Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В 2007 году Путин ясно дал понять, что Украина – "самая красная линия" России, пишет American Thinker. Она никогда не потерпит рядом с собой соседа, напичканного американским оружием. Это было основным посылом Мюнхенской речи Путина. Однако Запад его не услышал.
Это ответ на статью Якоба Фрейдена "Украина и невыученные уроки истории", опубликованную в American Thinker 31 января 2023 года.
Начну с утверждения автора о том, что война Российской империи против наполеоновской Франции была одной из ее "проявлений агрессии". 24 июня 1812 года Наполеон с армией в 650 тысяч человек вторгся в Россию, которая стала примерно двенадцатым европейским государством, удостоившимся военного внимания французского тирана. И кто здесь был агрессором? Царь Александр I стал героем Венского конгресса за то, что отразил это вторжение и покончил с французским хроническим агрессором раз и навсегда.
И у большей части христианской Европы хватило здравого смысла быть благодарной России за то, что она изгнала ненавистного турецкого завоевателя и тирана с Балкан и других частей Европы. Что касается войн России со шведами, литовцами, поляками и немцами (XIII— начало XVIIвеков), то большую часть того времени эти четверо, а не Россия, были агрессорами. На самом деле поляки и литовцы сожгли Москву в начале XVII века. И да, в XII, XVIII и XIXвеках Россия расширялась на восток через Сибирь и Азию, поглощая территории, малонаселенные отсталыми народами. Кто мы, американцы, такие, чтобы обвинять Россию в этом? Подойдите к доске и напишите MANIFEST DESTINY ("Явное предначертание") 100 раз.
Логика этого автора не просто ошибочна в отношении настоящего — он окончательно запутался в прошлом.
Что касается продолжающейся трагедии на Украине, то после распада СССР в 1991 году Россия хотела мирно интегрироваться в европейскую экономическую, политическую систему и систему безопасности. Никто из знающих людей в то время не сомневался в искренности этого желания; и никто в 1990-е годы не видел в распростертой России угрозы для кого-либо. Именно мы, вернее, военно-промышленный комплекс США (ВПК) и неоконсерваторы-гегемонисты отвергли это желание, горячо и неоднократно высказываемое как Горбачевым, так и Ельциным.
Обещания государственного секретаря Джеймса Бейкера (и, без сомнения, других западных лидеров) не расширять НАТО на восток были незамедлительно проигнорированы Клинтоном и его бандой. Альянс последовательно расширялся двумя большими шагами — в 1999 и 2004 годах — и после этого отношения Запада с Россией испортились. На это, несомненно, и рассчитывали неоконсерваторы.
Первые попытки экспансии альянса на восток осудил человек, чей авторитет и любовь к родине не вызывает сомнений — Джордж Кеннан — бывший посол в СССР и, как говорят, автор американской "политики сдерживания" советской экспансии.
Видим ли мы на Западе "красные линии", которые не должны пересекать на Украине?США обещали не поставлять Киеву ЗРК Patriot, но отказались от своих слов, пишет Newsweek. Это уже далеко не первый случай. Но каждое подобное действие — пересечение "красной линии", которое испытывает терпение Москвы и приближает мир к третьей мировой войне.
13.01.202300
В 90-е годы Россия ничего не могла поделать с таким грубым нарушением обещаний со стороны Запада. Но никаких ответных действий не последовало, и неоднократно. К моменту прихода Владимира Путина к власти в 2000 году не было ни одного значительного российского лидера, который расценивал бы расширение НАТО как угрозу, а неспособность Горбачева предотвратить это с помощью официального договора — как наивность и некомпетентность.
Без единого выстрела в период 1989-1991 годов Советский Союз отказался от империи, точнее, "санитарного кордона" в Восточной Европе; и к 1994 году он вывел все свои войска из региона. В то же время, поверив заверениям Запада о том, что расширения НАТО на восток не будет и что Россия будет экономически и политически интегрирована в Европу, она распустила Варшавский договор.
За все эти исторически уникальные уступки Россия вместо благодарностей и интеграции в Европу получила последующую безвозмездную и — с ее точки зрения, угрожающую — экспансию альянса на восток.
К 2004 году американские неоконсерваторы рассматривали Украину как следующую западную военную базу, которая будет построена на пороге России, восточная половина населения которой была этнически русской, русскоязычной или пророссийской (или все три), и которая примерно 300 из последних 350 лет была часть либо России, либо Советского Союза.
