Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Словацкая таможня пропускает в Россию материалы для производства тяжелых вооружений, утверждает репортер Мирослав Керн в интервью iROZHLAS. Его скандальное расследование о прохождении товаров двойного назначения в Россию и Иран через Словакию вызвало переполох в высших эшелонах власти.
Матей Скалицки (Matěj Skalický)
Словакия выступает в качестве склада, снабжающего российскую армию. Скандальное расследование вызвало переполох в высших эшелонах словацкой политики и государственного управления. Почему словацкие таможенники пропускают в Россию материалы для производства тяжелых вооружений? Об этом мы побеседовали со словацким репортером издания "ДеникН" Мирославом Керном.
iROZHLAS: В ходе расследования для "ДеникН" вы выяснили, что Словакия выступает в роли склада, снабжающего российскую армию. Что под этим подразумевается?
Мирослав Керн: Речь идет о том, что как минимум с начала вооруженного конфликта на Украине из Словакии поступает большое количество товаров "двойного назначения". Они применимы в гражданском секторе, но годятся и для военной техники. Эти товары вывозят из Словакии в весьма больших количествах. У нас есть список, в котором некоторые комплектующие указаны в тысячах, а наименований там десятки и даже сотни. Словацкие таможенники в принципе без проблем пропускают эти материалы и товары как в Россию, так и в Иран.
— Прежде чем поговорить о том, какие это материалы, я хочу спросить вас, как вы вообще об этом узнали?
— Общей информацией о том, что из Словакии вывозят большое количество товаров двойного назначения, мы располагали уже какое-то время, и нам удалось раздобыть список этих товаров. Он неполный, и в некоторых случаях, например, нам неизвестен отправитель, а в некоторых его все же можно найти в зависимости от типа наименования. В общем, к нам в руки попал список товаров, которые можно использовать в военной промышленности.
— Так о чем идет речь? Это какие-то комплектующие для производства танков, ракет…
— В первую очередь, это мелкие комплектующие, без которых, однако, ни одна армия не обойдется. Я имею в виду подшипники, которые отправляются из Словакии десятками тысяч в Россию. А их можно применять, например, и в водяных или масляных насосах, и в автомобильных двигателях, и в военной технике, поскольку и там тоже есть двигатели. Отправляются разные подвижные части, а также компоненты для производства шин. Речь идет о так называемых шинных кордах, то есть стальных тросах, которые укрепляют шину. Мы даже экспортировали целую производственную линию, выпускающую подобные корды, на завод КАМА. Там производят обыкновенные военные шины, которые устанавливают на сотни военных машин разного типа.
— То есть у вас есть доказательства того, что эти комплектующие используются для производства какой-то военной техники?
— Я не называл бы это доказательствами. Но раз мы отправляем линию по производству кордов для шин на завод, где изготавливают шины для грузовиков, на завод, который является поставщиком ЗИЛа (кстати, даже существуют особые шины под названием "КАМА Урал", прямо предназначенные для военных машин "Урал"), то нетрудно догадаться, кому мы помогаем.
— И этот материал по-прежнему отправляется из Словакии в Россию, или поставки продолжались только какое-то время?
— Мне неизвестно, что там происходит сейчас, так как, насколько мы знаем, в финансовом управлении мы устроили настоящий переполох. Но все работало таким образом еще до начала вооруженного конфликта на Украине. Последние партии, которые вызвали у нас подозрение, и которые мы отследили, были отправлены еще несколько дней назад.
— Каким именно образом эти комплектующие попадают в Россию из Словакии? Удалось ли вам проследить путь, который им приходится проделывать от нас в восточном направлении?
— Сам путь, пожалуй, не столь важен, потому что мы не знаем, как в Россию вывозятся габаритные комплектующие. Но, к примеру, мы проследили десятки двигателей, которые отправились из Словакии в Калининград. Понятно, что их путь лежит через Польшу. Мы не знаем конечный пункт назначения, но Калининград — это крупная военная база, а в качестве принимающей стороны выступает экспедиторская компания. Куда экспедиторская фирма отправит данный груз, проследить уже невозможно. Но тот факт, что партия идет в Калининград, сам по себе удивителен.
