Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинский конфликт может выйти за пределы Земли, пишет Le Figaro. По мнению автора статьи, сеть Starlink может стать одной из целей российских военно-космических сил. Между тем читатели издания давно отметили, что космическая война России и НАТО уже началась.
Россия все чаще делает заявления, касающиеся западных спутников, которые предоставляют разведданные Украине. Сценарий звездных войн уже нельзя исключать.
"Мы можем ожидать скорого начала войны в космосе" — эта фраза раза взята не из "Звездных войн" и не из "Лунного гонщика" или "Джеймса Бонда" образца 1979 года, а из твита политика Жан-Люка Меланшона от 27 октября. Лидер движения "Непокоренная Франция" так отреагировал на новую угрозу со стороны России. Она касается спутников и стала очевидной после заявления Константина Воронцова, заместителя главы российской делегации в Комиссии ООН по разоружению. Он сказал, что западные коммерческие спутники станут "законными объектами для удара", если они будут использоваться для поддержки украинской армии.
С начала марта Министерство вооруженных сил Франции предупреждает об опасности распространения конфликта на десятки тысяч километров от Земли. "Происходит то, что мы себе представляли, — предупредил генерал Фридлинг, глава космического командования Франции. — Мы вместе с нашими партнерами и союзниками постоянно наблюдаем за тем, что может произойти в космосе, который до сих пор остается в военном отношении серой зоной".
Ценная поддержка для Киева
О каких спутниках говорит Россия? Скорее всего о сети Starlink. С 24 февраля авиационная фирма Илона Маска разрешила Украине поддерживать через эту сеть доступ в Интернет, в том числе в регионах, где инфраструктура подверглась бомбардировкам. За исключением "небольшого процента", все расходы несет SpaceX. "Starlink — единственная система связи, которая продолжает работать на фронте, все остальные выведены из строя, отключены", — заявлял миллиардер в Твиттере в середине октября.
Но у спутников есть и другие преимущества. Они "могут иметь три разные функции", объясняет Пол Воре, из Фонда стратегических исследований (FRS). Он продолжает: "Связь (например, подключение к Интернету), навигация (обеспечение систем GPS-навигации в транспортных средствах или наведение ракет) и наблюдение (например, телескопы, движущиеся по орбите)". Таким образом, с точки зрения обороны Starlink помогает украинской армии рассчитывать траекторию своих ракет и определять геолокацию целей. Илон Маск заявил в середине октября, что именно поэтому "Россия активно пытается вывести из строя Starlink".
Кроме того, украинская разведка находится в прямом контакте со специалистами частных американских компаний, занимающихся космическими технологиями, таких как Maxar Technologies, Planet Labs и BlackSky. Их снимки позволяют идентифицировать выдвижение войск и боевой техники противника, а также предупреждать о других боевых действиях со стороны России. В Мариуполе, например, через несколько часов после обстрела театра, Maxar опубликовал снимок, на котором видно, что на земле огромными белыми буквами написано слово "дети", чтобы предупредить об их присутствии пилотов истребителей.
Низкая орбита, потенциальное поле сражений
Исторически сложилось так, что спутники связи находились на расстоянии более 20 000 км, вне досягаемости ракет. Но SpaceX изменила этот порядок. Сегодня группировка компании Илона Маска действует на низкой орбите высотой до 550 км, что в 60 раз ниже, чем у обычных спутников. Преимущество заключается в более короткой латентности (время, необходимое для доставки данных получателю). Но есть и недостаток — более мощное воздействие ракет, летящих с земли.
Есть ли у России средства для "ликвидации спутниковой опасности"? 15 ноября 2021 года она доказала это всему миру. Тогда Россия уничтожила благодаря баллистической ракете, запущенной с земли, старый бездействующий советский спутник размером с небольшой автомобиль, расположенный на высоте 500 километров. Помимо России, эта технология есть только у трех стран: США, Китая и Индии.
Однако Пауль Воре объясняет эту разрушительную способность. "С одной стороны, большая часть наших спутников, используемых ежедневно, будь то для телевидения, метеослужб или GPS, развернуты на слишком высоких орбитах для противоспутниковых ракет. При этом опасность на земле априори нулевая, так как обломки остаются на орбите. Наконец, противоспутниковые ракеты могут одновременно поражать только одну цель из-за расстояния между каждым объектом. Тем не менее, SpaceX имеет около 2300 действующих спутников, и эта цифра постоянно растет, поскольку цель состоит в том, чтобы достичь созвездия из десятков тысяч спутников.
"Россия не может полностью разрушить сеть", — заключает Пауль Воре. Тем не менее, он предупреждает о будущем риске "синдрома Кесслера": формировании многочисленного космического мусора. "Это станет экологической катастрофой и серьезной проблемой для использования космоса в ближайшие годы", — говорит эксперт. По его мнению, "Россия подвергнет себя серьезным последствиям на международном уровне, взяв на себя такую ответственность".
