Индийские МиГ-29А против пакистанских F-16А: как советские самолеты обеспечили превосходство в воздухе в Каргильской войне

MWM: советский МиГ-29А обеспечил Индии превосходство в воздухе в Каргильской войне

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Индия стала первым иностранным заказчиком советских МиГ-29А, пишет MWM. В 1999 году в ходе конфликта с Пакистаном им впервые удалось "испытать свои силы" в бою с равным противником – F-16А. Выяснилось, что купленным у американцев истребителям еще очень далеко до своих соперников.
МиГ-29А поступил на вооружение советских ВВС в 1982 году и стал первым истребителем четвертого поколения — вслед за гораздо более тяжелым перехватчиком МиГ-31 и истребителем-бомбардировщиком Су-24М того же поколения. Он принадлежал к тому же среднему весовому диапазону, что и американский F-18A, и с самого начала разрабатывался с прицелом на боевые действия против F-16 и F-18. При этом МиГ обладал значительными преимуществами в характеристиках по сравнению с обоими, включая ракеты "воздух – воздух" бóльшей дальности с более крупными боеголовками, гораздо более высокую скороподъемность и рабочую высоту, а также значительно бóльшую скорость и маневренность.
В воздушном бою МиГ-29А применяли Ирак, Сирия, Эритрея и Югославия, хотя в первых трех случаях ему не представилось возможности поразить истребитель аналогичного веса, поскольку их целью становились более технологичные и более тяжелые F-15 и Су-27. Единственный раз, когда выпала возможность испытать МиГ-29 против истребителя аналогичного веса, произошел во время Каргильской войны, когда специально закупленные индийскими ВВС самолеты советской разработки противодействовали американским F-16 на вооружении Пакистана.
Индийские ВВС стали первым экспортным клиентом МиГ-29А, разместив первый заказ в 1982 году и получив первый самолет на вооружение в 1985. Ранее Пакистан приобрел у США F-16A/B, поскольку в 1979 году у Вашингтона образовался излишек истребителей на экспорт из-за отмены крупного иранского заказа. Если сравнивать возможности двух самолетов, то особенно подавляющим преимущество МиГ-29 было в ракетах "воздух – воздух".
Позднее испытанные в Германии МиГ-29А превзошли по летным характеристикам всех западных конкурентов. Мало того, самолет использовал ракеты Р-73 визуальной дальности, которые могли поражать цели с большими бортовыми углами — это гарантировало, что в ближнем бою МиГ практически всегда нанесет первый удар. Инфракрасная система поиска и слежения и нашлемные прицелы сделали МиГ-29 практически неприкасаемым на ближних дистанциях и весьма мощным оружием против западных истребителей на средних дистанциях. При этом иракские МиГ-29 не комплектовались ракетами Р-73, и это лишило их мощного козыря в ходе войны в Персидском заливе. Однако против дальних целей более совершенные ракеты Р-27 с радиолокационным наведением и боеголовками большего размера обеспечивали МиГу значительное преимущество над F-16 с его AIM-7.
Пакистан продемонстрировал готовность к агрессии и развернул F-16 для вторжений вглубь воздушного пространства соседнего Афганистана в поддержку повстанцев-исламистов. Хотя минимум один из них был сбит ракетой "воздух – воздух", пакистанские ВВС объяснили это огнем по своим, а не действиями афганских или советских МиГ-23.
Четыре истребителя, которые могут произвести революцию в ВВС Украины: оцениваем плюсы и минусы каждогоПерспектива оснащения Украины современными истребителями обсуждается все чаще, пишет MWM. Подходящим кандидатом признали шведский Gripen. Рассматривались и другие варианты — F-15 и даже советский МиГ-29М. Но проблем с их поставкой больше, чем возможностей.
