Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Бундестаг признал голодомор геноцидом украинцев, сообщает Junge Welt. Но автор статьи возмутился тем, как ловко немецкие политики проигнорировали выводы историков, отказавшихся ставить голодомор в один ряд с Холокостом. Он уверен: резолюция тесно связана с призывом "помочь Украине" оружием.
Широчайшая коалиция, состоящая из всех трех правящих партий, а также ХДС И ХСС, приняла в среду резолюцию, которая признает, что голод 1932/1933 годов на Украине является геноцидом. Если прочитать проект документа, то становится ясно: речь идет не о тогдашних страданиях умерших от голода, а скорее о духовной мобилизации против сегодняшней России.
Подавляющее большинство историков не сомневается, что голод тех лет был планомерно усугублен политическими решениями советского руководства. Но они не считают, что эта трагедия носит характер геноцида. Именно по этой причине бундестаг отклонил в 2017 году петицию, которая была направлена в парламент с целью признания "голодомора" геноцидом. Тогда парламент постановил, что "некоторые факты противоречат подобному утверждению", и что не в компетенции Комитета по петициям принимать решения по вопросам, спорным с точки зрения исторической науки. Это решение поддержали тогда и те, кто сегодня намерен рассудить по-другому. Еще весной 2022 года комитет по петициям в рекомендации к планируемому решению отметил, что мнение о том, будто голодомор имеет все признаки геноцида, по-прежнему спорно.
Выводы исторической науки со времени тех обсуждений не изменились. Тем не менее, инициаторы резолюции дошли до того, что предлагают включить голодомор в "в список человеконенавистнических преступлений тоталитарных систем". Таким образом они ставят голодомор на одну доску с Холокостом и с нацистской войной за уничтожение целых народов, тем самым принижая значение и уникальность Холокоста.
Пугающим образом проект резолюции, в которой голодомор признается геноцидом, перенимает нарратив украинских националистов, и делается это, как метко отмечается в проекте, для того, чтобы решительно противопоставить это утверждение якобы односторонним российским нарративам. Выводы подавляющего большинства историков сознательно игнорируются, в том числе и израильские нарративы, не в последнюю очередь те оценки, которые отстаивает Центр Симона Визенталя, занимающийся борьбой с попытками оправдать нацистских преступников. Израиль отвергает оценку голодомора как геноцида, так как в этом преступлении не предполагалось "уничтожение людей по этническим критериям". Тем не менее Израиль рассматривает голодомор как "величайшую трагедию украинского народа". По мнению исследователей Центра Симона Визенталя, иная оценка голодомора означала бы принижение значения Холокоста.
Историко-политические утверждения авторов проекта резолюции находятся в прямой связи с поставками все более тяжелого вооружения на Украину нашим федеральным правительством. Выдвигается четкое требование "оказать Украине военную помощь в рамках имеющихся средств бюджета", как будто сегодняшняя война — это продолжение когда-то проигранной битвы.
Севим Дагделен (Sevim Dagdelen)