Галопирующая милитаризация космоса
Но космическая война оставляет за собой множество других способов нападения. "От разрушения спутника до его физического уничтожения существует целый ряд возможностей", — отмечает Ксавье Паско, директор Фонда стратегических исследований. 24 февраля, за день до спецоперации на Украине, тысячи французов оказались без интернета. Спутник Viasat стал объектом кибератаки, лишившей доступа к спутниковой связи в некоторых зонах Европы и, в частности, на Украине. По словам генерала Мишеля Фридлинга, этот инцидент, несомненно, дело рук русских.
В то же время хакеры, связанные с Anonymous (анонимное хакерское движение), заявили, что вывели из строя "Роскосмос", чтобы Москва "не смогла контролировать свои спутники-шпионы". Опровергнув эту информацию, директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин напомнил, что "разрушение чужого космического аппарата – это casus belli, или формальный повод для объявления войны, однозначно". Со своей стороны, Илон Маск, заявил, что регулярно подвергается таким атакам и отбивается от них, тратя значительные средства.
СВО России на Украине выявила новые проблемы в космосеХотя Роскосмос, вероятно, продолжит выполнять свои обязательства на МКС еще как минимум несколько лет, что будет дальше, неясно, пишет The Wired. Когда существование станции подойдет к концу — то ли в 2028, 2030 году или позже — вместе с ней может закончиться присутствие России в космосе.
06.08.202200
Отклонение от траектории, глушение или даже шпионаж — все это потенциальные злоумышленные действия. В 2018 году министр вооруженных сил Флоренс Парли осудила деятельность российского спутника, который приблизился очень близко к франко-итальянскому военному спутнику, чтобы прослушать его передачи. Из-за такой милитаризации космоса беспокойство становится всеобщим. Франция создала специальное командование в 2019 году и увеличила свой бюджет на 30% в последнем законе о военном программировании, доведя его до 600 миллионов евро в год.
Китайцы удвоили свой бюджет за десять лет, чтобы подготовиться к космической войне, который превысил 3 миллиарда долларов. Великобритания вместе с Борисом Джонсоном формализовала свое стремление стать "значительным" космическим игроком к 2030-м годам, а Италия имеет самую мощную систему наблюдения в Европе благодаря созвездию спутников Cosmo-SkyMed. Американцы вместе с Дональдом Трампом в 2019 году создали военно-космическое командование (Spacecom) с целью создания настоящей "космической армии". "Сегодня в космосе нам нет равных в мире, но уровень нашего превосходства снижается", — заявил по этому поводу генерал Джон Рэймонд, назначенный главой Spacecom. "Мы хотим двигаться быстро и оставаться впереди", — сказал он.
Автор: Элизабет Пьерсон (Elisabeth Pierson)
Комментарии читателей
Oskar Lafontaine
У России просто нет средств, чтобы атаковать созвездие Starlink Илона Маска. Эта группировка уже имеет более тысячи спутников на орбите, и уничтожение хотя бы одного обойдется России в непомерную цену. Ракета Falcon 9 доставляет 60 спутников на орбиту, и операция проводится три раза в месяц. Поэтому потребуется не менее 180 запусков российских ракет, успешных запусков, чтобы уничтожить только запущенные в течение одного месяца.
У России просто нет средств, чтобы атаковать созвездие Starlink Илона Маска. Эта группировка уже имеет более тысячи спутников на орбите, и уничтожение хотя бы одного обойдется России в непомерную цену. Ракета Falcon 9 доставляет 60 спутников на орбиту, и операция проводится три раза в месяц. Поэтому потребуется не менее 180 запусков российских ракет, успешных запусков, чтобы уничтожить только запущенные в течение одного месяца.
ans-dents
Кто победит в этих "Звездных войнах"? Точно не Путин. Это также послужило бы поводом для третьей мировой войны, как и перерезание подводных телекоммуникационных кабелей.
Кто победит в этих "Звездных войнах"? Точно не Путин. Это также послужило бы поводом для третьей мировой войны, как и перерезание подводных телекоммуникационных кабелей.
MARIANNE MONDIALE DE FRANCE
Война явно стартовала в космосе. Судя по всему, у нас есть спутники-убийцы или радиологические спутники-шпионы. Так что к предупреждению следует отнестись серьезно. Даже Франция должна принять меры ради нашей безопасности.
Война явно стартовала в космосе. Судя по всему, у нас есть спутники-убийцы или радиологические спутники-шпионы. Так что к предупреждению следует отнестись серьезно. Даже Франция должна принять меры ради нашей безопасности.
roland2
Учитывая, что Запад информирует Украину и заботится о своих коммуникациях из космоса и что Россия отстает в этой области, для России вполне нормально рассматривать возможность удара по спутникам. Но это было бы катастрофой для всего человечества из-за обломков. Нет другого решения, кроме как сделать космическое пространство нейтральным.
Учитывая, что Запад информирует Украину и заботится о своих коммуникациях из космоса и что Россия отстает в этой области, для России вполне нормально рассматривать возможность удара по спутникам. Но это было бы катастрофой для всего человечества из-за обломков. Нет другого решения, кроме как сделать космическое пространство нейтральным.