Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Многие считали, что Россия начала спецоперацию, потому что стала жертвой провокации, пишет автор в статье Focus. У Запада появился повод для мощных санкций. Но ни оставить Россию без нефтедолларов, ни обесценить рубль не удалось. А сейчас даже наметился рост.
После ввода российских войск на Украину Запад ввел против своего давнего торгового партнера по имени Россия многочисленные санкции. Однако они навредили российской экономике в значительно меньшей степени, чем предполагалось. По данным МВФ, в ближайшем будущем экономика России будет расти даже быстрее, чем немецкая.
Главная сила капитализма, как писал когда-то Адам Смит, заключена не в намерениях участников рынка, а в таинственном взаимодействии спроса и предложения. "Невидимая рука" — такую метафору придумал Смит для обозначения действующего в этой сфере закона.
Мы не знаем, изучал ли Владимир Путин произведения британского философа-моралиста. Но мы можем с уверенностью сказать, что "невидимая рука" оказывает ему ценные услуги. Западное предложение и российский спрос и во времена санкционного режима успешно взаимодействуют. В России по-прежнему потребляют западные товары, и, наоборот, российское сырье сложными тропами доходит до своих клиентов за рубежом.
Итак, вот пять удивительных фактов, которых из-за западных торговых барьеров не должно было быть.
Во-первых, российская финансовая система не рухнула
Российская финансовая система, которую вскоре после начала войны отрезали от международной платежной системы SWIFT, не рухнула. В ходе войны доллар даже ослабел по отношению к рублю: российская валюта стоит сейчас на 9,6 процента больше, чем до войны.
Причина подобной стабильности в том, что счет текущих операций России профицитен, то есть экспорт превышает импорт, чего, например, о США сказать нельзя. Это объясняется еще и ценами на энергоносители, которые из-за западного бойкота России взлетели до небес.
Во-вторых, российская экономика будет вновь расти
Российская экономика, как и западные экономики, пережила в прошлом году спад и будет вновь расти в 2023 году. Таков прогноз Международного валютного фонда (МВФ), который исходит из роста российской экономики в 0,3 процента. В 2024 году российская экономика может расти значительно быстрее, чем даже экономика немецкая, — считают в МВФ. То есть, попытка поставить страну на колени экономическими методами провалилась. Янис Клуге (Janis Kluge), эксперт по России и экономист берлинского Фонда науки и политики, вынужден констатировать: "Российская экономика благополучно пережила 2022 год".
Сергей Алексашенко, бывший заместитель министра финансов Российской Федерации, ныне переместившийся за рубеж и не жалующий историческую родину, был вынужден признать на одном из мероприятий в этом месяце, что год 2023 будет "трудным" для российской экономики, но "катастрофы и краха" не случится.
В-третьих, китайские производители наводняют российский рынок
Apple и Samsung ушли в начале войны с российского рынка, но образовавшуюся брешь быстро закрыли китайские производители Xiaomi, Realme и Honor. Но и в области реального производства товаров, например, стиральных машин или промышленных изделий, на первый план выдвинулись Турция и, конечно, Китай. В целом китайский импорт в Россию достиг в декабре рекордного уровня, благодаря чему Китаю удалось нивелировать потери от спада торговли с Европой.
Однако с некоторых пор даже изделия компаний Apple и Samsung вернулись по новым маршрутам на российский рынок. В одном из исследований последствий санкций, сделанном американским аналитическим центром Silverado Policy Accelerator, говорится: "Смартфоны фирм Apple и Samsung продолжают поставляться в Россию третьими странами. Эти изделия, производимые в Азии — иногда через Европу, Гонконг или другие страны — попадают в Армению или Казахстан. А уже оттуда они беспошлинно экспортируются в Россию". Газета The New York Times c удивлением писала: "Странные вещи происходили этим летом со смартфонами в Армении".
В-четвертых, европейские фирмы продолжают работать в России
Далеко не все фирмы разделяют мнение политиков, что необходимо прекратить все связи с Россией. Примат политики признается на словах, но игнорируется в ежедневных делах. В исследовании, предпринятом Саймоном Эвенеттом (Simon Evenett) и Никколо Пизани Niccolò (Pisani) из швейцарского Университете Санкт-Галлена, утверждается, что не более девяти процентов концернов из стран ЕС и G7 закрыли свои дочерние предприятия в России.
Авторы проанализировали 1404 концерна, которые до украинской трагедии имели в целом 2405 дочерних предприятий в России. Так вот, по данным исследования, лишь 120 концернов полностью свернули свою деятельность или продали как минимум один филиал. Причем 20 процентов предприятий, которые продолжают работать в России, родом из Германии.
Авторы приходят к такому саркастическому выводу: "Вероятно, западные политики и лидеры экономики не так уж и едины во мнении насчет преимуществ разрыва связей с Россией".
В-пятых, Россия экспортирует нефть и газ
У российских экспортеров бизнес процветает. Мир по-прежнему заинтересован в российских сырьевых ресурсах, в изобилии залегающих в сибирской вечной мерзлоте. Едва Запад прекратил покупать у России нефть и газ, как его место тут же заняли другие покупатели. Это подтверждают и исследования агентства Bloomberg. По его данным, около 2,5 миллионов баррелей нефти в сутки поступают в Турцию, Китай, Индию и многие африканские страны.
Да и Европа, несмотря на санкции, тоже не может обойтись без русского газа. Такие страны как Франция, Бельгия, Нидерланды и Испания по данным лоббистского объединения Zukunft Gas по-прежнему закупают российский сжиженный газ. Через них российский СПГ попадает и в Германию, хотя и в ограниченных дозах.
Вывод: на невидимую руку рынка нельзя надеть оковы, что мы и наблюдаем на примере России, а также по криминальной активности торговцев людьми, наркобаронов и спекулянтов оружием. "Санкции — малоэффективная политика", — написала Агата Демаре (Agathe Demarais) в своей только что опубликованной книге Backfire.
Вывод: правительства тратят на печать своих торговых запретов массу казенной бумаги, но не могут или не хотят контролировать их исполнение до конца, так, чтобы реально ухудшить жизнь врага. Санкционные режимы призваны производить впечатление на западных избирателей, а вот Путина они никак не впечатляют.