Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Открытие чемпионата мира в Катаре прошло на фоне развернувшейся на Западе крупной кампании по дискредитации этой страны. Эксперты, считают, что среди главных причин конфликта – газ и поддержка России по ключевым вопросам.
Александра Харченко
Западные СМИ обвиняют Катар в эксплуатации рабочих мигрантов (якобы на стройке стадионов и других объектов погибли тысячи гастарбайтеров, хотя подтверждения этому нет), а также в нарушении прав женщин и ЛГБТ-сообществ, проблемам с демократией и в пагубном влиянии на окружающую среду мощных кондиционеров на стадионах.
В министерстве юстиции США заявили, что Катар якобы был замешан в подкупе делегатов ФИФА для получения голосов, что Доха (столица Катара) и ФИФА категорически отрицают. В ряде европейских стран вообще призывают к бойкоту чемпионата. Особенно в Германии, Испании и во Франции. В этих странах ряд городов отказались показывать матчи мирового первенства.
Катар в свою очередь обвинил оппонентов в двойных стандартах. Там удивлены, что на Западе призывают к бойкоту, но при этом хотят покупать их газ. Катар, один из крупнейших в мире производителей природного газа, обеспечивает почти четверть от общего объема импорта СПГ в Европу.
"Нас раздражают двойные стандарты", – заявил шейх Мухаммед бин Абдулрахман Аль Тани в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung. Он добавил, что все 12 лет после решения выбрать Катар местом проведения чемпионата мира по футболу против него велась систематическая кампания, с которой, по его словам, не сталкивалась ни одна другая страна. "Иронично, что подобный тон звучит в странах Европы, которые называют себя либеральными демократиями. Это выглядит очень высокомерно, даже расистски", – сказал он газете.
Разбираемся, почему в мире обрушились на Катар, и какова подоплека кампании против этой состоятельной арабской страны.
"Мрачная игра"
Несмотря на бойкот, большинство сборных прибыли на чемпионат, а первой, кстати, приехала команда США. При этом капитаны сборных Англии и Уэльса, например, договорились носить специальную нарукавную повязку, пропагандирующую права геев. Открытие футбольного праздника проходит под критику мировой прессы. Обложки ведущих газет вышли с разгромными заголовками.
"Как политика и права человека прокололи Кубок мира Катара", – пишет TheGuardian. "Чемпионат мира. Уродливый маленький Катар", – вторит Liberation. В социальных сетях начали появляться кровавые карикатуры и аккаунты Boycott Qatar ("Бойкот Катару"). "Мрачная игра", – пишет Der Standard. L'Identita утверждает: "Мир против Катара". Некоторые издания трансформировали приз за победу в чемпионате, заменив Земной шар на череп.
Выступления против турнира вышли и на футбольные трибуны – болельщики в разных странах в последних турах вывешивали на сектор различные баннеры, посыл которых един: бойкотировать чемпионат мира в Катаре. Один из активистов бойкот-кампании, Стефан Ширмер, говорил, что он "вместе с другими волонтерами участвует в кампании по привлечению внимания общественности к спорному решению о проведении чемпионата мира Катару".
Протестная волна сильнее всего ощутима в Германии: некоторые местные бары отказались показывать матчи ЧМ, а болельщики различных клубов Бундеслиги использовали финальные игры перед стартом ЧМ для выражения своей позиции. В Дортмунде болельщики на фанатской трибуне развернули баннер с надписью "Бойкот Катару-2022", расположив рядом много мелких плакатов, на одном из которых читается "больше мертвых, чем минут игры". Болельщики "Боруссии" вывесили баннер с надписью "ФИФА – мафия". Фанаты "Ганновера" пошли еще дальше и заявили, что у сборной Германии "кровь на бутсах". "То, что вы видите на стадионах, – это просто самое эффектное заявление от болельщиков, что им не нужен этот преступный чемпионат мира", – заявил один из представителей протестного движения.
Проведение чемпионата мира в Катаре требовало строительства семи стадионов и реконструкции восьмого. "Стране также требовалась целая сеть дорог и железных дорог для перевозки болельщиков между аренами и десятки отелей для их размещения – не что иное, как полностью перерисованная страна, поднимающаяся из песка в рамках проекта национального строительства стоимостью 220 миллиардов долларов. Для этого Катар нанял сотни тысяч рабочих-мигрантов из самых бедных уголков планеты, увеличив население страны, которое только за последний год выросло на 13,2 процента, и привлек пристальное внимание к обращению с рабочими, их правам и условиям их проживания. Сколько умерло за последнее десятилетие или больше, неизвестно, и, возможно, никогда не будет известно. Еще многие тысячи вернулись домой больными, ранеными или лишенными обещанной зарплаты", – пишет The New York Times.
