Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Военные действия и проблемы по привлечению финансовых ресурсов в этом году уберегли процесс утверждения бюджета от бурных публичных обсуждений, пишет "Тиждень". Однако принятый вариант документа имеет серьезные недостатки.
Александр Крамарь
В информационном пространстве прошлых лет внимание традиционно было сконцентрировано на том, кто и сколько получит, и сколько не будет добавлено в результате распределения бюджетного "пирога". Однако без внимания остается то, как бюджет будет влиять на состояние экономики.
А государственный бюджет – это один из ключевых инструментов экономической политики, способный как стимулировать или, по крайней мере, поддерживать рост, так и наоборот – подавлять его или провоцировать спад. И несмотря на то, что в условиях конфликта первоочередным приоритетом закономерно являются расходы на оборону и социальную поддержку, игнорирование того, какое влияние главная смета будет иметь на ситуацию в экономике, представляется опасным.
Прежде всего, в госбюджете на 2023 год так и не было предусмотрено механизмов смягчения негативного влияния независимых от бизнеса обстоятельств военного времени. Эти обстоятельства существенно снижают конкурентоспособность или вообще препятствуют работе предприятий. Речь идет и о логистических проблемах, и о перебоях в поставках энергии, и о ряде других трудностей, с которыми столкнулись производители товаров и услуг на Украине. Они являются временными и явно искусственными факторами снижения конкурентоспособности. Но без временной целевой поддержки со стороны государства они провоцируют уменьшение или прекращение экономической деятельности. Зато часто появляется продукция производителей из других стран, имеющих в этих условиях искусственное конкурентное преимущество, которое государство должно было бы нивелировать.
Для этого в бюджете важно было бы предусмотреть компенсационные и стимулирующие механизмы для тех внутренних производителей, чья потеря конкурентоспособности или вынужденная остановка производств вызвана внеэкономическими обстоятельствами. Речь могла бы идти как о прямых субсидиях на время действия форс-мажорных обстоятельств, так и о целевых кредитах или субсидиях для приобретения необходимого для возобновления работы оборудования (например, генераторы, аккумуляторы и тому подобное).
Такие механизмы могли бы дополняться изменениями в налогообложении импорта тех товаров, которые вследствие военных обстоятельств получают на украинском рынке искусственные конкурентные преимущества. К тому же собранные таким образом дополнительные средства в свою очередь также могли бы стать дополнительным источником поддержки таких производителей. В конце концов, прогнозируемое переформатирование структуры экономики и дисбаланс на рынке труда через массовые миграции обусловливают потребность в существенном увеличении государственного финансирования на переобучение и подготовку специалистов тех профессий, которые имеют спрос на рынке труда.
Сомнительные приоритеты принятого бюджета и в области инфраструктуры. Увеличение расходов на строительство и ремонт автодорог в условиях конфликта и перманентных коррупционных скандалов в СМИ сопровождается недостаточным или вовсе отсутствующим финансированием проектов, которые в сжатые сроки обеспечили бы расширение пропускной способности газопроводов и особенно железной дороги и ЛЭП, которые соединили бы Украину со странами ЕС. Тем более, что независимо от того, когда будут разблокированы порты, – это в любом случае поможет интеграции к европейскому рынку.
Наконец в принятом бюджете на 2023 год еще и программируется резкое снижение спроса на товары и услуги внутреннего производства. Даже по крайне осторожному правительственному прогнозу рост потребительских цен в 2023 году ожидается на уровне двадцати восьми процентов после нынешних более тридцати процентов. Реальное их увеличение, вероятно, будет значительно выше, особенно на продовольственные товары. При этом размер всех выплат работникам, задействованным в бюджетной сфере, зафиксирован на уровне октября 2022-го года и всего на три процента выше, чем эти показатели были в конце 2021-го года. Поэтому за чуть больший, чем в 2021 году, доход эта очень многочисленная часть украинских граждан сможет приобрести не более шестидесяти процентов от того, что могли себе позволить до начала конфликта.
Уменьшение спроса в свою очередь будет вести к дальнейшему сокращению доходов малого и среднего бизнеса, работающего на внутренний рынок. Как следствие, уменьшится занятость и потребление еще и этой части жителей страны. Все это будет побуждать к выезду из страны значительной части даже того экономически активного населения, которое осталось здесь несмотря на конфликт. Тем более, что сейчас для их выезда существуют максимально благоприятные за все время независимости Украины условия в большинстве европейских стран, США и Канаде.
По принципу порочного круга это будет провоцировать еще большее сжатие внутреннего рынка из-за дальнейшего физического оттока из страны тех потребителей, которые сейчас продолжают здесь работать. И одновременно уменьшать численность граждан, которые до сих пор платили прямые налоги с доходов, если и небольшие, но, по крайней мере, пополняли бюджет за счет налогов на потребление (НДС, акцизы) и хотя бы на минимальном уровне обеспечивали отчисления в Пенсионный фонд.
Будет формироваться эффект все большего снежного кома экономических и бюджетных проблем, который окажет крайне негативное влияние как на общее состояние экономики, так и на наполнение государственного бюджета и социальных фондов. Но отнюдь не меньшая потребность в социальных расходах всех видов (как пенсий, так и пособий социально уязвимым слоям) потребует дальнейшего усиления налогового давления на все меньшее количество украинцев, которые будут продолжать работать в стране. И даже несмотря на это, будет возникать все больше проблем со способностью государства финансировать критически необходимые расходы.
Прилетело на рынок труда. Как перебои с электричеством влияют на работу и зарплаты украинцевНа Украине резко снизилось число вакансий на рынке труда, пишет "Страна". Не в последнюю очередь это связано с массовыми отключениями электроэнергии, которые вносят существенные коррективы в работу многих компаний.
21.11.202200
Подобная "игра с огнем" с точки зрения долгосрочных негативных последствий для украинской экономики, демографии и наконец финансовой состоятельности представляется крайне неоправданной и недальновидной. Ведь именно на время конфликта Украина имеет существенную помощь от партнеров для компенсации вызванного ею появлением дополнительного дефицита бюджета (как известно, США готовы дать полтора миллиард долларов ежемесячно в виде грантов, а ЕС готовит аналогичную помощь, хоть и в виде льготных кредитов). А вот после завершения активной фазы конфликта рассчитывать на финансирование со стороны других государств все большего дефицита бюджета вряд ли будет возможным. И тогда последствия эффекта сжатия экономики, который программируется недавно принятым бюджетом на следующий год проявят себя на полную.
Кроме того, остались значительные неиспользованные внутренние резервы наполнения бюджета. Ведь доля его доходов даже в существенно уменьшенном в результате конфликта ВВП 2023 года запланирована на уровне двадцать семь процентов прогнозного ВВП. Тогда как в 2020 году, когда экономика страдала от COVID-19 и обусловленных им ограничений, речь шла почти о тридцати трех процентах ВВП, а в 2021-м – о чуть менее тридцати с половиной процентах ВВП. Хотя в условиях конфликта доля перераспределения ВВП через бюджет ввиду чрезвычайных обстоятельств вполне могла бы быть наоборот выше. Ведь целевое использование таких ресурсов для недопущения долгосрочных негативных последствий было бы значительно меньшей ценой, чем та, которую придется платить в будущем за игнорирования такой угрозы сейчас.