Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В финском Клубе любителей "Лада" числится около 500 человек, пишет Tekniikka&Talous. Юсси Кулонен — один из активных его участников, у него во дворе стоит 20 машин. Он рассказал, как и когда в его жизни появились эти советские автомобили, у которых, по его мнению, есть все необходимое.
Матти Вялимяки (Matti Välimäki)
"Лада" изменила жизнь Юсси Кулонена. Он так описывает начало своего увлечения ими: "Сын соседа увлекался американскими автомобилями. Вот почему я хотел чего-то другого. "Ладу" многие тогда презирали, и это вызывало у меня сочувствие к ней. У машины была определенная грубая красота".
Во дворе у мужчины стоит 20 "Лад" — а также экспортный вариант "Москвича-412" (Moskvitch Elite 1500) 1984 года выпуска и военный грузовик "ЗИЛ".
"В доме моего детства у отца и матери были две „Лады“. Мы с братом часто сидели на заднем сиденье и скользили по его жесткой пластиковой поверхности, повторяя движения автомобиля".
В последнее время Юсси был вынужден немного сократить свою коллекцию — которая стоит во дворе частного дома прямо у железной дороги.
"Возникли разногласия с инспекторами по вопросам экологии. Мне пришлось отказаться от автомобилей, которые были в самом плачевном состоянии".
История "Лады" началась в 1966 году, когда руководство СССР решило, что стране необходим новый автомобильный завод. Уже в том же году в Самарской области на Волге, начали возводить фундамент основного производственного предприятия автозавода "АвтоВАЗ".
Talouselämä (Финляндия): в 60-е годы советский автопром был в ужасном состоянии — так появилась «Лада»Автор вспоминает интересные подробности появления на Волге АвтоВАЗа и описывает проблемы, которые стали нарастать вскоре после запуска производства легендарной «Лады». Он рассказывает и о том, кто наживался на автозаводе, когда город стал местом столкновений преступных группировок. Сейчас, отмечает он, дела там наладились.
26.08.202100
Партнером стал итальянский Fiat — очевидно, не без участия итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти (Palmiro Togliatti). Город, построенный вокруг автозавода, был назван Тольятти в его честь.
Первая модель, выпущенная автозаводом, известная в Финляндии как Lada 1200 (экспортный вариант ВАЗ-2101), увидела свет в 1970 году. Автомобиль был создан на базе Fiat 124, но были изменены некоторые технические характеристики.
Для советского автопрома "Лада" стала большим скачком вперед. По словам Кулонена, разница была существенной по сравнению, например, с "Москвичом" и "Волгой".
Он говорит, что уровень оснащения автомобилей с годами постоянно улучшался. Однако некоторые крупные изменения модели планировались или ограничивались в соответствии с пятилетними планами.
"„Лада“ — это надежный базовый автомобиль, подходящий для семьи. В нем есть все необходимое, без излишеств".
Количество заднеприводных моделей "Лада" на базе Fiat с годами неуклонно росло.
Большими хитами стали, например, универсал Lada 1200 Combi (экспортный вариант ВАЗ-2102) и новинка 1976 года, Lada 1600 (экспортный вариант ВАЗ-2106) с немного измененным внешним видом и интерьером.
В 1977 году АвтоВАЗ представил на рынок полноприводную "Ниву". В 1985 году компания приступила к выпуску переднеприводных "Самар".
Заднеприводные "Жигули", конечно, были рассчитаны на внутренний рынок, но они активно экспортировалось и в другие страны.
Экспорт проводился в страны восточного блока, а также во многие западные страны — за исключением США.
В Финляндии "Лада" занимала важное место.
Ilta-Sanomat (Финляндия): читатели финской газеты делятся воспоминаниями в честь 50-летия «Лады»Финская газета Ilta-Sanomat попросила читателей поделиться воспоминаниями о «Ладе», которой в этом году исполнилось 50 лет. На просьбу откликнулись многие, и практически все рассказывают о машине с теплым чувством, а многие — с ностальгией. Но и о недостатках не забывают.
15.07.202000
Кулонен подчеркивает, что "Лады", продаваемые в Финляндии, и, например, "Лады", продаваемые в советской Эстонии, были совершенно разными.
"Автомобили были оборудованы для финского рынка в соответствии с нашими стандартами и требованиями".
У "Лад" была конкурентноспособная цена, хотя они не всегда были самыми дешевыми автомобилями на рынке. В некоторых случаях на выбор автомобиля могли повлиять и идеологические соображения.
"Похоже, „Лада“ пользовалась особой популярностью среди демократов. У левых партий фаворитом был „Москвич“".
На рубеже 1970-х и 80-х "Лада" была самой часто регистрируемой маркой в Финляндии. В страну ввозили до 10–15 тысяч "Жигулей" в год, и на это влияли не только законы рыночной экономики".
СССР должен был чем-то отвечать на импорт финских товаров — например, экспортом "Лад".
С распадом Советского Союза исчез и клиринг — система безналичного расчета, основанная на обмене товарами.
Вскоре "Лады" начали двигаться в другом направлении: россияне стали приобретать финские "Лады" в 90-е годы в качестве подержанных машин и для разбора на запчасти.
Очередной "бум" "Жигулей" случился только в 2016 году: автомобили "засветились" на границе и в новостях. В финскую общину Салла приехало много беженцев на российских автомобилях, в том числе на "Жигулях" и "Москвичах". Беженцы бросали автомобили после пересечения границы. Тогда Юсси Кулонен пополнил свою коллекцию на автомобильном аукционе, организованном таможней.
Apu (Финляндия): 50-летняя «Лада» — русское чудо и предмет страсти финновРусской автомобильной марке «Лада» исполняется 50 лет. Это стало особым поводом для традиционной встречи членов финского клуба любителей «Лад», о чем рассказывается в статье. Сейчас по Финляндии ездит около семи тысяч «Лад», включая новые модели. Среди них машина, которую прозвали «Лада-убийца».
18.04.202000
Российский завод в Тольятти до сих пор производит "Лады". В последнее десятилетие автомобили официально завозились в Финляндию, но в довольно небольших количествах.
Говорят, что Клуб любителей "Лад" был создан после выхода легендарного юмористического скетча коллектива Kummeli. Согласно сюжету, на встречу любителей и коллективный заезд пришло всего два человека.
На самом деле на момент написания этой статьи в финском Клубе любителей "Лад" числилось около 500 человек. Юсси Кулонен — один из активных участников.
Среди членов клуба найдутся как давнишние участники, так и новые, у которых нет личных воспоминаний об СССР и о советско-финляндском Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.