"Это мероприятие было полностью построено на спинах рабочих-мигрантов, – сказал изданию Майкл Пейдж, заместитель директора отделения Хьюман Райтс Вотч по Ближнему Востоку и Северной Африке. – Это были очень предсказуемые нарушения".
"Высокомерно и по-расистски"
В Дохе тем временем уже который месяц отвечают на все "нападки западного мира": местные СМИ запустили собственную кампанию. В Катаре заявляли, что видят от иностранных журналистов много клеветнических обвинений, которые "были сфабрикованы и не имеют ничего общего с правдой". Министр иностранных дел шейх Мохаммед бин Абдулрахман Аль-Тани сказал Le Monde, что бóльшая часть мира с нетерпением ждет турнира, а "атаки" совершает "очень небольшое число людей". "Реформы занимают время, и это естественно в любой стране – Катар не исключение, – сказал он. – Конечно, у нас еще есть слабые места, но мы стараемся все изменить".
Особую озабоченность в Катаре вызывали массовые протесты в Бундеслиге, а также заявление министра внутренних дел Германии Нэнси Фезер, в котором она призвала присуждать право проведения чемпионата мира в соответствии с определенными стандартами, такими как "соблюдение прав человека и принципов устойчивого развития". В Катаре это восприняли как прямой удар по стране, а также связали протестную активность в Германии с положением дел в энергетической политике.
"Очень жаль, когда политики пытаются оставить свой след и набрать очки за наш счет. Нас раздражают двойные стандарты. С одной стороны, правительство Германии дезинформирует население своей страны. С другой стороны, у немецких политиков нет никаких проблем с Катаром, когда речь заходит об энергетическом партнерстве и инвестициях… Или о спасении граждан Германии из Афганистана. Забавно, когда такой тон звучит в странах Европы, которые называют себя либеральными демократиями. Честно говоря, это звучит очень высокомерно и по-расистски", – заявил Аль-Тани.
За Катар вступился и президент ФИФА Джанни Инфантино. Он также обвинил критиков нарушений прав человека в Катаре в лицемерии и расизме. Он заявил, что западные страны не в состоянии преподать Катару уроки морали, учитывая их прошлое и нынешнее поведение. "Я думаю, что за то, что мы, европейцы, делали последние 3000 лет, мы должны извиняться в течение следующих 3000 лет, прежде чем начать давать людям уроки морали. Сегодня я чувствую себя катарцем. Сегодня я чувствую себя арабом. Сегодня я чувствую себя африканцем. Сегодня я чувствую себя геем. Сегодня я чувствую себя инвалидом. Сегодня я чувствую себя рабочим-мигрантом. И женщиной тоже. Конечно, я не катарец, я не араб, я не африканец, я не гей, я не инвалид. Но я знаю, что значит подвергаться дискриминации, быть запуганным, как иностранец в чужой стране. В детстве надо мной издевались – потому что у меня были рыжие волосы и веснушки, плюс я был итальянцем", – заявил Инфантино.
В чем подоплека
Отметим, что долгое время Катар был на хорошем счету у Запада. Его часто приводили в пример как проект успешной модернизации арабской страны. Катар поддерживал традиционно тесные связи с Британией. Эксперты говорили о существовании ориентированной на Британию (и на связанную с демократами часть американского истеблишмента) ось Турция – Катар – Оман, которой противостояла другая ближневосточная группа стран во главе с Саудовской Аравией и Египтом (они больше ориентировались на республиканцев США и связанный с ними крупный американский газовый бизнес, чьим конкурентом является Катар).
Катар, и созданный в Дохе телеканал Al Jazeera, совместно с западными СМИ сыграли активную роль в поддержке "арабской весны" – серии революций в арабских странах. В частности, именно Катар называли одним из главных организаторов свержения Каддафи в Ливии. Также Катар поддерживал запрещенную в Египте организацию и их лидера президента Мурси, который был свергнут египетскими военными при поддержке Саудовской Аравии.
Но теперь на Западе решили вдруг обратить пристальное внимание на соблюдение прав человека в Катаре. Точнее, о нарушении прав человека в этой стране говорили давно, но характер массированной кампании тема приняла лишь сравнительно недавно.
Почему?
