Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Скорость, с которой Ксения Собчак получила израильский паспорт, удивила многих, пишут "Детали". Закон о репатриации гласит, что гражданином Израиля может стать еврей, заявивший о желании осесть в стране. Вдобавок этот процесс занимает длительное время из-за большого числа заявлений.
Эмиль Шлеймович
Сорок один процент репатриантов, приехавших из России со времени начала российской спецоперации на Украине, уже покинули Израиль. Такие данные приводит журналист Равив Друкер в сюжете, показанном на 13-м телеканале.
Закон о возвращении гласит, что гражданином может стать еврей, который заявил о намерении осесть в стране. С начала конфликта из России в Израиль прибыли 35 тысяч репатриантов. "Можно ли предположить, что 14,2 тысячи из них собирались тут укорениться, но очень быстро передумали? Скорее, никто даже не пытался выяснить их подлинные намерения", – резюмирует Друкер.
Отвлечемся от разоблачений, приведенных в сюжете, чтобы уточнить: формально гражданство дает не "Натив" (государственная организация, уполномоченная подтверждать право на репатриацию выходцев из стран бывшего СССР. – Прим. ИноСМИ.), а МВД – если "Натив" подтверждает право на репатриацию. Как объясняла около двух месяцев назад глава "Натива" Нета Брискин-Пелег на встрече с журналистами, приехавшие в Израиль потенциальные репатрианты ждут подолгу не одного консула "Натива", а возможности сразу увидеться и с ним, и с представителем МВД, и с сотрудником министерства алии и интеграции (ведомство, отвечающее за реализацию политики в области иммиграции и репатриации в Израиль. - Прим. ИноСМИ.) – чтобы иметь возможность на месте получить документы. Но в МВД тоже недостаточно людей, а "Нативу" нужен примерно год, чтобы подготовить новых консулов и выдать им лицензии на работу.
Ждать, однако, приходится не всем: популярная телеведущая Ксения Собчак, отец которой патронировал Владимира Путина на заре его карьеры, получила израильское удостоверение личности – и моментально вернулась в Москву, где затем в израильском посольстве получила и израильский загранпаспорт сроком действия на пять лет. Хотя сама признает в соцсетях, что место жительства не меняла. Очевидно, что она не собиралась оставаться тут и, если следовать сухой букве закона, не должна была получить гражданство Израиля.
"Мы тоже не можем отказать тому, кто имеет право. Мы можем только в компьютере написать „не заинтересован осесть в стране” и сказать ему: когда решите [обосноваться в Израиле], придите", – рассказывала журналистам Нета Брискин-Пелег. Обман соискателем "Натив" выявить не сможет, это прерогатива МВД. Даже если кто-то в прошлом менял веру, он может заявить в МВД Израиля, что потом вернулся в лоно иудаизма – и если там признают данный факт, то могут "присвоить гражданство".
Формальный обман, таким образом, "окупается", ибо сам закон о возвращении содержит лазейку. Даже если "человек приходит и в наглую говорит: не нужен мне ваш Израиль, мне нужен паспорт – мы и ему не отказываем, если у него документы в порядке. Мы ему говорим: визу вы не получите, но все ваши данные в компьютере, и, когда решите репатриироваться, приходите! Он может вернуться через месяц и сказать: „Я передумал, теперь я хочу уехать в Израиль, потому что жена хочет и на меня давят дети” – как я это могу проверить?" – объясняла Брискин-Пелег.
В сюжете 13-го канала была показана целая стена из картонных коробок в одной из комнат "Натива": журналист утверждает, что тут ждут своего часа анкеты репатриантов, желающих получить израильское гражданство, и предположил, что их могли не вносить в компьютер, потому что пока данных нет в базе – их тяжело проверить с другими данными (например, увидеть, кто из них уже обращался в прошлом). А в таком случае легче обеспечить нужного человека израильским гражданством. Ссылки "Натива" на загруженность вызывают сомнение: можно прибегнуть к аутсорсингу, если своих рук не хватает.
В сюжете указано, что "Натив" давно превратился чуть ли не в отделение партии НДИ, перед выборами в нем трудоустроили и бывшего советника Фаины Киршенбаум (в консульский отдел, определяющий право на репатриацию), и парламентского советника Алекса Кушнира. Каким-то образом именно они победили в тендерах на эти должности!
Из бюро по связям в качестве реакции на публикацию "Деталям" в ответ на это сообщили: "Всех сотрудников „Натива” принимают на работу в результате конкурсного отбора, проходящего по правилам и под контролем управления государственной службы, и попытка связать прием на работу с политическими взглядами кандидата не имеет под собой почвы".
В адвокатских конторах, "помогающих" получить гражданство, не скрывали, что от того, собирается человек остаться в Израиле или улетит, как только получит документы, "зависят и цена, и сам процесс". "Сейчас ожидание консулов у тех, кто идет своим путем, – примерно три месяца. Стоимость [услуги] – от 14 до 20 тысяч долларов в зависимости от случаев". Хотя, по идее, очередь назначается еще в аэропорту, и адвокаты не должны иметь возможность как-то на нее влиять. В другой адвокатской конторе, известной на русской улице Израиля, назвали цену в 10 тысяч долларов за весь процесс, хотя заранее знали, что клиент не намерен остаться жить в стране.
Когда в те же конторы обратились журналисты, не представляясь клиентами, а назвав себя, те же адвокаты сказали: нет, что вы, мы не можем "продвинуть" клиентов в очереди!
Можно напомнить, что "законная база" для моментального получения израильских документов людьми, не планирующими жить в Израиле, была создана партией НДИ несколько лет назад, после чего сформировалась целая индустрия, обслуживающая желающих обзавестись "дарконом", который обеспечивает безвизовый въезд в большое число стран.
У Неты Брискин-Пелег есть свое объяснение высоким цифрам возврата: она утверждала, что многие просто завершают дела на старом месте. "Репатриация сегодня не такая, какой была в 1990-е. Люди должны продать квартиры, машины, выполнить обязательства по рабочим контрактам. Деньги сюда перевести чудовищно сложно. Это все требует времени. Я все время объясняю: алия (репатриация – прим. ИноСМИ.) – это не взять контейнер и приехать всей семьей, как было когда-то. Сейчас это процесс, и это нормально. Приезжают, оформляют гражданство – возвращаются, чтобы урегулировать свои дела".
По мнению главы бюро по связям, такой же процесс пройдут и новые граждане, репатриировавшиеся из Украины, но позднее, когда на территории их страны закончатся боевые действия.
Реакция бюро по связям: "Организация „Натив” с максимальной степенью профессионализма и ответственности обеспечивает процесс алии в Израиль людей, имеющих право на репатриацию в соответствии с законом о возвращении. Виза на репатриацию выдается имеющим на нее право только в том случае, если они декларируют свое желание жить в Израиле. Организация „Натив” продолжит поддерживать связь между государством Израиль и евреями в диаспоре на высоком профессиональном и этическом уровне".