Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После инцидента с Кораном Эрдоган заявил, что не намерен идти шведам навстречу в вопросе о членстве в НАТО, сообщает TV2. Возможно, в корыстных целях, считает корреспондент телеканала. У Эрдогана есть привычка выражаться резко, но его заявления нельзя считать последним словом.
Эмилия Хобер Люнггор (Emilie Haaber Lynggaard)
В понедельник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще раз дал понять, что Швеции не следует рассчитывать, что Анкара поддержит ее членство в НАТО.
Особенно после того, как в субботу основатель партии "Жесткий курс" Расмус Палудан сжег Коран перед ее посольством в Стокгольме.
Но хотя заявление Эрдогана ставит палки в колеса шведам в их желании влиться в НАТО, за ним может стоять и кое-что еще.
Через несколько месяцев в Турции состоятся выборы, и опросы общественного мнения не сулят засидевшемуся у власти Эрдогану ничего хорошего. Иными словами, предав Коран огню, Расмус Палудан мог сделать Эрдогану неожиданный политический подарок.
Потому что, отстаивая ислам не только в Турции, но и на мировой арене, Эрдоган сможет укрепить свои позиции, считает журналист телеканала TV2 и бывший корреспондент в Турции Мартин Сельсё Сёренсен.
Планка поднимается все выше
Швеция ждет ответа на свое заявление о приеме в НАТО вместе с Финляндией. Для этого их должны одобрить все 30 стран-членов.
Однако Турция долгое время этому противилась. Так что в этом смысле акция Палудана в Стокгольме практически ничего не изменила, считает Мартин Сельсё Сёренсен.
"Сожжение Корана не вынудило Эрдогана изменить позицию, но новость в том, что он заявил во всеуслышание то, о том лишь намекал уже несколько месяцев: что он не намерен идти шведам навстречу в вопросе о членстве в НАТО", — считает Сёренсен.
С тех пор, как Швеция в мае подала официальную заявку, турки, среди прочего, потребовали от Стокгольма активнее бороться с терроризмом.
Это касается, в частности, запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК), которая числится как террористическая в ЕС и США.
Кроме того, Турция требует, чтобы Швеция выслала ряд граждан, предположительно причастных к РПК.
Стокгольм запрос на экстрадицию отклонил и дал понять, что этот вопрос находится в компетенции шведских судов.
Сожжение Корана Швеция осудила, однако все равно последовала отмена визитов министров обеих стран.
"Эрдоган постоянно поднимает планку своих требований к Швеции для вступления в НАТО. При этом он прекрасно знает, что шведы не смогут выполнить то, чего просит Турция, потому как для них это, помимо прочего, основополагающий вопрос свободы мнений", — считает Мартин Сельсё Сёренсен.
Надежда для Швеции не потеряна
Реджеп Тайип Эрдоган стал президентом в 2014 году.
Он прославился тем, что привел Турцию в новую эру, в которой страна не потерпит "унижения" даже от НАТО.
Однако, отмечает Мартин Сельсё Сёренсен, экономика Турции пошатнулась, а опросы общественного мнения не сулят Эрдогану ничего хорошего. Вариантов у него немного, поэтому ему приходится браться за международные конфликты.
"И в этом смысле сожжение Корана становится для простого турка ясным олицетворением конфликта со Швецией", — считает он.
Прозвучавшее в понедельник осуждение из уст Эрдогана шведское правительство пока не прокомментировало, но в субботу — в день, когда Расмус Палудан сжег Коран — премьер-министр Ульф Кристерссон назвал этот шаг "глубоко неуважительным".
"Свобода слова — неотъемлемая часть демократии. Но законное и уместное — вовсе не одно и то же. Сожжение священных для многих книг — акт глубокого неуважения. Хочу выразить сочувствие всем мусульманам, оскорбленным произошедшим сегодня в Стокгольме", — твитнул Кристерссон.
Однако даже несмотря на сожженный Коран и требования Турции об экстрадиции, надежда Швеции на членство в НАТО еще не потеряна.
Мартин Сельсё Сёренсен считает, что для сначала нужно дождаться результатов выборов в Турции.
"Эрдоган постоянно делает громкие заявления, но затем проходит какое-то время и решение так или иначе все равно отыскивается. У него есть привычка выражаться достаточно резко, но его заявления нельзя считать последним словом", — считает он.
Госдепартамент США также осудил сожжение Корана в понедельник вечером, назвав его "неуважительным шагом".