Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине массовое использование генераторов привело к ажиотажу и росту цен на топливном рынке, пишет "Страна". Проблема усугубляется грядущим мировым дизельным кризисом.
Людмила Ксенз
На Украине из-за перебоев с электроэнергией массово включают генераторы. На них сейчас сидят все – и частный сектор, и бизнес, и критическая инфраструктура. "Генераторы везут тысячами в день. Так предприятия пытаются решить вопрос с электроэнергией", — говорит глава концерна "Ярослав" Александр Барсук. "Кафе, сфера услуг, офисы – все на генераторах", — добавил глава общественной организации SAVEФОП Сергей Доротич. По данным народного депутата Ярослава Железняка, в страну завезли 136 тысяч генераторов почти на 88 млн долларов.
И это уже сказывается на топливном рынке. Как отметил руководитель агентства "А-95" Сергей Куюн, на "фактор генераторов" никто не рассчитывал, да и просчитать его сложно, так как количество оборудования постоянно меняется. Между тем, из-за генераторов в этом году не произошло сезонного спада спроса на топливном рынке. Что спровоцировало рост цен на 0,5-1 гривну за литр (средняя стоимость сегодня — 50,7 гривны за литр бензина, 54,41 — дизеля).
Впрочем, эти цены далеко не окончательные. Поставщики, ссылаясь на топливный кризис в Европе, говорят, что сложно найти в принципе импортировать дизель, а сам он дорожает. По словам владельца сети "Прайм" Дмитрия Леушкина, рост цен на украинских АЗС составит порядка 2 гривен за литр. "Ожидаемо перед 5 декабря (вступление в силу эмбарго на российскую нефть. – Прим. ред.) на европейском топливном рынке ажиотаж, а о заключении среднесрочных контрактов с производителями топлива мы не позаботились. Проблема никуда не денется, а с февраля, когда начнет действовать эмбарго на нефтепродукты из России, только усугубится. Поэтому цены на топливо будут и дальше расти", — отметил руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
Отдельная тема – ремонт генераторов, которые часто ломаются. И мощностей для их ремонта не хватает. Разбирались, чего ждать по бензину и дизелю.
Прожорливые генераторы
Спрос на генераторы на Украине начал расти еще с лета, когда эксперты заговорили о "сложной зиме" без электроэнергии и отопления. С октября, после первых атак на нашу энергосистему, ажиотаж по генераторам усилился, а цены на них резко пошли вверх. Товар стал дефицитом, на него записывались в листы ожидания, переплачивали двойную цену.
После того, как кабмин ввел налоговые льготы на генераторы, поток импортной техники увеличился. По данным Ярослава Железняка, только с 1 по 21 ноября на Украину завезли 136 тысяч генераторов на сумму почти в 88 миллионов долларов. В своем Telegram-канале Железняк написал, что 65% импортированных генераторов – бензиновые мощностью до 7,5 кВт — их завезли 88 тысяч. 5% генераторов – бензиновые мощностью до 375 кВт. Чуть больше 3% — дизельные до 7,5 кВт.
Так как перебои с электроэнергией во многих регионах наблюдаются часто, техника без работы не простаивает. Все дело только во времени эксплуатации. Если при плановых отключениях света генератор можно запустить на 2-4 часа, то при аварийных техника работает намного дольше.
После очередной атаки на нашу энергосистему на въезде в Киев со стороны Вышгорода на заправках выстроились огромные очереди. Причем, многие заправляли не только авто, но и брали бензин в канистры — для генераторов.
Как отметил Сергей Куюн, в течение последней недели сети наблюдают рост спроса на топливо, чего никто не ожидал. Ведь традиционно в это время года потребление топлива, наоборот, падает, а на рынке устанавливается мертвый сезон.
При этом на заправках растут продажи, в первую очередь, бензина, что позволило эксперту сделать вывод о появлении нового крупного "потребителя" топлива — генераторов.
"Собственный опыт и опыт знакомых говорит о том, что даже при умеренном использовании генератора расход топлива сопоставим с автомобилем. Поэтому каждый генератор можно считать автомобилем в городском режиме, то есть, 100-160 километров в сутки (из расчета до 10 литров потребления). Но авто регистрируются, а генераторы – нет, поэтому их количество трудно оценить. А соответственно, трудно точно сказать, сколько дополнительно понадобится топлива", – заявил Куюн.
По его словам, неожиданный спрос, вместо затишья на рынке, уже позволил отдельным сетям повысить цены на 0,5-1 гривну за литр, "Цель – сбить спрос, ведь запасов под такие продажи трейдеры не держат. Сейчас сети контрактуют дополнительные объемы, уже известно о расконсервировании старых и не самых выгодных контрактов с удаленными поставщиками", — отметил эксперт.
По его словам, несмотря на ажиотаж, дефицит топлива нам не грозит. "Приблизительные расчеты говорят о том, что даже рост парка генераторов на 100 тысяч единиц в месяц и даже больше рынок в состоянии будет обеспечить. Такие объемы будут протестированы в самые трудные месяцы летом, преодолеем и сейчас", — уверен Сергей Куюн.
О "факторе генераторов" говорит и Дмитрий Леушкин. "Они очень активно жрут бензин. Никто такого не ожидал. Будем подвозить, но, не исключено, немного не успеем", — сказал нам Леушкин.
Впрочем, как считает Рябцев, "прожорливость" генераторов преувеличена. "У нас на самом деле такой техники пока не так много. Плюс рост потребления за счет генераторов нивелируется снижением за счет частного автотранспорта. Просто на волне ажиотажа и паники продавцы топлива решили подзаработать. Маржа на бензине и дизеле уже зашкаливает, достигая 20 гривен на литре", — говорит эксперт.
