Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Профессор-русофоб из университета Ратгерса Александр Мотыль дал волю фантазии и в статье The Hill разделил Россию между населявшими Древнюю Русь народами. Знания о тех временах у него смутные: тюрки-соловьи, немцы-рыцари, варяги-русичи. Главное — что Россия при этом сожмется, как черная дыра.
Иногда даже российскому "сильному лидеру" Владимиру Путину приходят в голову дельные мысли.
Долгие годы он утверждал, что Россия имеет право на территории, которые исторически ей принадлежали и чьих жителей она считает "своими". Отсюда и возникли претензии Путина на украинские Донбасс и Крым, где просто проживает много русского и русскоязычного населения. Этим фактом же он оправдывает военные действия, сопровождавшиеся массовой гибелью людей, которые именно для этой цели он начал спецоперацию на Украине 24 февраля 2022 года. Поскольку украинцы, по мнению Путина, на самом деле русские, то Россия вольна с ними поступать как ей вздумается.
На самом деле, Путин совершенно прав: Россия действительно имеет право на свои исторические земли. Просто он не понимает, что станется с вверенной ему Российской Федерацией, если к ней самой применить "принцип Путина" в полной мере и последовательно.
Если вкратце, Россия попросту перестанет существовать как федерация и вместо этого съежится до очень скромного по размерам маленького государства со столицей в Москве. Кто же будет возражать против столь светлого будущего для крупнейшей в мире державы?
Давайте начнем с признания того, что в XVI и XVII веках московские цари завоевали Сибирь, подчинив себе коренные народы, населявшие эти обширные земли. Значит, Сибирь вычеркиваем, она больше русской землей быть не может. Это же касается и основной части юга России, исторически населенного различными кочевыми народами. Пока их не прогнали московиты, там правили монголы. Вот пусть они возвращаются и дальше правят.
Кэт Джармен, автор новой книги о скандинавских завоевателях: "Путин не хочет, чтобы в его истории России были викинги" (El País, Испания)Известная исследовательница викингов Кэт Джармен дала интервью El País. Она рассказала о роли женщин в обществе викингов, а также оценила влияние варягов на историю России. По ее мнению, российское политическое руководство намерено отрицает исторические факты.
03.04.202200
С севером Европейской России Путину тоже придется расстаться: раньше он принадлежал Новгородской республике (населенной славянскими, финскими и балтийскими племенами), которую московский правитель Иван III бесцеремонно уничтожил в 1478 году. Читаем в Новгородской летописи: "И впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско свое собирать и посылать на земли новгородские" — за мятежный дух, гордыню и "латинство". Великой и сокрушительной мощью он занял всю землю новгородскую, обрушив на нее всю силу своего огня и меча". И ох, чуть не забыл: заодно придется распрощаться придется и с Санкт-Петербургом — он был основан в 1703 году на землях, заселенных финнами-ингерманландцами и их шведскими покорителями.
Остаются Белоруссия и Украина, которые, по словам Путина, были русскими со времен Киевской Руси. Вот только на самом деле все было совсем иначе. Государство Русь основали викинги в IX веке, и даже само название "Русь" имеет скандинавское происхождение. Как объясняет историк Гарвардского университета Серхiй Плохий, "большинство современных ученых считают, что слово „Русь“ имеет скандинавские корни". Таким образом, "варяги по названью русы" были не славянами, а "конгломератом норвежских, шведских и, вероятно, финских норманнов".
Скандинавское племя "русь" создало государство, которое населяли в основном восточнославянские племена, из чьих наречий впоследствии сложились современные украинский, белорусский и русский языки. Народы киевского ядра Руси говорили на пра-украинском. Их северные соседи — на пра-белорусском. А жители совсем уж далекой северной периферии — на пра-русском языке. При этом отличался не только язык, но и культура и экономика этих трех совсем разных групп. "Первоначальные" украинцы, которых мы назовем протоукраинцами, жили в более теплых краях и в полулесистой местности на границе черноземной степи. Они испытали на себе византийские веяния и занимались преимущественно сельским хозяйством. Проторусские жили в холодном климате и в густых лесных районах, ближе к неславянским народам крайнего севера и Сибири, и занимались больше промыслами — охотились и рубили лес. Вывод? Исторически украинские и белорусские земли Путину тоже придется оставить — украинцам и белорусам.
С Крымом, который так обожают русские националисты, тоже придется распрощаться: его исконными жителями были татары — тюркоязычный народ. Они жили в Крыму тогда, когда там еще не ступала нога московита.
Что же останется от Российской Федерации в ее нынешнем виде, если бы принцип Путина применялся повсеместно? Совсем немного: территория, очерченная Брянском, Рязанью, Вологдой и Смоленском — с Москвой посередине.
Геополитически такая Россия была бы даром божьим для всех. Уменьшенная и обессиленная, Россия перестала бы являться угрозой всем своим соседям, каковой она является сейчас. Лишившись имперских территорий, она даже, быть может, обратилась бы к той или иной форме демократии. Так что путинская философия — если ее применять последовательно — поистине принесет мир основной части Евразии.
Сам Путин это, разумеется, знает, поэтому такое избирательное применение его собственного принципа — это всего лишь хитрая маскировка для исторического московитского экспансионизма и ныне протекающей вспышки русской агрессивности. По иронии судьбы, учитывая хрупкость путинского режима, нищенское состояние его экономики и вопиющий со страниц западной прессы провал российской армии на поле боя, рухнуть может сама Россия. Тогда Путина ждет величайшее унижение: российское охвостье выживет, но окружать этот обрубок будут новые независимые государства нерусских народов, некогда ограбленных Московией.
Александр Мотыль — профессор политологии университета Ратгерса в Ньюарке. Специалист по Украине, России и СССР, а также по национализму, революциям и империям. Автор десяти научно-популярных книг, в том числе "Конец империи: распад, крах и возрождение империй" и "Почему империи оживают: крах и возрождение империй в сравнительной перспективе".