Интервью с Агимом Муслиу: "Я не верю, что Вучич достаточно мудр, чтобы согласиться на договор с Косово; Россия уже обманула Запад и Сербию"

Политолог Муслиу: именно стараниями русских Косово не стало независимым

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Александр Вучич пытается выставить себя жертвой Запада, чтобы поддерживать в сербах максимальное пророссийское сочувствие, заявил в интервью "Данас" политолог из Приштины Агим Муслиу. Вучич ведет свою игру, однако с Косово русские обманули всех, утверждает эксперт.
Ивана Шундич Миховилович (Ivana Šundić Mihovilović)
Александр Вучич любит изображать из себя жертву, как утверждает в интервью "Данас" Агим Муслиу, специалист в области безопасности и директор Института исследований гибридной войны "Октопус" из Приштины.
Danas: В воскресенье, когда Александр Вучич заявил, что во время осады Сараево в руках у него было не оружие, а зонтик, появилась фотография сербского президента на заседании в Давосе, посвященном Западным Балканам. Там он сидел в одиночестве, поодаль от остальных лидеров. Как вы считаете, это маркетинговый трюк в подтверждение риторики типа "все на нас нападают", "со всех сторон давят", или это послание от организаторов, и связано оно с репутацией Сербии и лично Александра Вучича в мире?
Агим Муслиу: Обычно так происходит после попытки Вучича изобразить себя жертвой по одной из двух причин: либо им кто-то манипулирует, либо он сам кем-то манипулирует. В политическом контексте роль жертвы он играет в случаях, когда ему не удается добиться желаемых результатов. Именно в этом причина изоляции Александра Вучича и не только в Давосе, но и на других важных саммитах.
С другой стороны, тем самым ему удается убедить сербский народ в том, что это Европа "нас не любит".
— Чего на самом деле он тем самым добивается?
— Принимая такую личину, Александр Вучич вызывает у народа реакцию, укрепляет русофильство в Сербии. Его язык тела, выражение лица на двусторонних и многосторонних встречах о многом говорят. Он — виртуоз пропаганды и хороший актер.
Но он выбрал очень плохую пьесу. Он как будто хочет играть в московском Большом театре, забывая, что играет на подмостках Европы. А ведь в драматургии стили театрального искусства различаются. Чего уж говорить о политических и дипломатических отношениях. Особенно это заметно после начала российской спецоперации против Украины, когда Владимир Путин продемонстрировал свои амбиции. У такого Владимира Путина не может быть европейских союзников, которые выбирают демократию. Или наоборот: Александр Вучич больше не может говорить, что привержен европейским ценностям, но при этом остается союзником Владимира Путина.
Поэтому, как я думаю, Александр Вучич пытается выставить себя жертвой Запада, чтобы поддерживать в сербах максимальное пророссийское сочувствие, которое в политическом смысле, особенно среди европейцев, придает веса самому Александру Вучичу. Пока он может играть эту роль, он будет преподносить себя жертвой.
Премьер Сербии Брнабич: непростые решения по Косово будем принимать вместе с народом
— Сербские добровольцы уходят на украинский фронт, чтобы воевать на стороне русских. Потом Александр Вучич "просит" Российскую Федерацию прекратить привлекать сербов на эту войну. Затем правительство Сербии сообщило, что отправляет на Украину оборудование для поддержания энергетической системы, но не вводит санкции против России. Неужели это еще одна "роль" горе-актера, которую он играет, чтобы преподнести себя Западу в лучшем свете и оправдать отведенную ему роль "лидера в регионе"?
— Когда я ранее говорил о ролях, то имел в виду, и это нужно понимать, что роль играется только на сцене или перед камерами. Так и в данном случае он играет для заголовков СМИ. Это и есть его роль. Но лидеры делают свои важнейшие дела за камерами.
Я вижу обман в словах Александра Вучича о том, что он "просит" русских не брать сербов на войну на Украине. Институт "Октопус", который я возглавляю, располагает некоторыми данными, которые подтверждают, что именно люди близкие к Вучичу первыми отправились воевать на Украину еще в 2014 году. Один из них Деян Вуйич, с которым Вучич как-то сфотографировался, — рьяный сторонник "Сербской прогрессивной партии".