Генераторы прибавили работы и мастерам по ремонту техники. "Из-за некорректной эксплуатации техника часто выходит из строя. Многие модели, особенно корейские, очень чувствительны к качеству топлива, а с ним на многих АЗС у нас большие проблемы. Плюс люди не всегда правильно рассчитывают необходимую мощность, из-за чего оборудование ломается", — говорит Рябцев.
Житель Вышгородского района Дмитрий случайно оставил в рабочем режиме стиральную машину. Генератор на 3 кВт ее просто не потянул, из-за чего вышел из строя. В местной мастерской по ремонту техники сломанными генераторами уже забит весь склад. Мастера говорят, что в приборах массово горит обмотка генератора из-за превышения лимита по напряжению. "Некоторые производители указывают, что обмотка медная, на самом деле там алюминий с медным напылением, который легко плавится", — пояснил нам мастер.
Он добавил, что на рынке очень много некачественных генераторов, плюс – не все их грамотно подключают (напрямую к сети, а не через розетки) и не выдерживают требований по эксплуатации. Поэтому некоторые пользуются недешевой техникой всего несколько дней, а затем везут в ремонт. Но с запчастями к генераторам сейчас большие сложности, поэтому сроки ремонта могут достигать месяца, а стоимость – 10 – 15 тысяч гривен, а это фактически треть стоимости новой модели.
Первый блэкаут. Украина пережила самые масштабные отключения света. Что происходит?По украинской энергосистеме нанесен очередной удар, пишет "Страна". Он оказался самым тяжелым с момента атак по критической инфраструктуре – без света остались целые регионы. Автор статьи выясняет, сможет ли Украина выбраться из блэкаута.
24.11.202200
Большой дизельный кризис
Впрочем, в ситуации с топливом "фактор генераторов" — лишь один из нюансов. На самом деле все куда сложнее. На Европу, да и мир в целом, надвигается дизельный кризис. "Его влияние может быть огромным — от цены на индейку на день благодарения до счетов потребителей за отопление домой этой зимой", — цитируют СМИ старшего вице-президента по энергетике британского филиала RJ OBrien Limited Олега Гирко.
Bloomberg пишет, что в течение нескольких ближайших месяцев почти каждый регион на планете столкнется с угрозой дефицита дизеля. В США запасы дизеля и мазута упали до минимума за последние 40 лет, а цена на споте в 2022 году выросла на 50%. Дефицит есть также в Европе – там запасы минимальные с 2011 года, из-за чего разрыв в ценах между нефтью и дизелем достиг 40 долларов, хотя обычно не превышал 12 долларов. А с вступлением в силу эмбарго на российскую нефть ситуация может еще больше усугубится.
Среди причин дизельного кризиса Bloomberg называет сокращение поставок нефти и нефтепродуктов на фоне конфликта на Украине, влияние пандемии на работу нефтепереработки, "зеленый курс" и сбои в логистике из-за забастовок рабочих судоходных компаний в Европе.
При этом поставщики не накапливают запасы дизеля, так как цены по краткосрочным контрактам сейчас более выгодные, чем по долгосрочным.
"Ситуация на топливных рынках сейчас достаточно напряженная из-за ожиданий ограничения цен на российскую нефть и эмбарго на ее импорт, которое вступает в силу с 5 декабря. Напоминаю, с 5 февраля стартует эмбарго на нефтепродукты. Европейцы нервничают, это заметно. Дефицита на рынке вроде бы и нет, но нет и свободных партий, когда нашим импортерам было из чего выбирать и торговаться. Этот ресурсный дискомфорт уже проявился в повышении тарифов на транспортировку по морю, а также пока незначительным ростом спекулятивных наценок зарубежными трейдерами", — отмечает Куюн.
"Премия плюс 20 долларов на тонне дизеля. И это только начало. Нет, говорят, достаточно ресурса в Европе. Нефть из России – табу, а новую еще не подвезли, поэтому нет ресурса, а того, что есть, на всех не хватает. Один из крупных отечественных трейдеров не смог купить танкер ресурса, хотя искал и в Европе, и в Азии. Не успевают переработчики перестроить логистику, а нам теперь деньгами придется конкурировать не только со своими коллегами, но и в европейскими, а у них кошелек больше. Перспективы так себе. Начало зимы будет сложным. Снабжаемся мы бензовозами, и точно не поедем за топливом в ОАЭ, к примеру", — говорит Дмитрий Леушкин.
По его подсчетам, дизельное топливо подорожает на украинских АЗС примерно на две гривны за литр (сейчас средняя цена по Украине — 54,41 гривны за литр). "Одна гривна – за счет повышения стоимости ресурса в закупке, еще одна — за счет увеличения себестоимости (использование на АЗС генераторов, интернета от "Старлинк" и пр). И это несмотря на то, что котировки на нефть падают (нефть на Лондонской бирже подешевела до 85,12 долларов за баррель на фоне обсуждения введения потолка цен на российский ресурс – Прим. ред.)", — пояснил эксперт.
Рябцев говорит, что проблемы с дизелем прогнозировались на конец ноября уже давно. "Еще тогда нужно было заключать среднесрочные контракты на ресурс с производителями, понятно, что свободных партий на рынке станет мало, а цена взлетит. Но этого почему-то не сделали", — отметил эксперт.
Ухудшение рыночной конъюнктуры он прогнозирует в феврале, когда вступит эмбарго на импорт российских нефтепродуктов. "Особо заместить этот ресурс Европе нечем, поэтому возможен дефицит, и в ЕС, и у нас, а цены еще больше вырастут", — прогнозирует Рябцев. Впрочем, еще непонятно, что будет с ценами на нефть. Если они сильно просядут, это может притормозить "дизельные наценки".