Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ту-160М будет первым бомбардировщиком своего класса, полностью построенным в России после распада СССР, его авионика и вооружение значительно улучшаться, пишет MWM. Ту-160 считается самым боеспособным в мире, но ожидается, что этого титула он вскоре лишится.
ВВС России должны получить первый бомбардировщик Ту-160М нового образца до начала 2023 года. Это положит начало новой серии закупок общей сложностью до 50 самолетов. Примечательно, что это первый бомбардировщик своего класса, полностью построенный в России после распада Советского Союза. Глава государственной Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил по этому поводу следующее: "Это глубоко модернизированный самолет на базе Ту-160 с новыми возможностями, новым функционалом. И у нас два направления: мы модернизируем существующий парк самолетов Ту-160, и параллельно в Казани наладили производство, и в этом году сдаем первый серийный самолет Ту-160М, который уже пополнит флот дальней авиации".
Первый Ту-160М впервые поднялся в воздух в январе 2021 года, став первым в своем роде из несоветских комплектующих. Советские ВВС начали принимать их на вооружение в 1987 году. Всего было заказано 27 серийных Ту-160, хотя до наших дней дожили и несут службу в ВВС России лишь 14. Остальные были либо уничтожены украинским правительством, либо хранятся в украинских музеях, либо потеряны в результате аварий. Изначально для советского флота планировался парк из 100 бомбардировщиков, хотя ожидается, что гораздо меньшие российские ВВС выставят максимум 60, причем на несколько десятилетий позже, чем того ждали от СССР.
Россия никак не могла вернуть Ту-160 в серийное производство по целому ряду причин, при этом главным препятствием считаются более скромные масштабы экономики и промышленной базы по сравнению с советской эпохой. Хотя сам планер практически идентичен советскому, авионика и вооружение значительно улучшились, при этом установлены новые, более эффективные двигатели НК-32-02. Новшества в области управления полетом и авионики насчитывают РЛС НВ-70М и цифровые дисплеи в кабине, а навигационное оборудование сочетает в себе инерциальное определение координат, астронавигацию, доплеровский радар и спутниковый приемник. Самолет также оснащен целым рядом новых вооружений, в первую очередь малозаметной крылатой ракетой Х-101/102 с предельной дальностью полета свыше 3 000 км. В дальнейшем комплекс вооружений планируется расширить за счет гиперзвуковых ракет воздушного базирования.
Планеры Ту-160 советской постройки будут модернизированы до того же стандарта, что и построенные с нуля, причем первый бомбардировщик, модернизированный до стандарта Ту-160М, поднялся в воздух в феврале 2020 года. Хотя Ту-160 на сегодняшний день считается самым боеспособным в мире, ожидается, что этого титула он вскоре лишится, когда поступят на вооружение американские B-21 и китайские H-20, которые будут иметь возможности нового поколения и намного опередят существующие бомбардировщики.
Российская же программа бомбардировщиков следующего поколения ПАК ДА столкнулась со значительными задержками: ожидается, что они будут произведены лишь в скромных количествах и будут летать вместе с Ту-160М2. Широко распространено мнение, что именно трудности с созданием нового постсоветского бомбардировщика подвигли Россию возобновить производство усовершенствованных Ту-160. Во многом это отражает общую тенденцию в оборонном секторе. Так, длительные задержки с поставкой на вооружение танка Т-14 и истребителя Су-57 вынудили Россию вложиться в усовершенствованные варианты конструкций советских времен — танка Т-90М и истребителя Су-35 соответственно. Программа Ту-160М представляет собой аналогичный компромисс и отражает те же попытки преодолеть рамки советской эпохи и ее программ.