin Sanomat. Генеральный директор компании Иоахим Шпехт рассказал и о других претензиях. "Росатом" предъявил встречный иск, его сумма значительно превышает заявленную финнами.
23.08.202200
Такое тесное сотрудничество породило зависимость, проявляющуюся в четырех аспектах: во-первых, Франция получает обогащенный уран из России, как правило, через дочернее предприятие компании Framatom, а именно фирму ANF со штаб-квартирой в городе Лингене на севере Германии. Только в период с марта 2020 по сентябрь 2022 туда прибыло 26 партий урановых гранул и гексафторида урана.
Во-вторых, Франция вывозит отработанный уран со своих АЭС в Россию, в том числе через Линген. В Томске он вновь проходит процесс обогащения, потому что сама компания Orano не располагает необходимым оборудованием. Свежее топливо используется в самых мощных реакторах EDF, проходящих сейчас модернизацию.
"Договоры, как правило, предусматривают, что та часть, которая больше не может использоваться, а это — основной объем, остается в России", — говорит один из экспертов. Отделяется также плутоний, который можно использовать для изготовления оружия.
ЕС запрещает экспорт атомных отходов, но отработанный уран рассматривается как сырье. Благодаря этой уловке Франция избавляется от атомных отходов, тем более что ее собственные промежуточные хранилища переполнены сверх меры. Orano построила линии по переработке отработанного урана в России.
Третий аспект зависимости: Росатом привлекает Framatom, EDF или же Schneider Electric, когда строит в других странах атомные электростанции. В таких случае французы поставляют турбины, технику управления или системы безопасности. Для строящихся российских реакторов в Венгрии и Египте базирующиеся в ЕС фирмы Framatom и Siemens изготавливают оборудование для электропередачи.
"Французские фирмы участвуют в строительстве российских реакторов и неплохо на этом зарабатывают", — заметил Роже Спаутц (Roger Spautz) из французского "Гринписа". Франция даже показала себя благодарной державой: в 2018 году Росатом и Framatom договорились, что французы помогут одной из дочек Росатома пройти сертификацию в ЕС.
Seznam zprávy (Чехия): ЕС зависит не только от российского газа и угля, но и от ядерного топливаЕвропа столкнулась с серьезным энергетическим вызовом, пишет Seznam zprávy. Почти сто миллионов европейцев рискует оказаться без электричества, которое вырабатывают ядерные реакторы. "Загвоздка" для ЕС в том, что топливо для них импортируется из России.
11.04.202200
Четвертый аспект зависимости рождается на наших глазах: в прошлом году Air Liquide и EDF договорились с Росатомом о производстве спасающего климат Земли "зеленого водорода" — во Франции, России и других местах. В EDF на запрос Handelsblatt сказали, что соглашение временно приостановлено.
Российская энергетическая стратегия дальновидна
Дальновидные русские занимают еще одну ключевую позицию в энергоснабжении Европы. Взявшись за изготовление такого сложного компонента, как магниты для ветряных генераторов электроэнергии, они заполучили еще одного туза в рукаве.
Несмотря на многочисленные запросы, Framatom отказывается давать оценку своему сотрудничеству с Росатомом. Чуть более открыта немецкая дочка Росатома Nukem, где работают 125 сотрудников. Генеральный директор фирмы Томас Зайполт (Thomas Seipolt) ответил на запрос Handelsblatt: оказывается, после 24 февраля этого года "лишь самая ничтожная часть заказов была аннулирована".
Чтобы укрепить сотрудничество с Россией, Framatom даже хотела продать свою часть в своем немецком предприятии в Лингене. В неофициальном порядке федеральное правительство дало понять, что не считает это хорошей идеей. Но официально предложение о продаже все еще в силе.
Росатом также участвует в атомном вооружении российской армии и в захватнической политике Путина. На Украине российский персонал Росатома позволяет себе работать на Запорожской АЭС. Президент Франции Эммануэль Макрон, требующий укрепления суверенитете ЕС, тем не менее сохраняет связь с Росатомом.
В отличие от него федеральное правительство Германии от Росатома дистанцируется. Федеральное министерство окружающей среды ответило на запрос Handelsblatt, что оно выступает за "расширение санкционных мер ЕС" против ядерного сектора в России. Правда, есть пояснение: "Данная мера находится в стадии согласования с европейскими партнерами". Это политическое решение явно запоздало.
Томас Ханке (Thomas Hanke)