Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В преддверии вступления в силу запрета на импорт российских нефтепродуктов европейские страны в огромных количествах закупают дизельное топливо, чтобы спасти себя от его дефицита, сообщает Politico. В декабре объемы закупок стали беспрецедентными.
Чарли Купер (Charlie Cooper)
Страхи по поводу дефицита поставок понемногу ослабевают после того, как в декабре объемы импорта дизельного топлива в Европу достигли рекордно высокого уровня.
В декабре европейские страны импортировали беспрецедентное количество дизельного топлива, поскольку покупатели спешат обеспечить поставки в преддверии вступления в силу запрета Евросоюза на российские нефтепродукты.
Согласно анализу компании Refinitiv, с которым ознакомились репортеры Politico, в декабре импорт дизельного топлива в европейский регион вырос до рекордных 8,2 миллиона тонн.
До начала конфликта на Украине Россия обеспечивала более половины импорта Евросоюза и около 10% его совокупных потребностей в дизельном топливе — крайне важном для автотранспорта, поездов и судов, а также промышленного и сельскохозяйственного оборудования. Импорт любых российских нефтепродуктов, включая дизель, будет запрещен в странах Евросоюза начиная с пятого февраля. Эта мера представляет собой одну самых жестких санкций против Москвы, призванных резко сократить ее доходы от продажи энергоносителей, которые Владимир Путин использует для финансирования своей военной кампании на Украине.
Приближение срока вступления этого запрета в силу породило страхи, что в самый разгар зимы Евросоюз может столкнуться с дефицитом поставок дизельного топлива. Европейские потребители уже страдают от высокого уровня инфляции, а промышленность — от невероятно высоких цен на электроэнергию. Однако, по словам аналитиков, из-за рекордных поставок дизельного топлива в декабре рынок вряд ли столкнется с какими-либо проблемами непосредственно после вступления запрета в силу.
"В ближайшее время дефицита не будет, — сказал Радж Раджендран (Raj Rajendran), ведущий аналитик Refinitiv, входящей в London Stock Exchange Group. — Европа закупила огромное количество дизельного топлива, чтобы создать запасы для подстраховки, и это дает ей некоторую уверенность в том, что она благополучно переживет зиму. Относительно теплая погода также обуславливает снижение спроса на мазут".
В своем анализе ситуации в европейском регионе эксперты Refinitiv учли показатели Турции и Великобритании, хотя последняя перестала импортировать российское дизельное топливо несколько месяцев назад.
Согласно анализу Refinitiv, значительная часть рекордных объемов импорта дизельного топлива в Евросоюз стала результатом предпринятых в последний момент закупок, которые продолжаются и в январе. В декабре европейские страны и Турция импортировали 3,51 миллиона тонн.
Германия была крупнейшим импортером российского дизельного топлива в Евросоюзе. В декабре она получила 604 тысячи тонн, что является максимальным показателем с мая 2020 года. Выросли объемы импорта и из других источников на Ближнем Востоке, а также из Индии и Китая. Низкая экономическая активность из-за COVID привела к уменьшению внутреннего спроса и вынудила Пекин разрешить нефтепереработчикам экспортировать больше топлива за границу.
Кувейт и Саудовская Аравия стали основными альтернативными экспортерами, которые, скорее всего, заменят по крайней мере часть поставок российского дизельного топлива после вступления запрета в силу, о чем рассказал Клаудио Галимберти (Claudio Galimberti) из аналитической компании Rystad.
"Дефицит дизельного топлива в Европе приблизится к полумиллиону баррелей", — отметил Галимберти, добавив, что у Евросоюза нет перерабатывающих мощностей, чтобы компенсировать нехватку. Поэтому Европе придется искать альтернативные источники поставок. Однако страхи перед возможным дефицитом дизельного топлива постепенно рассеиваются. "Мы находимся не в той ситуации, при которой в некоторых частях Европы могут закончиться все запасы, — пояснил он. — Но цена на дизтопливо может подняться даже выше того уровня, на котором она держалась весь минувший год".
Раджендран согласен с этой точкой зрения: "Проблемы могут возникнуть весной, во втором квартале. Если запасы существенно сократятся, возникнет сильное давление на цены".
Ралука Мариан (Raluca Marian), директор международного союза автотранспорта IRU, который представляет более 170 компаний, сказала, что пока цены "стабильны". "Мы не можем исключать вероятность возникновения проблем, но повсеместного дефицита не будет", — добавила она.