Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конгресс США наделил Пентагон "закупочными полномочиями военного времени", сообщает портал Responsible Statecraft. По мнению автора статьи, намеренный отказ законодателей от должной подотчетности может привести к бесконечному разрастанию американского ВПК и дает подрядчикам множество возможностей для растрат и мошенничества.
Джулия Гледхилл (Julia Gledhill)
Выданные Конгрессом "чрезвычайные полномочия" допускают и взвинчивание цен, и наращивание производства намного выше потребностей.
Чтобы ускорить помощь Украине, американские законодатели отказываются от должной подотчетности: так, Пентагон получил "закупочные полномочия военного времени".
Благодаря этим полномочиям американское минобороны сможет доставлять Украине больше оружия — и быстрее. А с обострением боевых действий на востоке страны потребность ВСУ в боеприпасах лишь растет. От них наверняка зависит украинский суверенитет.
Вышеупомянутые "полномочия военного времени" наращивают производство высокоприоритетных боеприпасов для Украины, однако законодателям следует задуматься над тем, как это скажется на оборонной промышленности США. Снижение конкуренции за счет дальнейшей консолидации производства, может, и ускорит поставки боеприпасов в Украину, но одновременно создаст все условия для дальнейшего взвинчивания цен на военную продукцию.
В окончательной редакции законопроекта об оборонной политике, одобренного Палатой представителей и принятого Сенатом в четверг, законодатели отказались от ключевых положений при заключении контрактов в рамках чрезвычайных полномочий по закупкам, которые будут действовать до 2024 финансового года. Таким образом, законодатели усугубили риск разорительных трат: они не только ослабили должные проверки Пентагона, но и предлагают компаниям необычайно долгие контракты — завышать цены для правительственных закупок стало еще проще.
Конгресс, как правило, не дает многолетних полномочий на закупку техники меньше военных кораблей и крупных самолетов. Тем важнее принятые меры: они заменяют собой общепринятые правила, разработанные как раз с тем, чтобы не допустить взвинчивания цен. Предусмотренные же шаги в этом направлении явно недостаточны.
По словам бывшего руководителя отдела закупок Пентагона и знатока отрасли Эллен Лорд, долгосрочные полномочия поощряют военных подрядчиков к капитальным вложениям, необходимым для увеличения производства. Эти инвестиции укрепляют производственные мощности, чтобы ускорить помощь Украине, но в долгосрочной перспективе чреваты бесконечным разрастанием оружейной промышленности. Таким образом, законодателей должно тревожить, что подрядчики получат больше возможностей для завышения цен, даже если Украина при этом получит требуемую помощь.
Так, в некоторых случаях, подрядчики, выполняющие работы, связанные с Украиной, не обязаны отчитываться перед Пентагоном о расходах и ценах, а без этой информации военное ведомство не сможет избежать обмана. Эти данные нужны перед заключением контракта, чтобы удостовериться, что компания справедливо оценивает свои товары и услуги. Управление генерального инспектора Пентагона назвало данные о затратах надежнейшим источником информации и гарантией, что правительство США получит оптимальные цены.
Учитывая, что оборонной промышленности доводилось обсчитывать Пентагон более чем на три тысячи процентов, законодателям следует, наоборот, ужесточить требования к подрядчикам по затратам и ценам, а не давать им вольности.
Так, похоже, что Boeing уже решил не упустить своего и предложил разработать новое высокоточное оружие большой дальности специально для Украины. Пентагон уже рассматривает план компании по производству бомб малого диаметра сухопутного базирования (GLSDB), и при этом компания вольна не предоставлять точные сведения о затратах и ценообразовании до получения контракта.
Зачем Boeing это понадобилось, непонятно, тем более что GLSDB представляет собой сочетание бомбы малого диаметра GBU-39 и ракетного двигателя M26 — оба они широко распространены, и комплектующие поступают от американских поставщиков. За нежеланием промышленности предоставлять Пентагону подтвержденные данные о затратах и ценах наверняка стоит жажда прибыли, а не срочность.