Государство заключало контракты с компанией, у которой российский собственник, тем самым нарушая санкцииБолгария заключала контракты с компанией, которая контролируется россиянином, и тем самым нарушала санкции ЕС против Москвы, пишет "Дневник". Речь о корпорации Softline. Она предоставляет программное обеспечение нескольким министерствам и фирме, занимающейся ИТ-услугами в сфере госуправления.
09.11.202200
— Через Иран тоже идут какие-то комплектующие?
— Иран — отдельный разговор. В Иран вывозится огромное количество подшипников. Не тысячи и даже не десятки тысяч, а миллионы штук подшипников. Особенность Ирана еще и в том, что он не только поддерживает международный терроризм, но и является близким союзником России, а значит, нельзя исключить реэкспортные поставки в Россию. Скажем, в Иран вывозится большое количество подшипников, предназначенных, в первую очередь, для установки на вагонных и локомотивных тележках. А у России сегодня именно с этим проблемы. У нее кончаются подшипники для локомотивов и вагонов, а главный способ транспортировки для российской армии — по железной дороге.
— Возят ли через Иран, например, еще и двигатели?
— Есть один особенно примечательный пример, касающийся Ирана. Речь идет о двигателях Rotax912. Словацкий производитель экспортировал их на малых самолетах, и таможенные органы дали добро на это примерно в апреле. Потом в конце октября на Украине под Одессой в море упал иранский дрон, оснащенный именно двигателем Rotax 912.
Да, его модификация несколько отличалась, но даже сам подход, на мой взгляд, неверен. Плохо, что словацкие органы без проблем разрешают вывозить двигатели, а тем более такие передовые, словацкого и австрийского производства, в Иран, где ими могут злоупотребить. Так и случилось. Иранские дроны оснащаются двигателями Rotax 912, а австрийский производитель даже не знает, как они туда попали. Теперь ведется внутреннее расследование. А мы легко пропустили эти двигатели через границу.
— Получается, что комплектующие и материалы, которые попадают в Россию, производятся не только в Словакии, но и в других государствах ЕС?
— Производитель может оказаться любым, так как внутри ЕС действует правило, по которому вы сами можете выбирать, где платить вывозные таможенные пошлины. Если вы выбираете Германию, то получите печать немецкой таможни, а если хотите сделать это в Словакии, то вы вольны оплачивать пошлину там, из какой страны ЕС вы ни происходили бы. Скорее всего, желающих было немало, поскольку все понимали, что у нас дело тут налажено. Таким образом, вполне возможно, товары не были словацкого производства — просто другие фирмы проводили их у нас через таможню.
Таможенник взглянет, увидит подшипники и шлепнет печать
— Вы сказали, что не знаете всех отправителей комплектующих, но огласите те фирмы, чьи названия вам стали известны?
— Например, это производитель самолетов "Динамик" из Привидзе. Насчет подшипников нам остается гадать, потому что в Словакии несколько крупных производителей подшипников, три – четыре компании, которые работают на мировых рынках. Некоторые и не скрывают, что работают на российском рынке. Поэтому мы можем установить отправителя точно, но не это главное. Главная проблема в том, что словацкие таможенные органы без проблем пропускают эти товары.
— Как же такое возможно?
— Товары двойного назначения должны проходить лицензирование в Министерстве экономики. Мы уже выяснили, что в Словакии это делается очень-очень редко, подозрительно редко. Я приведу вам пример. В прошлом году Министерство промышленности Чешской Республики рассмотрело около 550 дел об экспорте товаров двойного назначения. А у нас было всего четыре случая. На мой взгляд, из этого можно сделать вывод, что те, кто хочет экспортировать подобные товары, просто приходят на таможню, пишут, что вывозят не товары двойного назначения, а таможенник шлепает им печать, и дело в шляпе.
