Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
МиГ-31 считают не только самым боеспособным самолетом эпохи холодной войны, но и самым тяжелым и быстрым истребителем-перехватчиком сегодня, пишет MWM. Он никогда не экспортировался, и в этом его главное преимущество. Западу остается лишь догадываться о характеристиках самолета.
С 1990-х годов все основные задачи ВВС России выполняют в основном тяжелые истребители и самолеты-перехватчики, при этом все легкие классы, такие как МиГ-21БиС и МиГ-23МЛД, были сняты с вооружения вскоре после распада Советского Союза. За пределами тяжелого диапазона на вооружении остался лишь средний истребитель четвертого поколения МиГ-29, но даже их количество резко сократилось в связи с отсутствием модернизации. Костяк же российской боевой авиации составляют тяжелые перехватчики МиГ-31 и модификации тяжелого истребителя Су-27.
МиГ-31 поступил на вооружение советских ВВС в 1981 году и стал пионером целого ряда передовых технологий, а использование радара с фазированной антенной решеткой было его уникальной особенностью на протяжении свыше 20 лет, пока с 2001 по 2005 год не появились последовательно французский Rafale, японский F-2 и американский F-22. МиГ-31 многие считают не только самым боеспособным самолетом эпохи холодной войны, но и самым тяжелым и быстрым истребителем-перехватчиком сегодня.
Хотя производство было прекращено в 1994 году, с 2010 года самолеты прошли глубокую модернизацию, в результате чего парк из более чем 100 МиГ-31БМ/БСМ разительно улучшил вооружение и авионику, а его радары практически не имеют аналогов среди других истребителей и перехватчиков во многом из-за их огромного размера. Начиная с 2017 года более 20 самолетов были приняты на вооружение в качестве ударных вариантов МиГ-31К и МиГ-31И, при этом неизвестное количество с неизвестным обозначением выделено для противоспутниковой войны.
Су-27 поступил на вооружение в 1985 году и, в отличие от более дорогого МиГ-31, с распадом Советского Союза широко продавался на экспорт, получил значительные инвестиции и прошел серьезную модернизацию конструкции. Самыми совершенными модификациями, разработанными для ВВС России, стали Су-30М2, Су-30СМ/СМ2, Су-34 и Су-35С — причем последний на сегодняшний день является самым дорогим и наиболее специализированным для завоевания господства в воздухе. Су-35 вырос из советской программы Су-27М, стал первым в мире истребителем поколения 4++ и поступил на вооружение ВВС России в 2014 году. Самолет разрабатывался для противодействия истребителям пятого поколения ВВС США F-22 и F-35 и при поступлении на вооружение считался самым боеспособным серийным истребителем в мире.
Самыми заметными преимуществами Су-35 по сравнению с исходным Су-27 стали новый, гораздо более мощный комплекс датчиков вокруг РЛС "Ирбис-Э", значительно более мощный двигатель АЛ-41, планер с широким применением легких и прочных композитных материалов, увеличенный радиус действия и новые системы РЭБ и авионики. Самолет также использует тройной радар (при этом два радара АФАР X-диапазона встроены в основание крыльев), в связи с чем получил уникальные возможности для радиоэлектронной борьбы и отслеживания самолетов-невидимок. Наконец, его эксплуатационные расходы и потребности в техническом обслуживании заметно ниже, чем у Су-27.
Где же новые российские МиГ-35? Почему высокотехнологичные истребители не воюют на Украине, но недавно cлетали в КитайНа Китайской аэрокосмической выставке в Чжухае ВВС России среди прочих истребителей задействовали легкий МиГ-35, сообщает MWM. Автор статьи не понимает, почему самолет, который "неплохо подошел бы" для боевых действий на Украине, вовсе в них не участвовал.
16.11.202200
До поступления на вооружение в декабре 2020 года истребителя нового поколения Су-57 (их в составе ВВС России по-прежнему насчитывается лишь шесть штук), Су-35 и МиГ-31БМ/БСМ были ведущими претендентами на звание самого опасного российского истребителя-перехватчика в воздушном бою. Основное преимущество Сухого заключается в непрерывном производстве, благодаря которому планер и двигатели значительно улучшились со времен холодной войны, тогда как усовершенствования МиГ свелись к интеграции в старые планеры новой авионики и оружия. Усовершенствованным вариантом МиГ-31 примерно с теми же улучшениями конструкции, что и у Су-35 по сравнению с исходным Су-27, должен был стать МиГ-31М, однако программу свернули в 1994 году. И хотя самолет так и не получил мощнейших за всю историю двигателей среди истребителей-перехватчиков, которые обеспечили бы ему превосходную дальность и летные характеристики, усовершенствования в авионике и вооружении с 2010 года успешно интегрируются на МиГ-31БМ/БСМ.