Вучич был одним из наиболее влиятельных людей в начале войны в Крыму, вместе с Деяном Беричем, который остается с русскими на оккупированных территориях Украины. Есть и другие примеры. Скажем, Радомир Почуча, который работал в Министерстве внутренних дел Сербии.
В данном случае Александр Вучич темнит. Его нынешние "просьбы", обращенные к русским, похожи на его сетования о том, что СМИ, которые он на самом деле контролирует, слишком пророссийские. Это парадокс. Может, кто-то на Западе продолжает верить его словам, но многие хорошо знают, что Вучич просто пытается их обмануть.
С 2014 года Украина просила от Сербии только помощи в том, чтобы та помешала сербским добровольцам воевать с русскими. Между прочим, Украина направила Сербии длинный список этих сербов.
То есть Украина не нуждается в сербской энергетической системе. Сербии просто не нужно наносить ущерб Украине, а она наносит своими людьми на войне.
Имейте в виду, что в одном из самых страшных российских военизированных формирований "Вагнер" с самого начала войны есть сербы. Один из них давно разыскивается на Украине. Это Давор Савичич, который также участвовал в войнах на территории бывшей Югославии в составе военизированных формирований того времени. На самом деле есть серьезные подозрения, что он был одним из стрелявших в кафе "Панда" в Пече в 1998 году. Тогда были убиты шестеро молодых сербов, а вину за убийство возложили на албанцев.
Вучич: нам нужен мир и ответственный подходЕвропа де-факто находится в состоянии войны, что бы ни говорили ее политики, заявил президент Сербии Александр Вучич. Белград в конфликте России и Украины – жертва Запада, который хочет, чтобы в Сербии и на Западных Балканах было так, как нужно именно ему, добавил он. Его обращение к гражданам опубликовано на YouTube-канале РТС.
И как поверить в искренность Вучича, когда он просит запретить принимать сербских бойцов на Украине, если он так ничего и не предпринял по этому делу. Хотя почти десять лет назад Вучич обещал как можно скорее расследовать это убийство?!
Как можно поверить Вучичу, что ему не по душе "Вагнер", если его сын Данило фотографируется с представителями сербских ультраправых, среди которых Дамнян Кнежевич, главный пропагандист "Вагнера" в Сербии?
Но это Вучич! Я нисколько не удивлен им, но меня удивляет, прежде всего, сербский народ, а также некоторые западные страны.
— Вы говорите, что удивлены некоторыми западными странами. Как вы оцениваете отношение Запада к региону вообще? Они настаивают на Сообществе сербских общин в Косово, а в Черногории долго поддерживали власть, которая развалила почти все институты в стране и отклонилась от евросоюзного пути. В Боснии и Герцеговине при поддержке США и ЕС реализуется почти такой же сценарий, который угрожает стабильности и ставит под вопрос границы государства, учитывая стремление "Союза независимых социал-демократов" и Хорватского демократического содружества Боснии и Герцеговины к сецессии. Македонию принудили к многочисленным уступкам ради получения статуса кандидата в Европейский Союз. Как будто Запад не извлек урока из событий на Украине, вызванных его продолжительным попустительством политике Владимира Путина.
— Некоторые государства ЕС объединяли с Россией общие интересы, но одновременно они их опасались. Например, есть разница между Германией Ангелы Меркель и нынешней Германией, и теперь Вучич больше всего жалуется именно Германии.
Путинский "модус операнди" (от лат. "образ действия") — коррумпировать чиновников на Западе, тем самым заручаясь их поддержкой. Мы видели, как начиналось расследование по делу комиссара Оливера Вархалия. Но, знаете ли, несмотря на тот факт, что западные страны менее коррумпированы, остаются люди, которые погружаются в коррупцию и там.
Косово, Черногории и Боснии и Герцеговине следует больше настаивать на своих правах. Проблемы в этих странах невозможно решать формально.
Черногория — член Североатлантического альянса, а ее тяга к пророссийскому крылу превращает ее в российского инсайдера внутри НАТО. Война на Украине отрезвила Североатлантический альянс, но это не означает, что НАТО стоит проявлять осторожность только на украинском фронте. На самом деле российская гибридная война ведется так: в одной стране идет война, а за линией фронта создаются информационные потоки, которые тоже связаны с войной.