Если бы Министерство экономики взяло процесс на контроль и квалифицировало бы все наименования, отправляемые в Россию, как товары двойного назначения, то оно также выясняло бы точно, куда эти товары направляются. Не является ли та или иная фирма субподрядчиком какого-нибудь оборонного завода в России. Так было бы проще. Но тут все решает какой-то рядовой таможенник, который просто говорит: "Да, подшипники везти можно".
Плюс еще есть вероятность, что человек, желающий вывезти подшипники годные для танков с кодом, например, 1001, берет и пишет в таможенной декларации код 1002. Таможенник глянет в коробку, увидит подшипники и шлепнет печать. Может быть и такое, что поставщики полагаются на отсутствие тщательного контроля и поэтому стремятся на словацкую таможню.
Абсурд! После введения санкций торговля с Россией переживает бумОбычно чиновников огорчает падение уровня жизни населения, но в случае отношения западных элит к России все наоборот, отмечает автор Exxpress. Их расстраивает то, что жизнь в ней не стала намного хуже. Нет ни очередей, ни дефицита товаров, ни критики властей.
07.11.202200
— А как отреагировали словацкие власти? Как они объясняют, что все описанное вами в издании "ДеникН" вообще было и, вероятно, по-прежнему возможно?
— В финансовом управлении нам заявили, что все в порядке, что они вправе делать только то, что им предписывает закон, и не могут делать ничего сверх него, и что вообще просто выполняют свою работу. Если кто-то отправляет им подшипники под кодом 1002, то они их пропускают, а вся вина лежит на поставщике или экспортерах, которые обходят Министерство экономики. Мол, туда и обращайтесь, раз это товары двойного назначения.
— По вашим сведениям, премьер-министр Эдуард Гегер или кто-то еще из правительства знали о происходящем?
— Нам трудно сказать. Все они делают вид, что страшно удивлены и ни о чем подобном не подозревали. Но Словацкая информационная служба еще в 2020 году предупреждала, что из Словакии вывозят много товаров двойного назначения. Странно, что никто ничего не предпринимал, и правила не менялись. Похоже, кто-то прочитал доклад спецслужб, закрыл его и забыл.
— Но спецслужбы все-таки предупреждали, если я правильно понимаю.
— Да. Об этом даже говорится в открытой части доклада Словацкой информационной служба за 2020 год.
— Получается, это просчет правительства?
— Именно так. Их предупредили. Информация была. Думаю, что сразу после начала вооруженного конфликта финансовое управление должно было скооперироваться с Министерством экономики и взять под более жесткий контроль все, что покидает нашу страну. Также они должны были проверять задним числом товары, пропущенные таможенниками, ведь возможны случаи коррупции.
Так, например, мы выявили экспорт некой IT-системы, и также нам удалось из неофициальных источников узнать, что существуют IT-системы, которые контролируют работу таможенников. Они подают так называемые сигналы. То есть если IT-система устанавливает, что мы экспортируем нечто, что можно использовать в военной промышленности России, то у таможенника загорается красным соответствующая строка, и система пишет, что таможенная процедура прервана. Но таможенник может вручную изменить статус процесса и разрешить вывоз. Таким образом, есть все основания подозревать, что свою роль сыграла и коррупция.
Отставок не будет
— Как вы думаете, будут ли приняты какие-то кадровые решения в результате расследования?
— Пока ничто этого не предвещает. Я также думаю, что с этим экспортом происходили по-настоящему скандальные вещи, ведь мы видели, как много товаров годны для применения в российской военной технике. Но пока нет никаких признаков даже отставки главы Финансового управления, который преуменьшает важность дела. Он даже не удивился нашим выводам и не сказал, что сожалеет, или что займется расследованием. Он сказал, что все в рамках закона. Его бы уволить первым.
Над ним стоит министр финансов. Я допускаю, что в Германии после такого скандала в отставку ушел бы не только глава таможни, но и министр финансов. Но у нас министр финансов — Игор Матович, бывший премьер-министр и председатель сильнейшей правящей партии.
— Я завершу вашу мысль: вряд ли этот человек уйдет в отставку?
