Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Катар все-таки согласился поставлять Германии газ, но не стоит рассчитывать на то, что он полностью заменит российское голубое топливо, пишет Die Welt. Объемы поставок далеки от тех, что были при "Газпроме". Вдобавок Германия получит катарский газ лишь в 2026 году.
Эмират Катар все-таки будет поставлять сжиженный газ в Германию. Но как была заключена эта сделка? Каким будет объем поставок? Какие последствия сделка будет иметь для немецких потребителей? WELT отвечает на самые важные вопросы.
Долгое время казалось, что весенняя поездка министра экономики Роберта Хабека (Robert Habeck) в зону Персидского залива была пустой тратой времени. Даже спустя несколько месяцев не появилось письменных подтверждений готовности катарцев поставлять сжиженный природный газ (СПГ), который должен был частично заменить поставки российского газа.
И вот теперь Катар решил все-таки поставлять газ — правда, объемы поставок будут небольшими, и поэтому преодолеть энергетический кризис этой зимой его сжиженный газ не поможет. Кроме того, катарский государственный энергетический концерн заключил договор не с какой-нибудь немецкой компанией, а с американцами. WELT отвечает на самые важные вопросы о газовой сделке.
Кто будет покупать сжиженный газ?
Катарцы заключили договор о поставках сжиженного газа в Германию не с RWE или Uniper, а с американским концерном ConocoPhillips. Этот энергетический концерн не только покупает и продает сжиженный газ, но и участвует в разработке обоих газовых месторождений Катара, с которых Германия будет получать газ.
Сколько газа поставит Катар?
Договор предусматривает поставки двух миллионов тонн в год. Кажется, что это много, но нужно сопоставить это количество с поставками газа из России. Два миллиона тонн сжиженного газа соответствуют приблизительно 30 тераватт-часам или трем процентам ежегодного потребления газа в Германии. Притом только из России до боевых действий на Украине каждый год поступало 500 тераватт-часов газа.
Поэтому сжиженным газом из Катара удастся заменить лишь пятнадцатую часть отсутствующего количества. "Это означает, что нам предстоит сделать еще очень многое, чтобы надолго обеспечить энергоснабжение", — говорит Тимм Келер (Timm Kehler), глава отраслевого объединения Zukunft Gas. Для катарского газа будет использоваться значительная часть мощностей планируемого к постройке терминала для приема СПГ в Брунсбюттеле. Этот терминал будет способен перерабатывать в год восемь миллиардов кубических метров. Два миллиона тонн сжиженного газа из Катара соответствуют приблизительно 2,8 миллиарда кубических метров газообразного сырья, а это более трети общей мощности терминала.
Катар и Германия подписали соглашение по СПГ сроком на 15 летКатарская и американская компании подписали соглашение о поставках арабского СПГ в Германию, сообщает En Son Haber. Читатели портала обвинили Берлин в лицемерии: ранее он осуждал Доху за анти-ЛГБТ позицию и нарушения прав человека, а теперь выпросил у Катара СПГ на замену российского газа.
30.11.202200
ConocoPhillips поставит первый СПГ из Катара в Германию танкерами лишь в 2026 году. То есть, в особенно трудные зимы 2022/23 и 2023/24 годов этого газа в стране не будет. Это связано еще и с тем, что сжиженный газ должен будет поступать на тот самый еще не построенный терминал в Брунсбюттеле, который будет запущен в эксплуатацию лишь в 2026 году. Однако благодаря первым плавучим терминалам Германия уже этой зимой получит сжиженный газ. Правда, первый СПГ будет поставлен не из Катара, а в основном из США.
Кто будет продавать катарский газ в Германии?
Это самая большая загадка сделки. Точно определено, что в Брунсбюттеле сжиженный газ попадет на сушу и там будет вновь возвращен в газообразное состояние. Однако операторы будущего терминала подчеркивают, что они предоставят инфраструктуру только для поставки газа. Но принять газ должен импортер, который затем перепродаст его городским службам и другим продавцам энергии. И лишь затем газ попадет на промышленные предприятия и в домохозяйства. Большие немецкие импортеры RWE и Uniper ответили вчера на запрос WELT, что пока не заключали договоров с ConocoPhillips. Однако можно предположить, что американцы продадут свои объемы газа лишь непосредственно перед поставкой.
Как отразится сделка на цене на газ?
Пока, к сожалению, никак. Поставки начнутся только в 2026 году, и поэтому наступающей и следующей зимой они не отразятся на ценах положительным образом. Сжиженный газ в принципе дороже, чем трубопроводный газ, который поставлялся до сих пор из России. Это означает, что цены и после окончания острой фазы кризиса будут выше тех, к которым немецкие потребители привыкли.
Эксперты ожидают, что новые цены после окончания острого кризиса весной 2024 года будут приблизительно вдвое выше тех, что были до начала конфликта на Украине. Для частных домохозяйств это означает, что они будут платить двенадцать центов за один киловатт-час вместо прежних шести. Это цена, которую с января придется платить за 80 процентов потребленного газа в рамках ценового "потолка" на газ.
Какую роль сыграл в сделке Роберт Хабек?
Еще весной во время своей поездки в Катар министр экономики подчеркивал, что само государство не собирается покупать газ. По словам Хабека, он видел свою роль в том, чтобы проложить дорогу представителям компаний, которые начнут переговоры и затем заключат договоры, если захотят. Вероятно, что на заключение ставшего известным договора между катарцами и американским концерном ConocoPhillips поездка немецкого министра никакого влияния не оказала. Остается надеяться: это не значит, что в дальнейшем не будут заключены договоры между эмиратом и немецкими фирмами, представители которых сопровождали Хабека в поездке в Катар и вернулись пока с американским контрактом.
На какой срок рассчитан договор?
По сообщениям из Катара, договор с американцами заключен минимум на 15 лет — то есть до 2041 года. Пока речь шла о том, что эмират требует для инвестиций в дополнительные газовые мощности заключения договоров о поставках минимум на 20 лет. Это проблематично, так как Германия согласно планам нынешнего федерального правительства до 2045 года должна стать климатически нейтральной. В условиях строимой нами экономики природный газ не сможет широко использоваться для производства энергии.
Филипп Феттер (Philipp Vetter)