На самом деле, нет веских доказательств, что предоставление Пентагону подтвержденных данных значительно замедляет работу подрядчиков. Военное ведомство не отслеживает ситуации, когда подрядчики задерживают данные о затратах и ценах (не говоря уже о том, как долго это продолжается), и под нажимом оказываются закупщики, а не конкурирующие поставщики.
Недавнее предложение Boeing на фоне конфликта на Украине высветило лишь один из пробелов в отчетности при закупках. Помимо взвинчивания цен, у Пентагона возникли трудности с поставками оружия и техники вовремя и в рамках бюджета. Этим летом Счетная палата правительства сообщила, что свыше половины основных программ оборонных закупок столкнулось в прошлом году с задержками в поставках, при этом в нескольких случаях общее время задержки оказалось неизвестным.
В 2020 году Счетная палата правительства сообщила, что средняя задержка составила более двух лет, а перерасход превысил 628 миллиардов долларов, или 54%. Оценить рост затрат 2022 в году пока не удалось ввиду отсутствия данных.
Без должных мер предосторожности министерство обороны наверняка выкопает себе яму еще глубже: полномочия военного времени расширят как производственные мощности, так и пустые траты. В связи с этим ужесточение подотчетности в оружейных закупках Пентагона — насущная необходимость.
Однако слишком часто контроль рассматривается как препятствие, а не как мощный ресурс. Один анонимный помощник конгрессмена сказал, что "мы не можем осторожничать с закупками по минимальной ставке", имея в виду, что полномочия военного времени позволят обойти надзор. Он даже удивился, что возможны иные приоритеты, чем "закупить за следующие несколько лет кучу боеприпасов для наших оперативных планов против Китая и дальнейших поставок Украине".
Показательно, что этот анонимный источник затронул Китай прежде Украины, хотя дискуссия вращалась именно вокруг поддержки Киева. Он упомянул о неких "оперативных планах", с которыми, кстати, очень хотелось бы ознакомиться. Кроме того, этот комментарий отражает укоренившуюся взаимосвязь между расширением производственных мощностей в поддержку военных действий Украины и подготовкой к войне против Китая. Но больше всех в военном конфликте с Китаем заинтересована оборонная промышленность США — причем показательно, что ей больше всех на руку компромисс законодателей насчет подотчетности и расширения закупок на фоне продолжающегося конфликта на Украине.
Нет никаких сомнений, что оборонная промышленность воспользуется капиталовложениями в помощь Украине для наращивания производства даже после окончания конфликта. На недавнем Форуме национальной обороны имени Рейгана руководители отрасли и чиновники Пентагона обсудили, как конфликт на Украине высветил уязвимые места промышленности — особенно что касается производства оружия для потенциальной войны с Россией или Китаем. Но законодатели не должны допустить, чтобы конфликт на Украине стал для подрядчиков еще одним путем к сверхприбылям за счет Пентагона и налогоплательщиков. Дополнительные вложения не решат закупочных проблем, а лишь усугубят их и расчистят путь к новым растратам, мошенничеству и злоупотреблениям.
Возьмите последние программы надводных кораблей ВМС. Эсминец класса Zumwalt и корабль береговой обороны LCS — это катастрофы стоимостью в миллиарды долларов. В результате флоту достались корабли, не способные выполнять возложенные на них обязанности. Обе программы напичканы новыми технологиями и начали строиться, не дожидаясь окончания разработки, а это заведомо гиблое дело. ВМС уже даже пытались вывести LCS из эксплуатации, хотя самые свежие из них были введены в строй всего два года назад! Проблемы реальны и лишь усугубляются, и законодатели не смогут игнорировать эти вопросы вечно: реальность не замажешь никакими миллиардами.
США правильно сделали, что помогли Украине отстоять свой суверенитет, но ответственных закупок это никак не отменяет. Близится годовщина ужасной российской операции на Украине, и США не могут и дальше игнорировать давние закупочные вопросы, которые лишь усугубляются стремлением поскорее доставить Украине средства, необходимые для ее защиты.