— Точно не уйдет.
— Но разве мы не имеем дело с нарушением санкций ЕС?
— Да, вполне вероятно. Если выяснится, что вывозились товары двойного назначения, то Европейский Союз может проверить, действительно ли мы массово пропускаем грузы такого рода. Мы отправили запрос в Европейскую комиссию о возможности подобной проверки. Пока ответа не пришло, но, как я думаю, Еврокомиссии стоит этим заняться.
— А не обеспокоено ли словацкое правительство тем, что Брюссель может заинтересоваться происходящим? Ведь Братиславе придется что-то предпринимать, искать какое-то решение, объясняться.
— Премьер-министр Словакии Гегер нам вчера написал, что признает проблему, и что ею займется правительство. Они будут искать решение. Так что определенные попытки разобраться предпринимаются. Вопрос, на сколько все это затянется, и не продолжается ли прямо сейчас точно такой же экспорт. Думаю, это настолько громкая история, что она может вызвать резонанс на общеевропейском уровне. Словацкое правительство уже сейчас оправдывается тем, что именно Еврокомиссия определяет перечень товаров двойного назначения, подпадающих под санкции. И у меня такое ощущение, что этот вопрос можно поднять в органах Европейского Союза.
— Быть может, правительство Словакии старается в какой-то мере переложить эту проблему на руководство ЕС?
— Да, конечно, так оно и есть. Ведь они говорят: "Мы только соблюдаем правила, которые нам спустила Еврокомиссия". Да и момент, в общем-то, сейчас подходящий, поскольку ЕС работает над девятым пакетом санкций против России. Поэтому можно будет расширить список товаров, подпадающих под санкции, и добавить туда некоторые фирмы. Возможно, при этом органы ЕС воспользуются нашей информацией или какой-то другой. Товары поставлялись не тем компаниям, которые находятся под санкциями, а их субподрядчикам, а значит, этих субподрядчиков тоже было бы неплохо добавить в санкционный список.
Перечень товаров, которые продолжают поступать в Россию из некоторых стран ЕС или из других государств, в том числе из Ирана, Китая или стран Азии, невероятно длинный, и трудно сказать, что из всего этого Россия могла бы использовать в военных целях. В категорию товаров двойного назначения, то есть для гражданского и военного использования, входит множество товаров.
— Знаете ли вы точно, куда эти материалы доставлялись? Скажем, на какие заводы, в какие фирмы?
— Да, да, да. У нас есть конкретные названия компаний и конкретные места. Нам удалось все это отследить. Мы знаем, где оказались товары. Приведу один, для меня самый любопытный, пример. В июле наши власти разрешили вывезти части станков для сортировки сырья из чугуна и стали. Эта партия отправилась в Нижний Тагил на Урал фирме, которая называется "Гадфильд Групп". Существует даже так называемая сталь Гадфильда с примесью марганца. Это чрезвычайно крепкая сталь, из которой льют гусеницы для танков, в том числе российских. Конечно, это чистое совпадение, как и то, что именно в Нижнем Тагиле находится предприятие "Уралвагонзавода". Это крупнейший производитель российских танков. Таким образом, понятно, что компанию "Гадфильд Групп" из Нижнего Тагила стоит внести в санкционные списки.
— Кстати, не выяснилось ли в ходе вашего расследования, что описанная проблема существует и в других государствах, помимо Словакии?
— Пока нет. Единственное, что указало нам на причастность каких-то других фирм, был экспорт той самой IT-системы, которая называлась Электронная схема для оборудования автоматической обработки данных. И как раз в этом случае, таможенник вручную изменил статус процесса с красного на зеленый и отправил груз дальше. По нашей информации, этот товар был не словацким, а немецким.
— Получается, что последствия могут сказаться и в других государствах Евросоюза, а не только в Словакии?
— Безусловно. Главное, что стала понятна роль Словакии как своего рода "проходного двора", и впоследствии может выясниться, что многие европейские государства и поставщики провозили свои товары в Россию именно через Словакию.