Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Стремясь привести армию в порядок, Зеленский в январе подписал карательный закон, который ужесточил ответственность солдат за нарушение дисциплины, пишет Politico. При этом, по мнению правозащитников, он не устраняет главные причины недисциплинированности военнослужащих.
Вероника Мелкозерова (Veronika Melkozerova)
Критики заявляют, что новый закон, ужесточающий наказания за нарушение армейской дисциплины, нарушает права человека и демотивирует украинских военных.
Президент Украины Владимир Зеленский в четверг отказался наложить вето на новый закон, ужесточающий наказание для своенравных военнослужащих. При этом он отверг петицию, подписанную более чем 25 тысячами украинцев, которые заявили, что этот закон чересчур суров.
"Залогом боеспособности воинских частей и, в конечном итоге, победы Украины, является соблюдение воинской дисциплины", — сказал Зеленский в своем письменном ответе на петицию.
Украинские солдаты поразили весь мир своей стойкостью и успехами на поле боя, выдержав годичное наступление российских войск. Но среди солдат, состоящих в основном из новобранцев без боевого опыта, некоторые не справляются с происходящим. Есть те, кто бунтует против приказа командира, напивается и ведет себя ненадлежащим образом, а есть и такие, кто, когда у них боеприпасы и боевой дух оказываются на исходе, бежит, спасая свою жизнь, и бросает свои позиции.
Стремясь привести свои войска в порядок, Зеленский в январе подписал карательный закон, который вводит более суровое наказание для дезертиров и самовольно оставивших поле боя солдат и лишает их права на апелляцию.
Этот закон направлен на стандартизацию и ужесточение ответственности за нарушение правил, на повышение дисциплины и боеготовности воинских частей. Так, военнослужащим за неповиновение будет грозить от пяти до восьми лет тюрьмы, а не от двух до семи, как ранее; за дезертирство или неявку на службу без уважительной причины — до 10 лет тюрьмы. Угрозы командирам, употребление алкоголя, оспаривание приказов и многие другие нарушения также будут преследоваться более жёстко, вплоть до тюремного заключения. Ранее те, кто нарушал эти правила, могли отделаться условным сроком или сокращением их боевого жалования.
Те, кто выступал за принятие нового закона, например, Генеральный штаб украинской армии, утверждают, что он сделает дисциплину более справедливой. Ранее, поскольку суды рассматривали нарушения в каждом конкретном случае, некоторые нарушители могли полностью избежать наказания за серьезные нарушения правил, в то время как другие получали более суровые приговоры за менее значительные нарушения, говорится в пояснительной записке, сопровождающей новый закон.
Однако солдаты, адвокаты и правозащитники осудили эти меры как неуместный и грубый инструмент, который не устраняет коренные причины недисциплинированности военнослужащих. Более 25 тысяч украинцев призвали президента наложить вето на этот закон в петиции, поданной президенту в конце прошлого года.
Как отметил адвокат Антон Диденко в колонке украинского информационного агентства Интерфакс, новые карательные правила лишают суды свободы действий и превращают их в "калькулятор" для назначения наказания военнослужащим, независимо от причин их проступков.
"Этот закон будет иметь негативные последствия для защиты прав военнослужащих, обвиняемых в совершении преступлений, и снизит уровень мотивации при прохождении службы", — говорится в заявлении коалиции общественных организаций "Реанимационный пакет реформ". По мнению этой организации, данный документ может нести риски как для защиты прав человека, так и для обороноспособности Украины.
"Армия основана на дисциплине. И если пробелы в законодательстве не обеспечивают ее соблюдение, а отказники могут заплатить штраф до 10 процентов от боевого довольствия или получить наказание с испытательным сроком, это несправедливо", — утверждает главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный в видеоролике в поддержку новых правил.
Зеленский в ответе на петицию согласился с тем, что дисциплинарные меры в отношении военнослужащих должны учитывать их индивидуальные обстоятельства, и пообещал, что кабинет министров продолжит рассмотрение вопроса о совершенствовании дисциплинарного механизма — хотя он не уточнил, когда эта работа может быть проведена, и не приостановил действие закона на это время.
Армия гражданских
После начала спецоперации в феврале 2022 года вооруженные силы Украины стремительно выросли с 250 тысяч человек до более миллиона солдат.
