Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Министерство обороны Венгрии отправило на пенсию сотни высокопоставленных "пронатовских" военных чинов, пишет Advance. Виктор Орбан решил обезопасить себя и убрать из армии тех, кто способен пожертвовать национальными интересами ради американских.
То, что вооруженный конфликт на Украине будет иметь серьезные последствия для всей Европы, было ясно еще с самого начала. Но сегодня, когда вооруженный конфликт продолжается почти ровно год, эти последствия проявляются все отчетливее, поскольку сейчас все постепенно понимают: этот конфликт не будет "ограниченным". Конечно, больше всех последствия на себе ощущают те, кто непосредственно соседствует с зоной боевых действий. Этот вооруженный конфликт приведет к глубинным изменениям в Прибалтике, Польше, а также на более широком пространстве.
Сегодня мы поговорим о государстве, которое находится между нами и Украиной, о государстве, которое мы можем считать своеобразной буферной зоной между нами и самым крупномасштабным конфликтом в Европе с конца Второй мировой войны.
Говоря отдельно о концепции буферной зоны, а также о том факте, что этот вооруженный конфликт способен расшириться, многие согласятся с тем, что Венгрия в такой роли куда лучше, чем, например, Польша. Ведь если вооруженный конфликт и расширится, а полностью исключить такой вариант нельзя, намного больше шансов на то, что он перекинется на Польшу, чем на Венгрию.
Но почему? Это предположение я делаю, исходя из тех отношений, которые сегодня связывают Будапешт и Москву. Очень хорошо известно, что до вооруженного конфликта президент Владимир Путин и венгерский премьер Виктор Орбан поддерживали очень хорошие отношения, которые даже можно назвать дружескими. Какие у них отношения сегодня сказать сложно, но можно предположить, что они остаются хорошими, пусть и "инкогнито".
С другой стороны, Варшава — антагонист Москвы уже много лет. Любопытно, что в то же время и Польша, и Венгрия конфликтуют с Брюсселем. Но что касается отношений с Москвой, то подходы Будапешта и Варшавы диаметрально различаются. Это можно объяснить разной властью, историческими обстоятельствами (хотя, если бы отношения с Москвой выстраивались исключительно на основе антагонизма советских времен, то обе страны рассматривались бы как сателлиты), а также, быть может, их собственным восприятием "буферной зоны" на рубежах самой России.
Венгрию от России отделяет Украина, а Польшу, помимо Украины, на северо-востоке — еще и Белоруссия и страны Прибалтики. Кроме того, Польша граничит с российским анклавом — Калининградом.
Обе страны когда-то входили в Варшавский договор и сами образовывали широкую буферную зону, а точнее вал между Советским Союзом и Западом, то есть Североатлантическим альянсом под предводительством Вашингтона. Также бок о бок с сильными державами стояла и неприсоединившаяся Югославия.
Сегодня ситуация иная, но не совсем определенная, хотя, глядя на карту Европы, так сразу и не скажешь. Польша и Венгрия — члены Североатлантического альянса, как, кстати, и большая часть стран бывшей СФРЮ. Но Польша и Венгрия по-разному относятся к военному альянсу, в котором лидируют США.
На самом деле Польша пошла на охлаждение отношений с Брюсселем, сделав ставку на укрепление связей с Вашингтоном. Венгрия же воспользовалась размолвкой с Брюсселем для укрепления отношений с Москвой. Этот пример показывает нам, как динамика расхождения с одной стороной неминуемо ведет к укреплению тех или иных стратегических связей с другой. Понятно, что в момент, когда эти процессы начались, ни Польша, ни Венгрия не могли предвидеть, что страна, с которой они обе граничат, погрузится в крупномасштабный вооруженный конфликт, а можно даже сказать, войну за выживание. (Друг с другом Польша и Венгрия не граничат: их разделяют около 75 километров словацко-украинской границы.)
Польская власть настроена выраженно проукраински, и, возможно, уже на этой неделе мы получим подтверждение о том, что она отправит на Украину танки "Леопард". Это будет момент скачка напряжения и испытание для российского терпения: объявит ли Россия Польшу "соучастником войны"? Понятно, что Москва не станет принимать скоропалительных решений, поскольку Польша — все же член Североатлантического альянса, а значит, входит в коллективную оборону альянса.
Венгрия, в свою очередь, которую хоть и нельзя назвать антиукраинским игроком, предпочитает так не высовываться. Как уже все поняли, если кто-то не выпячивает свою проукраинскую позицию, то нынче это интерпретируется как "пророссийская" позиция. В этом смысле ситуация в Венгрии обостряется. Виктор Орбан и нынешняя власть понимают, что мы входим в период, когда требуется полное единение без отклонений, а они сейчас, быть может, представляют собой самый яркий пример европейского отступления.
Что это значит? Это значит, что положение Виктора Орбана нестабильно, хотя в апреле прошлого года он и победил с большим преимуществом на парламентских выборах. Что же произошло? Кто знает, в Европу пришли военные времена, которые не бывают стабильными. Непосредственной опасности для Виктора Орбана от политической оппозиции нет, поскольку она по-прежнему фрагментирована. Антиправительственные выступления в Венгрии в последние годы происходили довольно часто, но не так, чтобы всерьез угрожать власти. Однако одна опасность есть, и исходит она, как это часто бывает, от армии. Похоже, венгерские власти как раз взялись за решение этой проблемы, и это весьма важно.
