Зачем Макрон опять собрался звонить Путину?

Тиждень: Макрон решил добиться "быстрого мира" на Украине, но Нобелевки ему не видать

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Стремление европейских лидеров и в том числе Макрона добиться урегулирования конфликта на Украине путем переговоров демонстрирует их слабость перед Россией, пишет "Тиждень". Звонки Путину не приблизят президента Франции к Нобелевской премии мира.
Алла Лазарева
Мировые лидеры цепляются за сладкую мечту "быстрого мира", о котором можно было бы "договориться". Французский президент – человек в целом праграмтичный и рациональный – тоже имеет подобную слабость. Сколько бы ни произошло бесполезных телефонных разговоров с кремлевским лидером, Макрону их никогда не бывает достаточно. Вот и сейчас, вернувшись из трехдневного официального визита в Вашингтон, он поделился с прессой новыми планами "поговорить с Путиным". Для чего?
"Президент Путин постоянно говорит, что боится, чтобы НАТО не пришла к границам России, – рассказал Макрон в интервью ТВ TF1-LCI. – Эта тема будет одной из тех, которую мы будем обсуждать, в контексте мира. Как мы можем защитить себя и союзников, и какие гарантии можем дать России, в тот день, когда она вернется за стол переговоров."
Причудливая логика. Какие гарантии можно дать России, кроме обещания справедливого суда? Международное право не знает исключений из правил, когда речь идет о неприкосновенности границ и праве гражданского лица на жизнь. И Макрон этого как будто и не отрицает. "Есть то, что зависит от украинцев – это вопрос границ, – отметил он в том же телевизионном интервью. – И есть то, что зависит от нас, именно об этом мы говорили с Байденом: речь об архитектуре безопасности в мире, в котором мы хотим жить завтра".
Более того, выдвигая аргументы в отношении неотъемлемого права украинцев на территориальную целостность, Макрон отметил: "Вы думаете, что когда нам пришлось пережить оккупацию Эльзаса и Лотарингии, мы хотели, чтобы кто-то из мировых лидеров говорил нам делать то или иное? [...] Украинский народ должен сам решать, при каких условиях, как и когда начинать переговоры". Но, как можно понять со слов французского президента, он убежден: рано или поздно эти переговоры состоятся, и он хотел бы, чтобы его страна играла роль ведущего посредника.
Получил ли Макрон молчаливое согласие Байдена на посредничество между Москвой и Киевом? Открытые источники об этом ничего не говорят. В отличие от Макрона, американский лидер отметил, что не готов говорить с хозяином Кремля, пока продолжаются активные боевые действия. Байден не спешит, потому что понимает очевидные вещи: то, что русские называют "переговорами", на самом деле является побуждением к капитуляции на условиях России. Москва ничего не предлагает и слушать никого не собирается. Ее тактика – запугивание и манипуляции, с целью легитимизировать сложившееся положение вещей. Нужна ли американцам Россия, способная дестабилизировать не только соседей, но и целый мир? Вряд ли. Миллионы людей хотели бы скорейшего окончания конфликта, и прежде всего – украинцы. Однако находить "тайные знаки" и "прозрачные намеки" в заявлениях российских спикеров – бесполезное дело.
Так как же стоит понимать слова Макрона о "необходимости как можно быстрее усадить РФ за стол переговоров?" Скорее всего – как заявку на значимость для себя лично и для своей страны. "Мощность равновесия" – именно такой роли для Франции добивается ее лидер. "Визитом в Вашингтон Макрон показывает, что он способен изобрести что-то новое: например, постпрезидентский статус с международным измерением", – считает Кристиан Макарян, директор редакции французского журнала L'Express. "Возможно, он надеется на дальнейшую карьеру в европейских институтах, почему бы и не председательство во главе новой миссии, по примеру бывшего президента Валери Жискар д'Эстена? Глава государства также может претендовать на Нобелевскую премию мира", – отметил Кристиан Макарян в интервью Radio Classique.
"Заявление Макрона о гарантиях безопасности в отношении России подтверждает то, о чем Euractiv сообщал в прошлом месяце", – отмечает упомянутое издание. Речь шла о поиске равновесия внутри НАТО. В частности, источник Euractiv в НАТО настаивал на том, будто группа стран из Восточной Европы, Скандинавии, Великобритании и бывшей Югославии считает, что Москва не должна надеяться на какие-то достижения по завершению конфликта с Украиной. Зато, как отмечает этот ресурс, более давние члены НАТО, такие как США, Франция, Турция, Италия и Греция, имеют более умеренную позицию. "Источник в НАТО отметил, что „на счастье” Вашингтон взял на себя лидерство в НАТО и поэтому там преобладает „более умеренный” подход, а Франция, по словам источника, приблизилась к позиции США", – сообщает Euractiv.
Украина: вот оговорки Макрона, которые изолируют Францию Заявление Макрона о том, что на мирных переговорах нужно дать России гарантии безопасности от НАТО, вызвало "скрежет зубов" на востоке и в центре Европы, пишет Le Figaro. Читатели газеты отметили усилившееся влияние Польши и Прибалтики на "российскую политику" ЕС и не спешат поддерживать Украину.
Визит Макрона в Соединенные Штаты был направлен не только на безопасность, но и на экономическое измерение. Для внутренней, французской аудитории экономическая составляющая была даже важнее, учитывая зависимость европейских экономик от американской. "Пора договориться о совместных действиях, укрепить трансатлантическое партнерство, в противостоянии с Россией и КНР, – отметил в разговоре с корреспондентами "Тиждня" французский дипломат, не пожелавший быть названным. – Мы не можем себе позволить слабой Европы в день, когда конфликт на Украине закончится. Нынешняя протекционистская политика США в отношении местных энергетических предприятий ослабляет европейские и, в частности, французские позиции. Макрон очень надеялся договориться на исключения и смягчения для французских инвестиций, но это оказалось не так просто".
Активно продвигая идею переговоров и посредничества с Кремлем, Макрон, похоже, ищет не столько варианты быстрого окончания конфликта на Украине, сколько новых лидерских позиций для себя и Франции. Термин "сильная Европа" всегда присутствовала в его дискурсе, российская спецоперация лишь обновила вызов в повестке дня. Появится ли у Макрона, в случае очередного звонка Путину, возможность, чтобы продвинуться желанным путем? Ясно, что нет. Но, наверное, он об этом не хочет знать и слышать.
Обсудить
Рекомендуем