Эксперты, считают, что одна из подоплек конфликта – это газ. В частности, системная неуступчивость Катара по новым поставкам газа в Европу, которая хотела им заменить российский газ, а также поддержка Дохой России по ряду ключевых вопросов. Например, по поводу неприемлемости ограничения цен на газ. "Это продолжение газовой войны (пять лет назад Катар пережил блокаду со стороны ближневосточных соседей – Саудовская Аравия и еще три страны закрыли свои границы и разорвали все отношения с эмиратом, обвинив его в поддержке исламистского терроризма).
Большую роль в этом сыграла конкуренция между кланами шейхов из Катара и Саудовской Аравии с ОАЭ. За блокадой Катара, как считается, стояли США. Также бойкот Катара оказался на руку Австралии, которая могла предлагать свои услуги азиатским клиентам Катара. А на европейском рынке в долгосрочном плане долю Катара планировали занять американцы.
В этом году, на фоне санкций на российский энергетический сектор и поиска заменителей поставок из России, в Европе обратили взоры на страны Ближнего Востока. Германия весной начала переговоры с Катаром о заключении контрактов с Qatar Energy, но стороны до сих пор ни к чему не пришли (Катар может продать газ только одним способом – путем перевозки сжиженного газа кораблями-газовозами, это очень дорогой способ доставки потребителю).
Более того, в конце октября в Дохе заявили, что не собираются этой зимой перенаправлять в Европу газ, который поступает в Азию. И еще один нюанс – несколько лет назад Катар купил 19,5% акций "Роснефти", пополнив российские золотовалютные резервы, что позволило России чувствовать себя уверенно в противостоянии с Западом. Также Катар грозил не отправлять в Европу газ, если ЕС введет ограничение цены для топлива из России", – говорит "Стране" Али Мотамеди, эксперт по Ирану международного аналитического центра в Лондоне (о том, почему добывающие энергоносители страны совместно противостоят Западу мы подробно писали здесь).
А был ли подкуп?
Параллельно с кампанией по обвинению Катара в ущемлении прав человека, развивается еще один скандал, связанный с Чемпионатом мира. А именно – обвинения в том, что право на его проведение Доха получила коррупционным путем. В интервью швейцарской газете Tages-Anzeiger бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер заявил, что Франция помогла Катару стать хозяином ЧМ-2022 по инициативе экс-президента Николя Саркози и в обмен на контракт о покупке французских военных самолетов на 14,5 миллиарда евро (на решение в пользу Катара повлиял экс-глава УЕФА Мишель Платини). При этом решение провести чемпионат мира в Катаре Блаттер считает "ошибкой". "Катар – это очень маленькая страна. Футбол и чемпионат мира слишком масштабны для этого государства. Выбор Катара был ошибкой. Мы договорились на исполкоме, что Россия будет проводить чемпионат мира в 2018 году, а США – в 2022 году. Это было бы жестом мира, если бы два давних политических противника поочередно организовали Мундиаль", – сказал он.
По словам Блаттера, незадолго до решения Платини был приглашен во дворец президента Саркози, который накануне провел обед с наследным принцем Катара. Саркози попросил Платини попытаться сделать что-то для Катара, когда будет избираться хозяин чемпионата мира. "Платини задал мне вопрос, что бы я сделал, если бы мой президент попросил меня о чем-то. Но я ответил, что никогда об этом не задумывался, ведь у Швейцарии нет президента", – сказал Блаттер. В итоге благодаря голосам Платини ЧМ достался Катару, а не США. "Разумеется, речь шла и о деньгах. Через полгода Катар купил у Франции истребителей на 14,6 миллиарда долларов", – сказал Блаттер.
"Решение провести чемпионат мира в Катаре перевернуло эту маленькую страну, подорвало репутацию руководящего органа мирового футбола и изменило саму структуру этого вида спорта. В то же время это вызвало безумный бум строительства, поскольку крошечная страна Персидского залива была, по сути, преобразована в потрясающий проект национального строительства, который, по данным правозащитных групп, стоил жизни тысячам рабочих-мигрантов (Катар отвергает эту цифру). На протяжении большей части 20-го века Катар был бесплодной заводью в Персидском заливе, более известной своей добычей жемчуга, чем политикой. Его жители были бедны и сильно отставали от своих саудовских соседей. Все изменилось, когда полвека назад в Катаре нашли газовые месторождения. Это превратило его в одну из самых богатых стран мира и воодушевлению его лидеров рассматривать свою нацию не только как придаток своих более богатых соседей, но и как настоящего геополитического игрока. Таким образом, стремление провести чемпионат мира было шансом заявить о себе, рассказать свою историю на поистине мировой арене", – говорит "Стране" журналист Bloomberg Тарик Панджа.