Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Французские войска покидают Мали и другие свои бывшие колонии в Африке, пишет газета La Croix. Очень часто вакуум занимают российские специалисты в области безопасности. Собеседник газеты не советует объяснять это "теориями заговора" о злой воле России.
Влияние Франции в Западной Африке продолжает снижаться: после ухода ее войск из ЦАР (Центрально-Африканской Республики), Мали и Буркина-Фасо встает вопрос о сохранении военных баз. По мнению политолога Ниагале Багайоко, французам придется изменить свою политику, если они не хотят, чтобы их вытеснили окончательно.
La Croix: начатая в январе 2013 года операция "Серваль" привела к разгрому вооруженных джихадистских группировок в Мали. Десять лет спустя большинство жителей Западной Африки, а также большая часть местных правительств выступили против французского присутствия. Как объяснить такой поворот?
Ниагале Багайоко: Если Франция хочет продолжать свое присутствие в этом регионе мира, она обязана серьезно изменить политику, проводимую до сих пор. Начиная с использования военной силы. Масштабные военные интервенции типа операции "Бархан" продемонстрировали свою неэффективность как в Мали, так и в других местах. Провал этой операции вызвал не только удивление, но и недоверие местного населения, которое признало, что технологического превосходства французской армии недостаточно для обеспечения их безопасности. Другое наблюдение состоит в том, что программы сотрудничества в военных вопросах, осуществляемые на протяжении десятилетий, не предоставляли никакой автономии африканским партнерам.
— Зато теперь Франция выступает за свободу действий африканцев и заявляет, что служит интересам местных правительств.
— Гражданские и военные власти в регионе очень четко осознают контрпродуктивность слишком агрессивной политики Франции. В последние годы было допущено большое количество ошибок: были обмануты ожидания от встречи глав африканских государств в По, французские власти отказались вести переговоры с джихадистами в Мали вопреки совету правительства Бамако; вывешивалась дурацкая наружная реклама на улицах малийских городов... Нынешняя осмотрительность необходима. Альтернативы нет, потому что ситуация может очень быстро ухудшиться после ухода французских войск.
— Как местные восприняли уход французских военных, участвовавших в операции "Бархан", из Западной Африки?
— Многие малийцы увидели в этом подтверждение своей национальной гордости. В Бамако прошли демонстрации, возглавляемые местными панафриканистскими движениями. В отдаленных районах, где население живет изолировано, преобладает равнодушие. С другой стороны, жители районов, где присутствовали французские войска, пожалели об их уходе из-за упущенных экономических возможностей и прекращения обеспечения их безопасности. В других столицах франкоязычных стран Африки прекращение операции "Бархан" имело широкий резонанс. Оно было воспринято как провал Франции. А заодно — как победа воли народов и утверждение независимости африканских государств.
Франция участвует в украинском конфликте из-за своих национальных интересов?Франция давно отстаивает независимость своей политики, пишет Al Mayadeen. Она пытается стать лидером Европы и предпринимает попытки избавиться от давления НАТО. Но не все так просто, особенно на фоне украинского кризиса и конкуренции Парижа и Москвы в Африке.
02.02.202300
— Франция указывает на роль России в росте антифранцузских настроений...
— Сегодня российские власти как будто соревнуются с нами в цинизме: они заметили неприятие и скептицизм в отношении французской политики и решили этим воспользоваться. Но недоверие к Франции и антизападные теории заговора процветали здесь задолго до возвращения России на африканскую сцену. Верить в то, что африканское население не способно думать самостоятельно и действует по указке России — это тоже теория заговора, она звучит как эхо теорий, которые винят Францию во всех бедах Африки.
Для справки: антифранцузские настроения еще сильнее проявлялись в Кот-д’Ивуаре в 2000-е годы. Но Франция смогла улучшить свой имидж в конце операции "Единорог", которая положила конец кризису. Это еще одно доказательство принципа: все течет, все изменяется. И гнев, возникший в результате конфликта в 2004 году (несколько тысяч французов были тогда эвакуированы из Африки), может вновь проявиться.
— Какова ситуация с французскими базами в Кот-д’Ивуаре, Габоне и Сенегале?
— Некоторые африканцы говорят об оккупационных силах, что является преувеличением, когда речь идет о контингенте в несколько сотен человек. Но достаточно ли общественного признания для сохранения этих сил? Сегодня ставится вопрос об актуальности присутствия французских войск.
Франции придется продемонстрировать свою значимость на фоне предложений России, Турции, Китая, а также некоторых западных стран, которые хотят расширить свое влияние за счет более гражданского подхода к вопросам безопасности... Выступая за реализм, франкоязычные страны Западной Африки проводят стратегию диверсификации своих международных партнеров и намерены использовать все возможности, которые им предоставятся.
Автор: Оливье Таллес (Olivier Tallès)