С другой стороны, Косово — государство, которое наиболее конструктивно отстаивает права меньшинств в мире. Даже став жертвой геноцида в 1999 году, Косово продемонстрировало свою зрелость на переговорах с Сербией, инициированных Западом. Например, в ходе Венского процесса в 2006 — 2007 годах.
Новый подход Запада после очередных отказов Косову в признанииТеперь, когда уже 18 государств отозвали свое признание независимости Косово, его вступление в ООН даже в качестве наблюдателя еще больше осложнилось, пишет "Политика". А обретение членства через Совет Безопасности ООН практически невозможно из-за позиции Китая и России. В Приштине и Вашингтоне забеспокоились.
Но именно Россия обманула Сербию, и поэтому предложение Ахтисаари о статусе Косово и его независимости не принесло плодов. Только представьте себе — русские согласились войти в состав органа, формируемого ООН для определения будущего статуса Косово и возглавляемого Ахтисаари, а потом не согласились с результатом, хотя большая часть членов органа поддержала предложение Ахтисаари.
Просто Россия увидела тут шанс для себя — купить сербскую нефтяную промышленность на очень выгодных условиях.
Косово выполнило обещания, данные Западу, а Сербия оказалась обманутой Россией. На самом деле русские обманули тут всех: и Запад, и Сербию, и Косово.
В уступках есть смысл только тогда, когда на них идут все.
— Если Косово выполнило обещания, данные Западу, то почему Запад сейчас ультимативно, судя по последнему заявлению Габриэля Эскобара, хочет навязать Косово Сообщество сербских общин?
— Косово трудно согласиться на Сообщество сербских общин, которое, как ожидается, возглавит партия "Српска листа", которая с 2017 года пользуется официальной поддержкой путинской партии "Единая Россия".
Не забывайте, что существует соглашение о сотрудничестве между партией "Српска листа" и "Единая Россия", которое Горан Ракич и Сергей Железняк подписали в Москве.
— Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины и ее лидер Милорад Додик тоже пользуются полной поддержкой Российской Федерации.
— Что касается Боснии и Герцеговины, то ситуация там очень сложная. Я полностью согласен с британским исследователем Даниэлем Смитом в том, что Европа и европейские ценности на Балканах защищены.
Экспериментировать с Балканами нельзя. Не нужно экспериментировать и с Дейтонским соглашением. Национализм — рак Балкан. Запад должен понять, что Владимир Путин в одной руке держит фитиль национализма на Балканах, а в другой — спичку.
Таким образом, если уж бороться с Владимиром Путиным на всех фронтах, фитиль национализма на Балканах нужно вырвать из его рук. Владимир Путин должен потерпеть поражение не только на Украине. До Украины его нужно победить на Балканах.
Силы безопасности Косово планируют совместные учения с блоком НАТО
— Поскольку Запад настаивает на создании Сообщества сербских общин, которое видится своего рода аналогом Республики Сербской в будущем, а в Черногории и Боснии и Герцеговине царит нестабильность, создается впечатление, что Запад намерен разрубить косовский узел в пользу Сербии, и это будет соответствовать его общим планам на регион. Тогда Сербия признает независимость Косово, а в обмен получит, например, часть Боснии и Герцеговины или Черногории?
— Напротив, я думаю, что достижение соглашения между Косово и Сербией в итоге стабилизирует остальные Западные Балканы. Если это произойдет, хотя я со скепсисом оцениваю эту перспективу, то Балканы и Европу ожидает светлое будущее.
Мой скепсис объясняется тем, что для установления мира на Балканах необходима воля двух сторон. Я не верю, что Александр Вучич достаточно мудр, чтобы согласиться на договор с Косово. По крайней мере, все говорит об этом, хотя Вучич и изображает другое, делая разные заявления и давая разные обещания, о чем я ранее говорил.
Таким образом, я не верю, что проблемы на Западных Балканах решатся расширением "сербского мира". Ни в Косово, ни в Черногории, ни в Боснии и Герцеговине.
Если на Западе так думают, то тогда, вероятно, одержат победу над Россией на Украине, но проиграют в месте, которое стратегически важнее Украины — на Балканах.
— Российская гибридная война продолжается уже долго. Как ей противостоять? Стоит ли бояться, что Россия откроет новый фронт, чтобы ослабить НАТО и Европейский Союз, особенно если учесть, что война на Украине идет не так, как было намечено?
