Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США неоднократно прибегали к манипуляциям, борясь с Европой за лидерство в промышленности, пишет "Хуаньцю шибао". Это повторилось и сейчас — Вашингтон запугивает ее "китайской угрозой", чтобы усилить контроль. Но ЕС не хочет быть американским "винтиком" в системе.
По сообщениям американских СМИ, в следующем месяце США и Европейский союз проведут в Вашингтоне встречу на высоком уровне. Они назвали это ответом на так называемую "нерыночную политику" Китая. Соединенные Штаты уже не первый день пытаются под разными предлогами заблокировать и подавить нормальное технологическое, экономическое и торговое развитие КНР. Однако сейчас внимания заслуживает то, что Европа, которая больше всех кричала о своей поддержке глобализации, похоже, тоже попала в ловушку из-за американского "промывания мозгов" и находится под риском антиглобализма.
С точки зрения части европейских политиков, до тех пор, пока некоторые продукты не будут производиться самостоятельно, продаваться либо поступать от западных союзников, проблемы не исчезнут. Производственная цепочка и цепочка поставок, в которые глубоко включена Европа, также "загрязняются" нарративом о всеобщей безопасности.
Во-первых, изменения в геополитической ситуации принесли с собой новые "просторы для воображения". После того, как разразился конфликт на Украине, часть европейцев принялась сравнивать тесные экономические и торговые связи между Китаем и своим регионом с энергетическими отношениями с Россией, утверждая, что ЕС должен извлечь уроки из нынешней обстановки и принять меры предосторожности, чтобы не допустить повторения "возможных кризисов прекращения поставок".
Во-вторых, ценностные различия все больше приравниваются к "экономическим угрозам". Продвижение в европейском общественном мнении темы "недопущения чрезмерной зависимости от Китая" основано на той логике, что политическая и социальная системы Поднебесной сильно отличаются от установленных на континенте, поэтому полагаться на китайские поставки — рискованно.
Америка и сдерживание геополитических конкурентов "Промывка мозгов" возымела свое действие, пишет Al Arabiya. Гегемония США является непреложной истиной, в которую искренне верят американцы. Поэтому реальная внешнеполитическая стратегия Вашингтона нацелена на управление конфликтами ради сдерживания соперников, а не на развитие конкуренции во избежание кризисов.
28.11.202200
В-третьих, "всё становится угрозой безопасности". Независимо от того, инвестируют ли китайские компании в строительство европейской инфраструктуры или приобретают производственные и технологические предприятия региона, производящие все — от чипов до чистой энергии и редких минералов, — или же европейские компании расширяют производство, инвестиции и бизнес в Поднебесной, — все это проходит через некие "идеологические" фильтры. Поэтому даже очевидные действия по углублению сотрудничества и достижения взаимовыгодных результатов можно использовать как доказательство того, что "расширение влияния Китая в определенной сфере создает угрозу безопасности ЕС", вместо того, чтобы рационально оценить реальные потребности обеих сторон и перспективы партнерства.
На самом деле эта политизация экономических вопросов, превращение "всего" в угрозу безопасности, а также фильтрация через любые идеологические нарративы и политические события (вплоть до того, что "взаимозависимость должна быть обращена вспять") могут заставить Европу, которая всегда была решительным сторонником экономической глобализации, неосознанно стать антиглобалистской силой, которая возводит стены и роет рвы. На протяжении десятилетий в процессе экономической интеграции все страны добивались для себя наибольшей выгоды, усиливая открытость и способствуя свободному потоку ресурсов, таких как рынки, технологии и таланты. Благодаря взаимодополняемости экономической и естественной структуры промышленность, наука и техника сформировали всеобъемлющую глобальную модель.
Независимо от того, почему продвигаются "снижение зависимости" и экономическая "геополитизация", все это означает, что страна с помощью принудительного вмешательства, односторонних правил и создания эксклюзивных союзов в промышленности и технологиях будет разрушать нормальные торгово-экономические и научно-технические связи. В результате объемы международной торговли, инвестиций и обмена персоналом неизбежно сократятся, а компании со всего мира, в том числе европейские, столкнутся с неблагоприятными последствиями — сужением рынков, снижением инноваций и увеличением дополнительных затрат. Для Евросоюза, экономика которого сильно зависит от международного рынка и производственных ресурсов и глубоко интегрирована в процесс глобализации, а также обладает тесными торговыми связями с ведущими державами, это создаст потенциальный риск еще одного удара, поэтому ему необходимо сохранять бдительность.
В то же время ЕС всегда претендовал на роль знаменосца свободной торговли и глобализации. Боюсь, что этот образ будет подвергаться сомнению. Поскольку объединение все чаще стремится сотрудничать с так называемыми "партнерами-единомышленниками", если его собственная экономическая жизнеспособность и рыночная привлекательность будут ослаблены "антиглобалистскими" высказываниями и поступками, это снизит готовность других экономик к углублению связей с еврозоной.
Кроме того, Соединенные Штаты, "тихая гавань", к которой со все большей охотой стремятся некоторые страны и политики региона, пытаются усилить свой контроль над жизненно важными линиями промышленности, — в том числе и европейскими. Торгуя "страхом угроз безопасности", США пытаются превратить страны ЕС в "детали", в покорных вассалов системы промышленных технологий, в ядре которой — Америка.
Будь то закон о чипах, который во имя "сотрудничества в цепочке поставок" вынудил другие государства перенести жизненные артерии полупроводниковой промышленности в Штаты, или антиинфляционный закон, использовавший крупномасштабные субсидии для "выкапывания" и переноса к себе чужих "зеленых" отраслей, таких как экологически чистая энергия и электромобили, или же использование двойных рычагов затрат на энергию и государственных субсидий для продвижения "вампирской реиндустриализации" США, — все эти проявления "отраслевого сотрудничества" велись во имя "обеспечения безопасности вместе с союзниками". На самом деле они фактически подорвали промышленный фундамент партнеров.
Оглядываясь назад, на промышленные и торговые споры между Европой и Соединенными Штатами со времен Второй мировой войны, можно увидеть, что это была и есть борьба интересов за первые места в промышленности. США часто используют таможенные пошлины и угрожают сократить сотрудничество в области безопасности, чтобы получить больше преимуществ. Если ЕС в этот раз примет риторику Вашингтона об "общей безопасности" и ослабит взаимовыгодные торгово-экономические отношения с Китаем, ударив сам по себе, то что в будущем останется от его промышленной безопасности, опоры на рынок и поддержке конкурентоспособности? Будет ли роль "винтика" в американском экономико-технологическом механизме укреплять или ослаблять экономическую безопасность и автономию континента?
Радует то, что некоторые европейские страны и политики начали процесс переосмысления, пытаясь более прагматично и сбалансированно взглянуть на связь между экономической безопасностью и "взаимозависимостью". Голландская компания по производству литографических машин ASML недавно объявила, что не будет подчиняться американскому запрету на китайские технологии и оборудование для производства чипов. Согласно другому сообщению, Жозеп Боррель, Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, сказал, что ЕС "устранит разрыв" с запретом США на экспорт высокотехнологичных чипов. Не так давно канцлер Германии Олаф Шольц возглавил большую деловую делегацию, которая нанесла визит в Китай, что тоже стало мощным сигналом из Европы для дальнейшего углубления взаимовыгодных экономических и торговых отношений с КНР. Пекин верит, что ЕС сделает рациональный выбор и будет исходить из собственных интересов, глобальной ответственности и современных тенденций развития.
Автор: Дун Ифань (董一凡) – научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии современных международных отношений