Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Саудовской Аравии Си Цзиньпина встретили намного радушнее, чем Байдена, пишет Junge Welt. Очевидно, что арабский мир готов активно сотрудничать с Китаем, которому это тоже выгодно. Однако полностью отказаться от партнерства с США Персидский залив не сможет.
Та фотография облетела мир — снимок, запечатлевший формальное, неловкое рукопожатие, которым во время своего июльского визита в Саудовскую Аравию президент США Джо Байден приветствовал наследного принца Мухаммеда ибн Салмана. Жест говорил о многом: отношения между двумя странами были напряженными, прежде всего потому, что Эр-Рияд отказался увеличить добычу нефти и тем самым сделать западное нефтяное эмбарго против России еще более жестким.
Совершенно по-другому был принят саудовцем китайский лидер Си Цзиньпин в среду: долгое, дружеское рукопожатие и роскошный антураж — когда Си прибыл в международный аэропорт имени Короля Халида, группа из семи истребителей прочертила в небе красные и зеленые полосы, в цветах национальных флагов обеих стран. Ради гостя из Китайской Народной Республики (КНР) наследный принц, помимо обычных двухсторонних встреч, организовал еще два саммита с представителями двадцати других арабских стран. Контраст со встречей с Байденом не мог быть подчеркнут более отчетливо.
Саудовская Аравия и другие арабские государства Персидского Залива намерены существенно активизировать свою внешнюю политику. Последнее время они ищут новых партнеров для сотрудничества, особенно после того, как Соединенные Штаты решили сосредоточиться на конкуренции с Китаем. Эр-Рияд и Абу-Даби отдают себе отчет в том, что рано или поздно им придется самостоятельно вести борьбу с Тегераном, в которой до сих пор их поддерживал Вашингтон. Это охлаждает их отношения с США. Серьезное недовольство у них вызвало и заявление Байдена во время избирательной кампании о том, что он собирается сделать Мухаммеда ибн Салмана "изгоем" в международной политике, так как считает его виновным в убийстве и расчленении американского журналиста саудовского происхождения Джамаля Хашогги. Так что неудивительно, что на большее, чем формальное рукопожатие, Байден рассчитывать не мог.
Своим присутствием на Ближнем Востоке Китай усиливает влияние в регионе в противовес гегемонии СШАКитай расширяет партнерство со странами Ближнего Востока в противовес доминированию США в этом регионе, пишет Anadolu. Пекин активно сотрудничает и с Эр-Риядом, и с Тель-Авивом, давними союзниками Вашингтона. Америка обеспокоена амбициями Китая, который стремится вытеснить ее с Ближнего Востока.
08.12.202200
То, что Китай хочет расширять сотрудничество с арабскими государствами, сейчас на руку Саудовской Аравии. Для КНР это также большой шаг вперед: она расширяет свое влияние в регионе, который в течение многих десятилетий был исключительно американской вотчиной. И вот теперь там, где Вашингтон снижает свою активность, тут же начинает действовать Пекин — абсолютно в духе старой максимы Мао Цзэдуна: "Там, где наступает враг, мы отступаем. Там, где отступает враг, наступаем мы".
Однако полностью влияние США на аравийской стороне Персидского залива так быстро не исчезнет. Это было бы не в интересах самих монархий- "заливняков". Их вооруженные силы в значительной степени оснащены американским оружием, поэтому они и впредь будут сотрудничать с США. Да и в других областях они имеют тесные экономические связи с Вашингтоном. Кроме того, арабским странам крайне выгодно, что они могут ориентироваться не на одну великую державу, а в зависимости от потребностей выбирать, например, между Китаем и Соединенными Штатами. Тем не менее тот факт, что безальтернативная гегемония США в зоне Персидского залива подходит к концу, свидетельствует об изменении соотношения сил исторического масштаба.
Автор: Йорг Кронауэр (Jörg Kronauer)