Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Потребительские цены за последний год значительно выросли во всех европейских странах. Однако с инфляцией страны боролись по-разному, пишет "Дневник". В Венгрии решили ввести потолки цен. И это привело к катастрофическим последствиям.
Адриан Николов
В последний год за счет мягкой фискальной политики, высоких цен на сырье и возросшей неопределенности в связи с ситуацией на Украине во всех европейских странах значительно выросли потребительские цены. Однако с инфляцией страны боролись по-разному: в то время как некоторые вели себя умеренно и полагались на более высокие основные ставки и диверсификацию топливных рынков, другие придерживались более жесткого подхода за счет большего вмешательства государства.
Весной в Болгарии высказывались предложения о введении потолков цен, но они так и не были воплощены в жизнь – были введены более мягкие меры в виде субсидий и налоговых льгот. А вот в Венгрии потолки цен все-таки ввели. В этой статье мы рассмотрим, насколько они помогли обуздать инфляцию.
Первую меру венгерское правительство ввело еще в конце 2021 года, ограничив цены на бензин и дизель; потолок составил 480 форинтов за литр (примерно 1,20 евро). В начале 2022 года добавились ограничения цен на основные продукты питания, включая молоко и муку, к концу году список расширили, включив картофель и яйца. Ввели также потолок цен на аренду жилья.
Однако после выхода годовых данных по инфляции за 2022 год можно с высокой долей уверенности сказать, что эта политика не достигла своих целей. Среднегодовой рост официального индекса потребительских цен, согласно венгерской статистике, достиг 15% - один из самых высоких показателей в ЕС.
Если рассматривать только данные за декабрь, то по сравнению с тем же месяцем прошлого года рост индекса цен достигает целых 25%. По отдельным группам, на которые нацелены государственные потолки цен, рост еще выше: автомобильное топливо – на 27% в годовом исчислении, продукты питания -на 45%. Особенно это заметно в случае с молочными продуктами и яйцами, подорожавших на 70% уже в октябре, несмотря на ограничения.
Показателен пример с топливом: с января по ноябрь в результате ограничения цены выросли примерно на 1% в годовом исчислении, но после отказа правительства от потолка цен в декабре они вернулись к рыночному уровню в течение нескольких дней. Отсроченный ценовой шок — не единственный нежелательный эффект введения потолка цен на топливо. Основной причиной, по которой правительство отказалось от этого, был углубляющийся дефицит, вызванный сокращением импорта и покупками впрок потребителей в сочетании с финансовыми проблемами продавцов.
Катастрофические последствия венгерских ценовых потолков – полезный урок и предостережение для болгарских политиков, которые часто к этому призывают, хотя любой, кто прошел базовый курс экономики, знает, к чему это неизбежно приведет. И в этом случае краткосрочные политические выгоды от популистской политики достигаются за счет серьезных экономических проблем, следствия грубого вмешательства в один из важнейших элементов рыночной экономики - цены. Остается только надеяться, что этот недавний пример охладит желание политиков в Болгарии и других странах Европы заниматься тем, в чем они не разбираются.