В 2007 году в своей Мюнхенской речи Владимира Путин ясно дал понять, что Украина является самой красной из всех красных линий. Россия никогда не потерпит на своем крыльце Украину, объединенную в военном отношении с НАТО, напичканную современным американским оружием. На самом деле, эта реальность была очевидна с момента открытой и очевидной поддержки Америкой так называемой "оранжевой революции" 2004 года.
Эта четкая и неоднократно озвучиваемая позиция была ничем иным, как повторением Россией той же политики, которую президент Кеннеди объявил в 1962 году, — что ни одной великой державе не будет позволено установить угрожающее военное присутствие вблизи США. Имеет ли Америка больше прав на не угрожающую в военном отношении Кубу, чем Россия на столь же безобидную Украину?
Но ничего не изменилось в позиции неоконов и ВПК США. В 2008 году "одаренный умом" Джордж Буш успешно выкрутил руки НАТО (после возражений Германии и Франции), пообещав, что Украине и Грузии "в конечном итоге" будет предложено членство в альянсе. Это разгневало Россию еще больше. А бестолковый президент Грузии воспринял это обещание как сигнал о том, что он может безнаказанно предпринимать военные действия против русских этнических групп, проживающих в северной части страны. В итоге защитные военные действия России быстро положили этому конец.
Последней каплей стала поддержка США жестоких антидемократических беспорядков на Украине в 2014 году, в результате которых был свергнут законно избранный пророссийский президент Украины Виктор Янукович. Сменивший его прозападный, демократически нелегитимный режим угрожал запретить использование русского языка в качестве официального и предпринять другие шаги, которые воспринимались как крайне неблагоприятные для подавляющего пророссийского населения Донбасса; как следствие, Донбасс потребовал предоставление в той или иной форме гарантированной автономии в составе Украины. Ответом нового киевского правительства стала война против собственного населения, которая к 2022 году унесла жизни 15-20 тысяч жителей Донбасса.
Вскоре после захвата власти в 2014 году новый, недемократически установленный киевский режим намекнул, что долгосрочная военно-морская аренда Севастополя Россией не будет продлена. В ответ Россия вновь присоединила Крым — к облегчению подавляющего большинства населения полуострова. За исключением чисто внутренних административных изменений, проведенных Никитой Хрущевым, Крым был частью России с 1793 года после русско-турецкой войны при Екатерине Великой.
Когда администрация Байдена пришла к власти в 2021 году, она немедленно начала рассматривать Украину как де-факто члена НАТО. Войска альянса прошли парадом вместе с украинцами в Киеве, поставки западного оружия на Украину резко увеличились, и вообще, были все признаки предстоящего шага Киева при поддержке американского вооружения раз и навсегда подавить пророссийское население Донбасса.
На протяжении 2021 года Россия неоднократно требовала проведения переговоров с администрацией Байдена, целью которых было бы обеспечение нейтралитета Украины, ее невступления в НАТО и предоставление гарантий защиты населения Донбасса в той или иной форме. Эти просьбы были проигнорированы.
И начался вооруженный конфликт.
Это краткое, наспех написанное резюме "совершенно неспровоцированной" спецоперации России в Украине. О каждой затронутой теме можно написать гораздо больше.
Но то, что этот трагический, ненужный конфликт был фактически спровоцирован низкосортной войной Запада против России в течение последних 30 лет, становится ясно просто окунувшись в историю. Это не оправдывает российскую спецоперацию. Но показывает, что именно Запад во главе с американскими неоконсерваторами-гегемонистами создал у России нарастающее ощущение угрозы, что, в свою очередь, сделало конфликт практически неизбежным.
Мы, сменявшие друг друга правительства Соединенных Штатов Америки, несем большую долю ответственности за создание условий, в которых разразился кризис на Украине. Если наше представление об Америке как об исключительно гуманной и доброжелательной силе в мире имеет хоть какие-то основания, именно мы несем моральный долг помочь положить конец этому губительному и крайне опасному конфликту.
Поток все более разрушительного западного оружия в Украину должен прекратиться. Бездумную, антиисторическую демонизацию России необходимо прекратить. Должны начаться переговоры о прекращении войны.