Индийские ВВС развернули МиГ-29 для противодействия пакистанским F-16 в ходе Каргильской войны в 1999 году, когда индийские силы выступили против ополченцев в Кашмире, которых поддержал Исламабад. В ходе конфликта Индия обеспечила себе превосходство в небе над Кашмиром и нанесла ряд высокоточных ударов с использованием МиГ-27. При этом считается, что ключевую роль в сдерживании прямого вмешательства пакистанских ВВС сыграл парк индийских МиГ-29. Из-за превосходства МиГ-29 в небе над Кашмиром пакистанские истребительные избегали их любой ценой, и в результате МиГам так и не пришлось вступать в прямой бой. Сообщается, что минимум один раз индийские МиГ-29 задействовали радары для обнаружения F-16 по ту сторону границы. Само присутствие МиГов резко изменило расстановку сил в пользу Индии.
Ключевое преимущество индийских МиГов перед пакистанскими F-16 заключалось в том, что Россия поставила Дели новейшие обновления и системы вооружения, тогда как Пакистан так и не смог расширить возможности своего парка из-за американского эмбарго. Индийские МиГ-29 были оснащены передовыми средствами поражения за пределами видимости, а в 1990-х годах были закуплены ранние варианты ракеты Р-77 с дальностью поражения 80 км и возможностью "выстрелил и забыл" с активным радиолокационным наведением. У пакистанских F-16 такие возможности отсутствовали, и в этом заключалась их уязвимость.
Гораздо бóльшая маневренность МиГ-29 и ракеты Р-73 для поражения целей с большими бортовыми углами обеспечили бы ему значительное преимущество в боях в условиях визуального контакта. Однако пакистанские ВВС хорошо осознавали исходящую от передовых индийских самолетов угрозу и опасались потерять драгоценные F-16, каждый из которых был на счету. МиГи обеспечили Индии четкое превосходство в воздухе, а в ходе Каргильской войны позволили вертолетам и штурмовикам беспрепятственно наносить удары в поддержку пехоты.
F-16 до сих пор широко используются в ВВС Пакистана и с тех пор получили усовершенствованные варианты ракет класса "воздух – воздух" AIM-120C с дальностью поражения до 105 км. Пакистан также приобрел ограниченное количество более совершенных F-16C/D, менее маневренных, но с лучшей авионикой, чем F-16A.
Индийский же парк МиГ-29, хотя и потерял часть былого значения для обороны страны, получил возможность использовать более совершенные варианты Р-77, что в сочетании с бóльшим потолком, бóльшей кинетической энергией и превосходной маневренностью для уклонения от атак противника наверняка обеспечит Индии решающий перевес.
6 октября 1977 года – первый полет МиГ-29Российский многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29 впервые поднялся в небо 6 октября 1977 года. С того дня прошло 45 лет, но самолет по-прежнему стоит не только на вооружении ВКС РФ, но и в более чем 20 странах.
Кроме того, индийские МиГи были модернизированы до стандарта МиГ-29UPG с новым поколением систем радиоэлектронной борьбы и РЛС с электронным сканированием — значительный шаг вперед по сравнению с РЛС с механическим сканированием на F-16. Последняя партия МиГ-29UPG была заказана в 2020 году. В 2000-х и 2010-х годах ВМС Индии также заказали у России более совершенные МиГ-29К как для авианосных, так и для сухопутных операций.
Новые варианты МиГ-29 — пожалуй, самые совершенные за всю историю — используют новый, разработанный уже после распада СССР планер, благодаря чему удалось снизить затраты на техническое обслуживание. Кроме того, оба варианта UPG и K получили более мощные двигатели и могут нести значительно увеличенный запас топлива. Хотя в 1990-х МиГ-29 считался самым боеспособным истребителем в Южной Азии, с тех пор он уступил это звание Су-30МКИ и Rafale, которые вошли в состав ВВС Индии в 2002 и 2020 годах соответственно.
Ожидается также, что значение F-16 в ВВС Пакистана также быстро снизится, поскольку страна переходит на китайские истребители J-10C и JF-17 Block 3 со значительно улучшенными характеристиками.
Обсудить
Рекомендуем