Несколько венгерских СМИ сообщили о том, что Министерство обороны уволило, а точнее неожиданно отправило на пенсию сотни высокопоставленных военных чинов, включая видных генералов и полковников.
По официальной версии Министерства обороны Венгрии, это сделано для того, чтобы модернизировать и "омолодить" армию. Однако политическая оппозиция со скепсисом восприняла это объяснение и заявляет, что увольняют исключительно "пронатовских" военных.
Указом правительства принято решение, на основании которого военнослужащие могут уходить на пенсию по выслуге 25 лет. Таким образом, теоретически они сами решают, но, судя по всему, министерство принимает решение вместо них, как утверждают источники.
Бывший министр обороны и член оппозиционной "Демократической коалиции" Агнес Вадай заявила в интервью СМИ, что лично насчитала более 170 уволенных военных с "пронатовскими" настроениями. Конечно, это определение интересно само по себе, ведь получается, что в венгерской армии есть и "антинатовское" крыло? Ясно, что на самом деле не все так, и данную ситуацию можно сравнить с Турцией, которая тоже является членом Североатлантического альянса, но президент Реджеп Тайип Эрдоган все равно держит ухо востро (проводит массовые чистки), чтобы в высших военных кругах не было "пронатовских" кадров.
Известно и то, что подразумевается под "пронатовскими" настроениями. Это значит быть приверженным американским интересам, а если еще точнее, то быть потенциально готовым к отстаиванию американских интересов, даже если для этого потребуется пойти наперекор государственной власти.
Депутат Вадай утверждает, что, по ее оценке, около тысячи высокопоставленных военных могут покинуть свои посты в эту большую волну увольнений. "Политическая лояльность сыграет решающую роль в том, кто останется, а кто уйдет", — заявила она.
Эту "мягкую чистку" в Венгрии, которая осталась почти незамеченной в Европе (пока), можно связать с еще одним событием, касающимся Украины и региона в целом.
В прошлую пятницу в Белграде встретились венгерский министр обороны Кристоф Салаи-Бобровничкий и его сербский коллега Милош Вучевич. Главной темой разговора была, ожидаемо, ситуация на Украине и ее последствия для региона.
Венгрия и Сербия сходятся во мнении о том, что мир на Украине является приоритетом, и что малые и средние страны особенно уязвимы для последствий вооруженного конфликта, как о том заявил Кристоф Салаи-Бобровнички после встречи с Вучевичем.
"Венгрия постоянно призывает к прекращению огня и миру с начала вооруженного конфликта. Кроме того, впервые в истории нашим странам пришлось одновременно отреагировать на угрозы для безопасности с юга и востока… Сербия — ведущее государство Западных Балкан, и регион подвергается растущей опасности. В последнее время обострилась ситуация между Сербией и Косово", — подчеркнул министр обороны Венгрии Кристоф Салаи-Бобровнички и напомнил, что Венгрия поддерживает вступление Сербии в Европейский Союз, поскольку это будет способствовать стабильности в регионе.
"Венгрия отправила многочисленный контингент в рамках миссии Североатлантического альянса в Косово и возглавляла командование этими силами в прошедшем году. Венгерские военнослужащие также включены в миссию Европейского Союза в Боснии и Герцеговине, а венгерский командующий со следующего года возьмет на себя руководство", — сказал глава Министерства обороны Венгрии.
Из этих цитат понятно, что Венгрия настроена не "антинатовски", но, как я уже писал, подобные высказывания сегодня можно интерпретировать по-разному, в зависимости от политических желаний. Однако и без ярлыков понятно, что за кулисами в Венгрии что-то происходит, что выглядит как подготовка к дальнейшему усилению нестабильности в Европе. Эти превентивные меры предпринимаются, по-видимому, не только для сохранения существующего правящего класса в соседней с нами Венгрии, но и для сохранения самой Венгрии.
Ведь если ситуация еще больше обострится, и дело дойдет до европейской войны или даже до мировой, сохранить нейтральную позицию будет лучшим из возможных решений для выживания, то есть для того, чтобы избежать прямого возмездия и потенциальных масштабных разрушений. Иными словами, без этих действий Венгрия могла бы закончить, как Болгария, которая в последнее время хвалится своей поддержкой, оказанной Украине. Однако это ставит Болгарию в весьма невыгодное положение в случае военной эскалации.
Понятно, что ни одна страна в Европе сейчас не определилась окончательно. Даже в Польше проходят антивоенные демонстрации, о которых говорят очень мало. Что касается Хорватии, то для ее безопасности лучше находится за буферной зоной в виде Венгрии.
Что ж, эти "качели" нестабильны, очень нестабильны, и все может измениться с минуту на минуту. Давление извне и внутри будет нарастать во всех странах Европы, и лагеря давления уже очень хорошо известны. Венгрия сумела спрогнозировать грядущее внутриконтинентальное столкновение и сработать на опережение, но для некоторых стран уже слишком поздно. Скажем, для Германии, которая столкнулась с внутренними противоречиями, и которой остается только надеяться на то, что решения победившей партии обойдутся ей не слишком дорого.