— После вывода российского контингента из состава "Сил для Косово" в 2003 году, Россия вернулась на Балканы в гибридном облике. Сначала, о чем я говорил ранее, Москва проявила дипломатическо-экономическую непоследовательность, связанную с независимостью Косово. С тех пор началась российская гибридная деятельность на Балканах.
Человек, который сегодня занимает должность посла Российской Федерации в Белграде, входил в состав международной тройки, которая вместе с Ахтиссари должна была решить вопрос о статусе Косово в 2006 — 2007 годах. Александр Боцан-Харченко вышел из этой группы якобы для того, чтобы спасти Сербию. Однако, как я уже сказал, он не спас Сербию, а взял Сербию за собой. Она и сейчас у него в кармане.
Вторым шагом была помощь Томиславу Николичу и Александру Вучичу в приходе к власти в 2012 году, когда к власти пришла "Сербская прогрессивная партия", и тогда Россия удобно обосновалась на Балканах. Она использует Сербию как плацдарм для дальнейших действий. Российские государственные СМИ обратили внимание на Сербию только после прихода Александра Вучича к власти.
Президент Сербии Вучич: перед нами трудные времена - Западу нужны только антироссийские санкции и независимость Косово
В том же 2012 году в Нише открылся так называемый "Российско-сербский гуманитарный центр", который сыграл одну из важнейших ролей в гибридной войне на Балканах.
Особенно серьезным российским вмешательством на Балканах было покушение на убийство Мило Джукановича в 2016 году. С тех пор Запад стал смотреть на события здесь с бóльшим интересом.
— Запад только наблюдает, но активно не вмешивается и не мешает?
— Да, Запад никогда не прилагал достаточно усилий для того, чтобы убедить Сербию прекратить эту игру.
Если вспомнить военизированные формирования, в том числе российские, которые появились в Косово и в Боснии и Герцеговине, то по праву можно утверждать — существуют опасения, что ситуация на Балканах может обостриться.
Но я уверен, что Запад уже просчитал игру Вучича. Он понял, что его "личина жертвы" — лишь плохо сыгранная театральная роль, которая не соответствует вкусам европейской публики. Поэтому я совершенно не верю, что на Балканах может начаться новая война. Тем более что сейчас война уже идет на Украине.
— Недавно Джефри Фишер, полковник ВВС США в отставке, в своем материале на thedefensepost.com советовал, как в будущем следует говорить с Сербией, если Североатлантический альянс найдет варианты, которые покажутся Вучичу привлекательными. Согласны ли вы с заявлением о том, что "Сербия понимает только язык, на котором говорит НАТО"?
— Североатлантический альянс не только военная сила. Он руководствуется идеологической доктриной, которая основана, прежде всего, на демократии и правах человека. НАТО единственная организация, которая гарантирует не только существование Европы, но и других регионов.
В прошлом в Североатлантическом альянсе были некоторые разногласия, и тем не менее нужно понимать, что сегодня это единственная гарантия мира и стабильности на старом континенте.
Но НАТО в принципе невозможно без США.
Какое-то время считалось, что неолиберальная политика принесет плоды, но потом стало понятно, что неолиберальные страны, если они хотят функционировать так, как хотят, должны позаботиться о том, чтобы у них были либеральные соседи.
Сейчас в Европе, из-за России и не только нее, такого желательного окружения нет. Западу приходится ориентироваться не только на собственные требования, но и на природу своих соседей.
Ввиду этих обстоятельств, например, государства-члены Североатлантического альянса, которые не признали Косово государством, должны понять, что, признав независимость Косово, они отнимают у Владимира Путина еще один инструмент, с помощью которого он обманывает Сербию и создает проблемы НАТО.
Страны Североатлантического альянса не могут придерживаться одинакового с Россией мнения по столь фундаментальному вопросу, как независимость Косово.
Географическая мозаика НАТО в будущем не может быть настолько разноликой в Европе, как сейчас.
Я уверен, что через десять лет анклавов внутри Североатлантического альянса, таких как сейчас Косово, Босния и Герцеговина и Сербия, не будет. Будущее этих стран — в НАТО.
Таким образом, Фишер прав, и Североатлантический альянс сделает все правильно.
Обсудить
Рекомендуем