Как заявил Валерий Маркус, главный мастер-сержант 47-й отдельной штурмовой бригады, в лекции о "дезертирстве на фронте", размещенной на его канале YouTube в январе, приток сотен тысяч новобранцев, которых Украина должна была экипировать и обучить, выдерживая обстрелы со стороны России, нарушил обычный процесс проверки и привел к тому, что некоторые непригодные солдаты оказались в бою.
"Мы пытались проверить кандидатов настолько хорошо, насколько это было возможно в тех обстоятельствах, — сказал Маркус. — Однако многие люди из нашей бригады не хотят быть там". Он сказал, что некоторые из тех, кто вступил в бригаду по неправильным мотивам, например, ради денег, впоследствии "ломаются под давлением и хотят сбежать, начинают бунтовать".
Маркус сказал, что командиры часто не понимают проблем и трудностей, с которыми сталкиваются их войска на местах, из-за того, что сержанты на местах не общаются с ними. Он продемонстрировал видеозаписи, на которых солдаты жалуются на нехватку оружия, неуместные или незаконные приказы командиров, а затем заявил присутствующим, что большинство проблем можно решить внутри страны по соответствующим каналам, а публичное оглашение жалоб дискредитирует армию Украины и подрывает попытки помочь военнослужащим.
"Признаю ли я существование проблем, которые приводят к произвольному оставлению позиций? Да, — сказал Залужный в своем видеоролике в поддержку реформ. — Работаю ли я над их устранением? Успешные операции по освобождению территорий нашего государства — тому подтверждение".
Однако военнослужащие вооруженных сил Украины, многие из которых уважительно относятся к Залужному, были глубоко разочарованы его поддержкой нового закона.
"Это очень демотивирует. Это такой разительный контраст с "религией" Залужного, ориентированной на человека и лидера", — сказала Евгения Закревская, адвокат по правам человека, которая принимает участие в боевых действиях и сейчас служит в 92-й отдельной механизированной бригаде имени Ивана Сирко. Это был намек на интервью главнокомандующего журналу Economist в декабре, в котором он сказал, что в отличие от Кремля, "религия", которую исповедует он и Украина — это "оставаться человеком в любой ситуации".
Лечить симптомы, а не болезнь
Противники нового закона утверждают, что Украине необходимо устранить основные причины дезертирства и правонарушений, а не более жестко наказывать солдат, нарушающих правила.
Офицер украинской армии, недавно покинувший прифронтовой город Бахмут и пожелавший остаться неназванным, так как офицеры не имеют права общаться со СМИ, рассказал Politico: "Иногда оставление позиций становится единственным способом спасти личный состав от бессмысленной гибели. Если они не могут доставить боеприпасы или сменить войска, когда вы несколько дней сидите в окопах без сна и отдыха, ваша боевая ценность сводится к нулю".
Офицер добавил, что многие проблемы с дисциплиной коренятся в неэффективном или небрежном командовании, а также в нагрузке на войска, сражающиеся с гораздо более многочисленной армией противника, вследствие чего их ротация происходит не так часто, как положено.
"Усталость и ранения приводят к психическим расстройствам, вносят в жизнь солдата хаос, халатность и даже безнравственность. Это сильно влияет на боевые качества и послушание", — сказал офицер.
По словам Закревской из бригады имени Ивана Сирко, украинские военнослужащие редко оставляют свои позиции, продолжая сражаться даже в меньшинстве и неся значительные потери.
"Однажды мне пришлось звонить командованию и просить, чтобы нашему сержанту приказали ехать в госпиталь, потому что он отказался от эвакуации, хотя был тяжело ранен, — сказала Закревская. — Он остался с нами, хотя не мог получить надлежащую медицинскую помощь, так как наш врач тоже был ранен".
По словам Закревской, солдаты покидают свои позиции только от безысходности, добавив, что для предотвращения дезертирства командиры должны чаще проводить ротацию бойцов. Но она признала, что во многих местах отдых и восстановление для войск невозможны из-за нехватки боеспособных солдат.
Закревская отметила, что большинство бригад укомплектованы, но некоторые из тех, кто в них служит, не пригодны к бою, а уволить их невозможно. Потому что вообще никто не может быть уволен из армии — только после вынесения приговора по уголовному делу. Такая система также сильно подрывает моральный дух. Потому что превращает службу в армии из почетной обязанности в наказание.
"В ситуациях отчаяния и полного истощения страх перед уголовной ответственностью не работает", — утверждает Закревская.