Если сравнивать МиГ-31 и Су-35, то их роли в воздушном бою значительно различаются: первый спроектирован как специализированный перехватчик, а не как истребитель, поэтому он значительно быстрее, способен использовать свое вооружение на гораздо бóльших высотах и несет непревзойденные ракеты большой дальности. В то же время Су-35 имеет гораздо бóльшую скороподъемность, превосходную тяговооруженность и выносливость по перегрузке, что обеспечивает ему подавляющее преимущество на близких дистанциях. Наконец, его требования к техническому обслуживанию и эксплуатационные расходы также значительно ниже.
МиГ-31, пожалуй, лучше приспособлен для боя на дальних дистанциях, а в качестве основного вооружения использует ракеты класса "воздух – воздух" Р-37М — одни из мощнейших в мире. Ракеты имеют дальность 400 км, несут массивные 60-килограммовые боеголовки, летят с непревзойденной скоростью 6 Маха и затрудняют маневры по уклонению, успешно дополняя размеры и мощность сенсорного комплекса МиГа. Возможности большой дальности делают МиГ-31 превосходным дополнением к российским наземным средствам ПВО в защите обширного воздушного пространства страны. МиГ-31 также прекрасно подходит для перехвата крылатых ракет благодаря высочайшей ситуационной осведомленности, которую обеспечивает крупногабаритная РЛС "Заслон-М".
РЛС Су-35 "Ирбис-Э" разработана позже, чем "Заслон-М", но из-за гораздо меньших размеров проигрывает в мощности. Однако ее гибридное механическое и электронное сканирование позволяет обнаруживать цели по гораздо более широкой дуге, а использование радаров L-диапазона с АФАР в крыльях обеспечивает преимущество в радиоэлектронной борьбе и обнаружении малозаметных целей.
Су-35 в основном использует ракеты Р-27ЭР и Р-77-1 дальностью 130 км и 110 км соответственно, хотя в последнее время недостаток дальности был частично преодолен за счет Р-37М, которые еще предстоит внедрить в парк Су-35 повсеместно. При этом они представляют собой основное вооружение более тяжелого МиГ-31, и летные характеристики меньшего Су-35 значительно ухудшаются, если он несет хотя бы четыре. МиГ-31 при этом может нести шесть Р-37М, шесть Р-77 и дополнительные оборонительные ракеты малой дальности, поскольку его грузоподъемность значительно выше. Сообщается, что Су-35 не могут стрелять Р-37 на больших высотах, сопоставимых с МиГ-31, а значит, и кинетическая энергия падает.
Где же новые российские МиГ-35? Почему высокотехнологичные истребители не воюют на Украине, но недавно cлетали в КитайНа Китайской аэрокосмической выставке в Чжухае ВВС России среди прочих истребителей задействовали легкий МиГ-35, сообщает MWM. Автор статьи не понимает, почему самолет, который "неплохо подошел бы" для боевых действий на Украине, вовсе в них не участвовал.
16.11.202200
Существенное преимущество МиГ-31 перед Су-35 и другими модификациями Су-27 — в том, что его возможности не были столь тщательно изучены западными противниками России.Хотя Су-27 изначально не предполагался на экспорт, распад СССР привел к продажам истребителя и его более современных вариантов по всему миру — в том числе американским союзникам. Даже американские ВВС приобрели два самолета у Белоруссии и подробно их изучили. Учения с индийскими и малайзийскими Су-30, а также операции в непосредственной близости от Су-30 и Су-35 в Сирии позволили получить дополнительную информацию.
При этом возможности МиГ-31 малоизвестны, поскольку самолет никогда не экспортировался, и хотя разведка США получила ряд характеристик ранних вариантов путем шпионажа, СССР быстро отреагировал, улучшив свой парк до стандарта МиГ-31Б. А после дальнейших модификаций о характеристиках самолета остается лишь догадываться.
В конечном счете МиГ-31 представляется более универсальным самолетом, особенно с учетом того, что его позднейшие варианты оснащены баллистическими ракетами и противоспутниковым оружием, недоступным Су-35.В воздушном же бою их возможности более сопоставимы: Су-35 представляет собой угрозу на всех дистанциях, тогда как МиГ-31 более опасен на больших дистанциях благодаря превосходству в огневой мощи, дальности поражения и ситуационной осведомленности.
Таким образом МиГ-31 лучше подходит для обширных театров военных действий, таких как Арктика или Тихий океан. Упор на дальний бой и, как следствие, низкая маневренность в сочетании с прочным титановым корпусом также ограничили связанный с эксплуатацией износ и позволили избежать усталости металла или значительного увеличения потребностей в техническом обслуживании.
Это разительный контраст с Су-27, чей ключ к производительности — как раз способность выполнять напряженные и экстремальные маневры. Основной недостаток Су-35 — ограниченные возможности ракет класса "воздух – воздух". Но и в этой области есть потенциал роста, если истребитель получит разработанные для Су-57 ракеты Р-77М. Однако пока этого не произошло, основным преимуществом Су-35 остаются гораздо более низкие эксплуатационные расходы и потребности в техническом обслуживании по сравнению с более старым и гораздо более тяжелым МиГ-31, что делает его привлекательным не только для ВВС России, но и для экспорта.